Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Автоблоги»
Вы хотите запомнить сайт «Автоблоги»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

«Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

развернуть

По мемуарам наших ветеранов мы хорошо представляем, каким грозным противником был немецкий танк «Тигр». А каково в нем было воевать?

Альфред Рюббель – один из тех, кому довелось оценивать «Тигр» изнутри.

«Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

Мы очень, очень мало стреляли

В 1939 году он добровольно пошел в солдаты. Добровольцам позволяли выбрать род войск, в котором предстояло служить. Рюббель «ужасно хотел» в танковые войска. А в пехоту не хотел… Танкист, так сказать, по своему хотению. Вот только его, как сказали бы в России в конце 20-го – начале 21 века, «кинули». Попал он в пехотинцы танковой дивизии. 9 просьб о переводе в танкисты оказались напрасными. Лишь в июне 1940 года он наконец-то стал танкистом: «Танковым войскам я оставался верным 5 лет войны, 22 года в Бундесвере и 12 лет в разработке танков после моей отставки». Солидный танковый опыт накоплен, ничего не скажешь.

Готовили его сначала как заряжающего, затем как наводчика танкового орудия. Качество подготовки высоким назвать трудно: «…боеприпасов было мало. В учебной части для обучения стрельбе были тренажеры. В пушку был вмонтирован винтовочный ствол, с помощью которого имитировался выстрел. Только пару раз мы выстрелили настоящими снарядами. Мы очень, очень мало стреляли».

Любопытно мнение Рюббеля о Pz.IV, на котором он воевал на Восточном фронте в 1941-42 годах:
«Неудачный танк, медленный, с плохой пушкой. Если есть платформа, ну поставьте туда длинноствольную пушку! Так потом и сделали. До появления «Тигра», у которого была пушка 8-8, русские всегда были лучше вооружены».

Первое знакомство с «Тигром» в начале 1943 года обернулось разочарованием:

«Однажды за завтраком у меня с Хайно, который единственный из нас накануне видел «Тигра», был такой диалог:

- Хайно, скажи, как он выглядит?
- Представь себе очень длинную танковую пушку. Представил?
- Да!
- А у него она еще длиннее!

Скоро я тоже увидел это чудо. Я был впечатлен, но и несколько разочарован. Я ждал чего-то более элегантного, как Т-34, а тут такой ящер. Обучение было вялым, потому что была всего одна машина».

Опять жалоба на процесс обучения.

С этого момента я начал относиться к Тигру серьезно

Потом случился неприятный казус: «После окончания обучения в марте 1943-го года нас перевели в близлежащий лагерь «Сенне», в котором формировались роты Тигров. Наши первые, предназначенные для роты Шобера, «Тигры» прибыли на вокзал, и до утра, до разгрузки, их надо было охранять. Это приказали мне. Караульного помещения не было, было холодно. Я сел в кресло водителя одного из танков. Все было новым и незнакомым - и ночью было очень скучно. Ключ зажигания торчал в панели, с назначением некоторых переключателей я разобрался. Заведется ли мотор? Прав на управление танком у меня не было, но я часто нелегально управлял танком. Из любопытства я повернул ключ - и мотор завелся!

Что я тогда еще не знал: передача всегда была включена! Я шевельнул рулевое колесо, дал газ, и танк сдвинулся с места и повернулся! Что произошло? Разгрузочные клины были выдавлены из-под танка, корма и нос танка свисали с платформы. Испугавшись дальнейших ошибок, я не пытался поставить танк на место. Что подумала разгрузочная команда, я не знаю, но расследования не было. С этого момента я начал относиться к «Тигру» серьезно и основательно его изучил. Меня назначили командиром танка и дали подобрать себе экипаж».

Получается, что после завершения обучения немецкий танкист толком не знал свою машину и основательно изучил «Тигр» лишь после неприятной истории. А если бы она не произошла?

При этом надо учитывать, что уровень подготовки молодых советских танкистов был, увы, обычно еще ниже, чем у противника.

Огневая мощь «Тигра» была фантастической, но…

Главное достоинство «Тигра» было особенно очевидно на фоне Pz.IV:

«Они отличались как небо и земля. Тигр был качественным скачком в ряду наших танков… Огневая мощь «Тигра» была фантастической».

