На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Делались единицами...На выставку чтоль...А для СССР?...Западло чтоль???И где всё это...В ЖОПЕ????????????????Дебилы Б...Советские автобус...
  • Максим Маркин
    ПАЗ на шасси ГАЗ - прекрасно ездил в Сибири по грунтовке, в -45С, куда там Лазурному берегу..Советские автобус...
  • Ингерман Ланская
    ну, во-первых, за бугор (за дальний бугор) их попало считанные единицы и то потому, что дешёвые. Второе, эти автобусы...Советские автобус...

Танковая контрабанда и танковый блеф в Родезии

Как известно, президент Уганды Иди Амин был очень экстравагантным человеком. Чего только стоит один его полный титул: «Его Превосходительство пожизненный президент, фельдмаршал Аль-Хаджи доктор Иди Амин, повелитель всех зверей на земле и рыб в море, завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Военный крест» и ордена «За боевые заслуги».

Однако, несмотря на объявление войны США (продолжалась ровно один день, потерь нет с обеих сторон), антиизраильские выступления (особенно после того, как в ходе операции «Энтеббе» израильский спецназ фактически уничтожил основную часть ВВС Уганды) и многие другие проявления силы и жестокости, Иди Амин фактически не контактировал с Родезией в вооружённом плане. Тем более интересным является тот факт, что косвенным образом президент Уганды достаточно существенно укрепил вооружённые силы Родезии.


Милтон Оботе.

Уганда обрела независимость в 1962 году. Первым её премьер-министром стал Милтон Оботе, которого в 1971 году сверг его бывший соратник и военный министр Иди Амин, в результате чего Оботе был вынужден бежать из страны в Танзанию. Собственно, оба этих политика отличались авторитаризмом, но Иди Амин даже по меркам африканских правителей был очень крут. Потому Оботе, не имея поначалу особой поддержки населения, пребывал в Танзании, лелея надежду когда-нибудь вернуться в страну.

Тем временем действующий президент Уганды окончательно уничтожил промышленность, сельское хозяйство и предпринимательскую деятельность в стране, что вызвало естественное недовольство среди населения и несколько волн миграции в соседние страны, включая Танзанию. Осенью 1978 года в армии Уганды разразился мятеж, поводом к которому стала «внезапная кончина» вице-президента Уганды генерала Мустафы Эдриси.
Такие «несчастные случаи» со слишком уж возвысившимися людьми в период правления Амина стали обыденностью, но в тот раз группа военных, которые поддерживали вице-президента (всего числом около полка), восстала, захватила несколько южных районов и под напором верных президенту вооружённых сил перешла границу с Танзанией.


Иди Амин.

Это дало повод Амину обвинить правительство соседней страны в агрессии, подстрекательстве, вызвать Джулиуса Ньерере (президента Танзании) на боксёрский поединок и объявить войну ему и его стране. Спустя малое время угандийская армия оккупировала часть провинции Кагера недалеко от озера Виктория.

В ответ на это власти Танзании провели немедленную мобилизацию, существенно увеличили количественный состав армии, а с учётом того, что СССР из двух этих стран решил поддержать Танзанию, ещё и укрепились технически.

И тут следует упомянуть ещё об одном участнике этого действия – Муаммаре Каддафи. Ливийский лидер был очень дружен с Иди Амином (они сошлись на почве антиизраильских и религиозных мировоззрений – оба были мусульманами), часто помогал ему техникой, оружием и солдатами. Собственно, этот конфликт не стал исключением, и в Уганду направились ливийские солдаты и техника…


Иди Амин (в центре) и Муаммар Каддафи (справа) принимают парад. Гулу, Уганда, 1973 год.

Неприкаянный груз
В начале 1979 года французский сухогруз «Астор» мирно направлялся из Ливии в Кению. В пункте отправки в него загрузили 10 польских танков Т-55L, груз боеприпасов и запчасти к ним. В порту Момбаса корабль должен был быть разгружен, а техника, перевозимая на нём, отправлена по суше в Уганду, хотя к тому моменту армия Иди Амина уже сыпалась под ударами танзанийской армии и Фронта Народного Освобождения Уганды, состоявшего из беженцев с территории этой страны.

Сухогруз прибыл в порт Момбаса, но на тот момент война фактически закончилась: столица Уганды Кампала была взята, Иди Амин бежал в Ливию, и танки оказались бесхозными «в связи с отсутствием принимающей стороны». «Астор» перенаправили в Анголу. Капитан корабля был, видимо, не в курсе политической обстановки в регионе, поэтому решил зайти на дозаправку в порт Дурбан в Южной Африке, находившийся в стране, которая вела «Пограничную войну» с Анголой.


Конфискованные T-55L.

Судно для начала отконвоировали в порт, после чего туда направилась группа таможенников на предмет осмотра и выяснения характера груза. Каково же было их удивление, когда в трюме обнаружилось десять Т-55L в пустынном камуфляже с запасом снарядов и прочими приятными дополнениями!

