На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Крутим боевые педали: велосипедные войска в военной истории

Казалось бы, такое мирное изобретение, как велосипед, не может иметь ничего общего с войной. Но это далеко не так. Вот уже на протяжении 150 лет велосипедисты участвуют во многих военных конфликтах.

Начало

Так сложилось, что большинство разработок сперва создаются для военных целей, а после для гражданских. Велосипед же прошел обратный путь. Первым применением велосипедов в военных целях принято считать Франко-прусскую войну в 1870 г. Тогда двухколесный транспорт в основном применялся посыльными для быстрой доставки ценной информации. В отличие от коней, велосипеды обеспечивали мобильность и бесшумность передвижения.

Велосипед на рельсах.

Военные быстро оценили преимущество «двухколесных коней», и уже в 1895 г. в английской армии было основано специальное подразделение, укомплектованное «пауками» (велосипедами с большим передним колесом). В период с 1899 по 1902 гг. во время Англо-бурской войны велосипедные войска играли важную роль в британской армии.

Пауки — распространенный вид велосипедов в конце XIX века.

Естественно велосипеды имели целый ряд недостатков. Самый критичный из них — это малая проходимость. Часто велосипеды приходилось носить в руках, что было совсем непрактично и неудобно. Эту проблему смогли решить два француза: некий капитан Жерар и инженер Шарль Морель. В 1895 г. они запатентовали свой первый складной боевой велосипед. Вопрос с мобильностью был решен. Солдат с легкостью мог сложить велосипед пополам и повесить на спину. Причем руки у него оставались свободными, и он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и сидя.

Складной боевой велосипед.

Концепция складного велосипеда оказалась настолько удачной, что уже к началу XX века стала трендом и применялась во многих странах мира. Одним их самых известных производителей складных двухколесных военных велосипедов стала компания B.S.A, выпустившая десятки тысяч экземпляров.

Военные велосипеды компании B.S.A.

Также перед военными конструкторами стояла задача сделать велосипед максимально эффективным в плане боевой мощи. Так на свет появились трехколесные велосипеды-тандемы с установленными на них пулеметами и велотачанки — трех- или четырехколесные бронированные велосипеды с пулеметной системой Максима.

 

Боевые велосипеды с пулеметами.

Первая мировая

Период Первой мировой войны можно назвать расцветом боевых велосипедов. Большинство стран-участников войны укомплектовывали свои армии велосипедными, или, как их еще называли — самокатными войсками. Только в Российской империи было сформировано более 30-ти велосипедных рот.

Велосипедные войска Первой мировой.

У Германии было более 125 тысяч боевых велосипедистов, у Франции и Бельгии — около 150 тысяч, у Англии — свыше 100 тысяч. Считалось, что служить в самокатных войсках было почетно, поэтому в них набирали только лучших бойцов. Также велосипеды активно использовались посыльными, для доставки снабжения и транспортировки раненых.

Самокатчики.

В Российской империи велосипеды пользовались большой популярностью. В доказательство этому служит то, что вся императорская семья любила велосипедные прогулки, приверженцем велосипедов был и Лев Толстой. Тем не менее долгое время наша страна не занималась производством военных велосипедов, а закупала их за границей. Первыми в России боевые велосипеды стала производить фабрика «Росiя» в период с 1914 по 1917 г., а также завод «Дукс», который в 1916 г. создал легендарную модель «Дукс боевой».

Один из первых российских боевых велосипедов «Дукс боевой».

Вторая мировая

К началу Второй мировой войны велосипедные войска были в большинстве армий мира. Первенство по количеству велосипедистов принадлежало Вермахту. Самым популярным военным велосипедом в нацисткой Германии стала модель Truppenfahrrad. В Красной армии не было специализированных велосипедных войск, так как советское руководство посчитало их неэффективными.

Тем не менее история доказывает обратное.

Военный велосипед Вермахта.

Так, во время осады Сингапура японские боевые велосипедисты совершили успешный захват английской армии. 20 тысяч японских солдат на велосипедах атаковали английский гарнизон, расположенный в джунглях, и поэтому считавшийся труднодоступным. И это не единичный случай эффективного применения велосипедных войск во время Второй мировой войны.

Боевой велосипедист времен Второй мировой.

В 1942 г. британские боевые велосипедисты сумели провести успешную диверсию немецкой радиолокационной станции. Как показала военная практика, велосипеды были особенно полезными при десантировании и проведении боевых операций в тылу врага. Скорость двухколесного «коня» была существенно выше, чем у пехоты, а шум велосипеды издавали намного меньший, чем мототехника.

Современные боевые велосипеды.

Боевые велосипеды, хоть и в меньшем количестве, выпускались и после Второй мировой войны. Так, во время войны в Ираке американцы использовали надежные и быстрые аппараты фирмы Montague Paratrooper. Они были выполнены из легкого и прочно алюминия и могли перевозить более 200 кг. груза. Сейчас велосипедные подразделения есть в швейцарской и английской армии.

Источник

Картина дня

наверх