Но при этом Рюббель подробно описал и недостатки своей новой машины: «Однако ужасной была похожая на печную трубу командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову. Ну и подвижность была просто никакой. Скорость передвижения на марше была очень низкой, теоретически - 38 км/ч, практически так никогда ехать было нельзя. По пересеченной местности «Тигр», как правило, ехал 10 км/ч.

Мотор очень плохо переносил перегрузки. Продолжительность его жизни была очень ограничена. От наших водителей требовались хорошие знания и очень много работы, чтобы обеспечить готовность «Тигра» к бою. Ремонтная группа и ремонтная мастерская работали без перерывов. Во время маршей я всегда держал одно ухо открытым, чтобы все время слушать шум мотора. Перегрев вел к разрушению прокладок во втулках цилиндров, вода из системы охлаждения попадала в цилиндры. Тогда надо было вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. После этого «Тигр» ехал еще медленней. Перегрев также мог сжечь пробковые уплотнения в головке цилиндров, тогда мотор терял масло. Наш водитель Вальтер Эшриг жевал солдатский хлеб и получившуюся хлебную кашу использовал как уплотнитель в головках цилиндров, что на время помогало. Кроме того, слабыми местами были коробка передач, боковые передаточные механизмы и ходовая часть. Гидравлика тогда была еще не зрелой. Боковые передаточные механизмы были хрупкими, как сырое яйцо, и при механической нагрузке чуть выше средней сразу ломались.

Картинки по запросу «Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

Особым «удовольствием» был ремонт шахматной ходовой части у «Тигра» I. Известно, что у него на каждой стороне было 16 катков и 8 рычагов подвески. В начале марша все 16 катков были в отличном состоянии. Потом четыре внешних катка, начиная с переднего, начинали жить собственной жизнью. Движение рычагов подвески и напряжение на сгиб ослабляли фланцевые соединения всей подвески. Поэтому появлялась повышенная нагрузка на остальные катки и разрушалось резиновое покрытие катков. Количество работы для замены средних и задних катков было огромным, для этого надо было снять передние восемь катков».

После этого становится понятно, почему немцы потеряли значительную часть «Тигров» из-за поломок во время отступления.

Картинки по запросу «Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

Ничего не могло произойти?

Но сколько бы ни сетовал Рюббель на проблемы с ходовой частью «Тигра», на сложности с ремонтом и низкую скорость, мощь огня и брони для него перевешивали недостатки:

«Превосходство «Тигра» I и II в огневой мощи и бронировании над всеми вражескими танками, сохранявшееся до конца войны, сделало нас беспечными. Во время прикрытия наших частей и в боях, мы, бывало, часами стояли на одном месте, ничем не прикрытые и не замаскированные, и с нами ничего не могло произойти»!

Любопытно было бы получить по этому поводу комментарии наших танкистов, воевавших на ИС-2. Согласились бы они признать «тигриное» превосходство в огневой мощи и бронировании, или оспорили бы мнение Альфреда Рюббеля? Может быть, его экипажу просто очень везло, а кому-то приходилось дорого платить за беспечность, за нежелание маскироваться? Уверенность в том, что «с нами ничего не могло произойти» на войне может очень дорого обойтись в любых войсках.