Танки выгрузили, осмотрели и так, и эдак, а потом задумались: «Ну и куда они пригодятся?». Дело в том, что к тому моменту в ЮАР была уже собственная реактивная и ствольная артиллерия, бронетранспортёры, достаточное количество авиации, да что там говорить – к 1979 году уже было разработано ядерное оружие (его испытания на острове Буве, известные как «инцидент «Вела», будут проведены 22 сентября 1979 года).

Но вернёмся к танкам. В 1976 году было принято решение закупить танки «Центурион», чтобы потом произвести их глубокое улучшение (впоследствии это вылилось в создание достаточно удачного танка «Олифант»).


«Ливийский» камуфляж.

На фоне всего этого десяток T-55L выглядел как-то бедно.
Неизвестно, в чью голову пришла мудрая идея передать эти танки Родезии, но в конечном итоге всё так и произошло: два T-55L оставили в ЮАР «на всякий случай», а остальные восемь передали в Родезию.
Чтобы мировая общественность ничего не заподозрила (а к тому моменту на каждое появление новой техники у Родезии по всему миру следовали гневные отклики), родезийцы устроили несколько трансграничных рейдов в Мозамбик, «в ходе которых захватили 8 танков».

Танки в родезийской армии
На дворе к тому моменту стоял октябрь 1979 года. Война была в самом разгаре, а потенциальная угроза вторжения советской техники из близлежащих стран была как никогда явной. Несмотря на то, что Бронеавтомобильный полк Родезии имел в своём составе несколько эскадронов, вооруженных броневиками «Эланд» французского производства с 90-мм пушкой, любая техника была нужна как воздух.

Среди родезийцев был брошен клич – искали людей, которые имели опыт обращения с любой бронетехникой. В итоге по объявлению пришли целых 2000 человек, из которых отобрали некоторое количество экипажей для вновь созданного эскадрона «Е» Бронеавтомобильного полка (отбирали, правда, лучших из лучших и ростом не более 173 см – 5 футов 8 дюймов, чтобы им было удобно работать в танке). Вновь созданный эскадрон состоял из двух взводов по четыре танка в каждом. Танкистов тренировали инструкторы из Южной Африки.

Поначалу танки были покрашены в пустынный камуфляж, мало подходивший для войны в буше, но вскоре после прибытия танков в казармы майор Винклер приказал перекрасить их в американский камуфляж.
В итоге «консультанты» из ЮАР показали родезийцам анти-инфракрасную схему окраски танков, в которую эти многострадальные T-55L и были перекрашены.


Американский» камуфляж.

Помимо перекрашивания, в танках заменили радиостанции и танково-переговорные устройства на стандартные родезийские, которые стояли на бронеавтомобилях «Эланд». Экипажи вооружили АКМС (складной версией автомата Калашникова). Командование эскадроном «Е» было поручено капитану Кауфельдту, бывшему танкисту из Западной Германии.

Чтобы окончательно запутать всех и вся, родезийцы погрузили эти танки на трейлеры и некоторое время возили по стране, создавая видимость наличия большего количества бронетехники, чем имелось на самом деле. Известие о наличии такой техники в руках родезийцев оказалось неприятным сюрпризом для руководителей ЗИПРА и ЗАНЛА и заставило их пересмотреть планы атак.


Анти-ИК камуфляж.

В итоге, так и оставшись «оружием сдерживания», эти восемь Т-55L не приняли участия ни в одной боевой операции. При наличии большой сети протяжённых дорог и обширных границах перегонять 37-тонные танки по стране, где «плечо» выдвижения на операцию достигало 300 км, было нонсенсом.

«Кварц» — операция, которая не состоялась
Конечно, была ещё подготовка к операции «Кварц», которая включала в себя действия всех Сил Безопасности Родезии и являла собой цель не допустить прихода к власти Роберта Мугабе и партии ЗАНУ (вплоть до физического устранения будущего президента Зимбабве и уничтожения всех сил армии ЗАНЛА в стране – в случае, если Мугабе победит на выборах силой оружия).


Танки в казармах Нкомо.

В ходе планируемой операции предполагалось, что один отряд танков Т-55L (четыре единицы) поддержит бойцов родезийской САС, которые будут физически устранять Мугабе, а второй отряд из оставшихся четырёх танков будет вместе с бойцами роты поддержки Родезийской Лёгкой Пехоты уничтожать сборный пункт боевиков ЗАНЛА в районе города Булавайо.

Были проведены репетиции в казармах Кирбит. По сценарию танки должны были стрелять осколочно-фугасными снарядами по зданию аудиовизуальных искусств в комплексе Университета Солсбери (предполагалось, что Мугабе будет там). После того как весь отряд отстреливал по зданию 80 снарядов, один из танков должен был проломить ограду Университета, а бойцы САС под командованием знаменитого Боба Маккензи направиться на штурм и зачистку территории. Танки тем временем осуществляли бы огневую поддержку.


Бойцы эскадрона «Е» слушают результаты выборов. 4 марта 1980 года, 9 часов утра.

Но операция «Кварц» не стартовала, выборы состоялись, и 18 апреля 1980 года Родезия прекратила своё существование. Танковый парк вновь образованной страны пополнился танками из Мозамбика и Замбии, а восемь T-55L польского производства остались лишь частью истории.

Источник

Картина дня

наверх