Картинки по запросу «Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

Источник


Опубликовал Никита Лугов , 07.08.2017 в 09:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Вреда _
Вреда _ Alexander Kostuchenko 7 августа, в 14:43 Из приведенных данных следует, что с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500...600 м. И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке "спрямленного носа" (см. М. Барятинский, ИС-2, История создания), "танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции". Текст скрыт развернуть
6
Alexander Kostuchenko
Alexander Kostuchenko Вреда _ 7 августа, в 17:00 Из приведенных кем? У меня данные, что KwK 36 L/56 бронебойным снарядом Pzgr 40 била 138мм брони с дистанции 1000м и 110мм с 2000м. Лоб башни и маска орудия Ис-2 100мм, средняя вероятность поражения мишени 2,5х2м в боевых условиях у немца 93% на 1000м и 47% на 2000м. Резюмируя, если ИС промахивался, то с весьма высокой вероятностью получал пробитие башни. Собственно именно этот факт и стал причиной создания Ис-3. А вообще, встречи "Тигров" с Исами оканчивались примерно одинаково, кто кого прихватывал из засады, тот и побеждал. Текст скрыт развернуть
4
Вреда _
Вреда _ Alexander Kostuchenko 7 августа, в 17:35 К толщине брони ещё прибавьте угол наклона .
"Расположение бронедеталей под углами относительно направления подхода снаряда позволяет повысить их стойкость в результате действия нескольких механизмов, в частности разрушения хрупкого бронебойного сердечника под действием изгибающих напряжений, либо в результате отклонения этого сердечника с увеличением угла от нормали к поверхности брони (денормализации) даже при сохранении поверхностной плотности брони. Такое воздействие проявляется наиболее сильно при небольшой абсолютной массе снаряда, и при небольших отношениях длины к диаметру снаряда. Бронебойные снаряды периода Второй мировой войны вполне удовлетворяли названным условиям. Вот почему «рациональное» бронирование достаточно эффективно работало в тот период времени."
"Вопреки расхожему мнению советские танковые прицелы 2-й половины 2МВ были вовсе не такими уж плохими. ИС-2 имел прицел ТШ-17 разработанный на базе немецкого TZF 5 от Pz III и сделанный на ленд-лизовском оборудовании. А вот Германия к тому времени уже испытывала серьёзные проблемы с сырьём, что не замедлило сказаться и на качестве оптики."
http://vn-parabellum.narod.ru/article/pzvi-is.htm для интереса почитайте .
И вот ещё .При своей скорострельности "Тигр " имел " приваренную " башню.
Тигр-1 поворот башни на 360 градусов - 60 секунд
ИС-2 поворот башни на 360 градусов -22 секунды.
Текст скрыт развернуть
9
Alexander Kostuchenko
Alexander Kostuchenko Вреда _ 7 августа, в 22:22 И каков наклон брони башни и маски орудия у Ис-2? А чем литая гомогенная броня отличается от цементированной крупповской?
Цейс он и в ГДР был Цейс и даже послевоенная советская оптика до него не дотянулась.
360/60=6 градусов в секунду. На 1000м это даёт около 100м по горизонту. За секунду Ис-2 пройдет максимум 5 метров. В общем "привар" мало что решал на реальных дистанциях боя. Как-бы медленно "Тигр" не ворочал башней, для прицеливания и удержания цели ему этого вполне хватало. А если добавить сюда "шахматную" подвеску, которая помимо сложностей ремонта и обслуживания давала "Тигру" возможность вести прицельный огонь на ходу, то не таким уж беспомощным зверьком он был, как вам кажется.
Текст скрыт развернуть
-2
Вреда _
Вреда _ Alexander Kostuchenko 7 августа, в 23:37 "При лабораторном исследовании брони танка "Тигр-Б", проведенном в ЦНИИ-48 было отмечено, что "заметно постепенное снижение количества молибдена (М) на немецких танках T-VI и T-V и полное отсутствие в Т-У1Б"...
https://topwar.ru/15058-a-byl-li-tigr-korolevskim.html - интересно .
Текст скрыт развернуть
1
Вячеслав Яшин
Вячеслав Яшин Alexander Kostuchenko 8 августа, в 18:30 А могли и полюбопытствовать об отличиях брони хотя бы у Котина. У советских танков броня была с большим содержанием молибдена и имела очень большую ударную вязкость-поэтому пробить её было очень большой проблемой! Частенько сердечники застревали!А вот немецкая броня была намного твёрже но прекрасно проламывалась и давала дополнительную кучу осколков! Текст скрыт развернуть
1
Alexander Kostuchenko
Alexander Kostuchenko Вреда _ 9 августа, в 09:22 Ну если уж переводить разговор на "Королевского тигра", то там вообще-то не только состав, но и толщина брони изменилась, и "рациональное бронирование" появилось, и пушка KwK 43/L71, что в принципе вполне компенсировало нехватку шведского молибдена в броневой стали. Помимо этого, немцы пытались компенсировать недостачу молибдена ванадием, что после войны успешно внедрили советские металлурги и танкостроители. Текст скрыт развернуть
0
Игорь Зиновьев
Игорь Зиновьев 7 августа, в 11:38 Вопрос в том, что с ИС-2 мы немного опоздали. Примерно на 1 год. Как и с Т-34-85. Поэтому немцам некоторое время была относительная лафа. Хотя это их и не спасло от поражения под Курском и котлов на Украине. Но помогло части войск выбраться из котлов начала 1944г. Но уже в Белоруссии немцев ничто не спасло. Ибо новые танки наши подошли. Текст скрыт развернуть
16
Риддик .
Риддик . 7 августа, в 12:41 Никита, ехай жить на запад, там ты полнее ощутишь всю прелесть и вкус своего идола. Текст скрыт развернуть
1
Александр
Александр 7 августа, в 13:49 Тигр, конечно, был мощным и очень грозным оружием
Тигр мог подбить Т-34 или Шерман с дальней дистанции, с которой они не могли причинить серьезного ущерба Тиграм
Но, Тигр-1 сделали около 1500 шт. за всю всю войну, а Тигр-2 и того меньше
и что это есть?
если одних только Т-34 выпустили около 50 тыс. шт, американских "Шерманов" примерно столько же, и это не считая всех остальных танков и САУ союзников
т.е. если в бою на 1 Тигр приходилось 10 Т-34, и они сможет подбить 5 из них, то оставшиеся 5 все-равно его добьют
Тигры были дороги, сложны в производстве и в ремонте
Для сравнения: себестоимость Тигра было в 40 раз выше, чем у Т-34 !
подбитый или требовавший серьезного ремонта Тигр нельзя было бросить на поле боя (если только он не сгорел полностью),
и практически невозможно было отремонтировать в полевых условиях
его надо было отправить на завод-изготовитель в Германию,
при чем для транспортировки по ж/д требовалось демонтировать наружный ряд опорных катков и установить узкие транспортные гусеницы, чтобы вписаться в габарит ж/д
"потрясающее ноу-хау" ...
И их еще надо было благополучно довезти до Германии и обратно на фронт, а ж/д на восточном фронте постоянно повергались диверсиям советских партизан...
а по поводу еще более мощного и грозного Тигр-2 ниже:
Текст скрыт развернуть
6
Narvalroz Евгений
Narvalroz Евгений 7 августа, в 14:04 Мы победили, а значит наша техника лучше. Победителей не судят. Текст скрыт развернуть
16
Владимир Балаев
Владимир Балаев 7 августа, в 15:03 Действительно, главная слабость "Тигра" была в его плохой ремонтопригодности. Т-34, получив повреждения, ремонтировали прямо в поле, и большая часть танков была в строю через сутки-трое, а были случаи, и в тот же день!
"Тигры" при поломке и попадании, требовали значительных сил, и как правило их ремонтировали только эвакуировав с поля боя в мастерские. Например на Курской дуге, более 40% "тигров", не принимали участия в битве из-за поломок. А на хорошем морозе, немецкие танки вообще выходили из строя.
Да и уверенными они были до появления ИС-2, ИС-3, Т-34/85, СУ-152"Зверобой"..
Только американские "Шерманы" были для них лёгкой добычей, тех они жгли как солому...
Текст скрыт развернуть
3
Alexander Kostuchenko
Alexander Kostuchenko Владимир Балаев 7 августа, в 17:51 У Т-34 обычно и ремонтировать нечего было, как правило танк если и получал повреждения, то сразу несовместимые с жизнью. Баки с боеукладкой в боевом отделении при пробитии оставляли крайне мало шансов на ремонтопригодность. Достоинство Т-34 в том, что в двадцати случаях из двадцати одного, они били не "Тигров", а голопузых германских фельдфебелей, рядом с которыми чисто математически "Тигров" даже близко не было.
Главное не то, насколько танк хорош или плох, а то, чтобы он оказался в нужное время и в нужном месте. Многотысячные Т-34 и "Шерманы" с этой задачей справлялись в десятки раз лучше штучных германских вундерваффе, отсюда и результат.
Текст скрыт развернуть
2
сергей чернов
сергей чернов 7 августа, в 15:40 Чё спорить , НАШИ деды на НАШИХ танках наковыряли этим тиграм по полной программе вот и всё ! Текст скрыт развернуть
8
раиса леканова
раиса леканова 7 августа, в 15:55 в немецкой армии был приказ, при появлении ИС-2 , Тиграм в бой не вступать и сразу отступать, воевать только из засад, и никаких встречных боев Текст скрыт развернуть
4
Вячеслав Прилуков
Вячеслав Прилуков 7 августа, в 16:16 не назван ещё один недостаток тигров. вертикальная броня идиально пропускала акустический удар. снаряд не пробивал броню твнка но вследстии контузии выходил из строя экипаж. от фронтовиков слышал как они захватывали тигры. совершенно исправные но с дохлым экипажем. Текст скрыт развернуть
4
алексей семин
алексей семин 7 августа, в 17:12 Все настоящие танкисты знают- броня херня ведь танки наши быстры! Текст скрыт развернуть
0
Олег Сергеев
Олег Сергеев 7 августа, в 21:23 Я горд тем, что много лет прослужил на Т-34 механиком -водителем, дослужив до начальника бронетанковой службы полка. Текст скрыт развернуть
4
Александр. Володин сын Володин
Александр. Володин сын Володин 7 августа, в 23:45 Всех кошачьих перебили...
...ЗАКРЫЛИ БЫ ПАСТЬ ПРО ПРЕВОСХОДСТВО!
Текст скрыт развернуть
0
Герман .
Герман . 8 августа, в 00:05 Железный капут. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 35
Комментарии Facebook
Почему личный автомобиль сно…

Почему личный автомобиль снова станет роскошью

17 окт, 16:01
0 1
Когда во дворе проблема с па…

Когда во дворе проблема с парковочными местами

17 окт, 15:01
0 0
Как охраняют Керченский мост

Как охраняют Керченский мост

17 окт, 14:01
+1 0
Новые правила для сотруднико…

Новые правила для сотрудников ГИБДД, которые возмутят многих водителей

17 окт, 13:01
-15 36
Омич остановился на обочине,…

Омич остановился на обочине, перекрыв обзор камере фиксации нарушений

17 окт, 12:02
0 0
Новый регламент у "гаишников…

Новый регламент у "гаишников": теперь паспорт потребуют и у пассажира

17 окт, 11:01
-27 28
Запомнить

Последние комментарии

LPF
Если по асфальту мишлен , то может и проехать , а если по сланнику (камень острый и твердый) ,то 1-…
LPF Резина из Японии
Дильшат Мухамметов
сергей
сергей
артур пирожкoff
fastas .
Andrey Shubin
а это уже вопрос тем кто это производит.
Andrey Shubin Шокирующие факты о внедорожнике UAZ Patriot, о которых лучше не знать
Сергей
Елена Короткова
FAN
Популярное
Пассажиры устроили овации водителю, который ТАК эффектно разобрался с хамкой в салоне!

Пассажиры устроили овации водителю, который ТАК эффектно разобрался с хамкой в салоне!

Аплодирую водителю стоя! На остановке в маршрутку всунулась тетка возраста эпохи развитого социализма. Знаете, из серии самых махровых: поперек себя шире, морда красная, ресницы отвратительно-белесые, на голове перманент пополам с пергидролем, пару бородавок в самых неудачных местах, …

Никита Лугов 20 сен, 09:02
+179 31
У водителя маршрутки  отвисла челюсть!

У водителя маршрутки отвисла челюсть!

Преподал урок! В маршрутке. На одиночном сиденье мужик, прилично одетый, с дипломатом, сидит скучает, а маршрут долгий. Ну он лезет в дипломат, достает «Гжелку», стаканчик одноразовый, «Фанту», нарезку ветчины, стеклянную баночку красной икры. Вежливо спрашивает у пассажиров, мол н…

Никита Лугов 6 окт, 09:01
+104 8
Таксисту, который тараном остановил убийц, люди со всей страны сбросились на ремонт машины

Таксисту, который тараном остановил убийц, люди со всей страны сбросились на ремонт машины

Недавно Рунет облетели кадры видео, на котором таксист пожертвовал своим авто, пойдя на таран, чтобы остановить малолеток-убийц, угнавших автомобиль. Именно благодаря ему удалось предотвратить беду и установить личности отморозков. Сегодня из разных уголков России ему шлют деньги и слов…

Никита Лугов 27 сен, 11:01
+77 13