На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Подъём Т-34-76 из реки Дон

Началось всё с телефонного звонка старого знакомого в первых числах июля – нашли танк, будем вытаскивать. Поначалу воспринял эту новость с ленивым скептицизмом — знаем мы эти «танки», (особенно "тигры" в деревенских прудах), хорошо, если в наличии оказываются хотя бы куски от него, зачастую вообще ничего не обнаруживается. Да и без различных мощных бумажек это сомнительное занятие – хотя МО и является законным владельцем машины, танк у военных запросто могут отобрать местные власти, прецеденты уже были. В качестве ответа мне на почту присылается видео – подводная съёмка сделанная дайверами. На видео, сквозь тёмную водную муть, явно виднеется Т-34-76 выпуска СТЗ с повёрнутой вправо башней, ровно стоящий на дне и практически не занесённый илом! Более того – подъём машины уже согласован на самом высоком уровне в министерстве обороны!
Найденный танк оказался уникальным – выпуск Сталинградского тракторного завода, 1942 года. К настоящему времени сохранилось всего 3-4 сталинградские машины, а комплектных и в первозданном виде нет ни одной. Этот танк уникален ещё и тем, что относится к позднему периоду выпуска — лету 42-го ( в сентябре производство было прекращено).
Основная часть экспедиции выехала задолго до нас, им предстояло разбить лагерь, поставить в известность местную администрацию, полицию, МЧС, наладить взаимодействие с военными (военная часть из Богучара предоставляла БРЭМ, тралы для перевозки и сапёров для обезвреживания боеприпасов). Быстро собираем такелажное имущество – блоки, громадные шаклы, коуши и главное — краном ЗИЛа грузим в прицеп катушку со 100 метрами специального троса. В ночь выдвигаемся на место. Впереди 700 километров по трассе М4.
Место проведения подъёма находилось в населённом пункте, отмеченном на картах как село Украинская Буйловка. К настоящему времени от села остались только покрытые буйной растительностью развалины домов да руины церкви в центре – последний житель покинул его в 2008-ом году.

Дорога до села представляла из себя заросшую и петлявшую по придонским оврагам колею – клиренса прицепа кое-где не хватало и он просто тащился балкой по земле. К моменту нашего приезда лагерь был уже разбит, на берегу спилены все мешавшие деревья, определено место для БРЭМа.

Танк примерно в 5 метрах от берега, глубина 7 метров
Танк примерно в 5 метрах от берега, глубина 7 метров

С нашим приездом начинается работа по зацеплению танка –в соответствии с заранее продуманной схемой разматываем и укладываем трос, вымеряем нужное расстояние для установки коушей (специальных петлей на тросу) и места для блока.

После подготовки троса начинается работа водолазов – нужно спуститься к машине, накинуть петли на крюки танка, подвязать их специальной проволокой от соскакивания, расправить трос. И всё это на сильном течении и практически на ощупь!

К вечеру подготовка к подъёму закончена, ждём военных с тяжёлой техникой. Полагая, что последних надо ждать не раньше, чем через 2-3 дня, мы уже морально приготовились к ленивому 3-хдневному расслабону, и каково же было наше удивление, когда ранним утром мы были разбужены рёвом БРЭМа, продирающегося сквозь прибрежные заросли! Оказывается техника ещё с вечера выехала с Богучара, и несмотря на затруднения по технической части, к утру уже была на месте! Более того, на всякий случай БРЭМов приехало два! Машины оказались даже полностью исправными и укомплектованными всем необходимым имуществом, что само бывает нечасто. Возглавлял военных на редкость адекватный и грамотный подполковник, заместитель командира вновь созданной богучарской бригады.


Было решено сразу начинать, не дожидаясь дневной жары. Встав на место, первый БРЭМ сразу начал разматывать лебёдку, а его экипаж собирать полиспаст.

15 минут, и Т-34 стоящий на дне реки через систему блоков подцеплен к лебёдке БРЭМа. Начинается натяжка троса

Предварительная натяжка показала, что всё собрано правильно, можно тянуть. Полковник даёт команду мехводу БРЭМа, начинаем!


И вот, через 74 года, Т-34 покидает свою стоянку на дне Дона и показывается на поверхности. На башне виднеются многочисленные обрывки лесок, блёсны, по словам водолазов был даже обмотанный вокруг башни оборванный трос – следы неудачных попыток вытащить машину классическим колхозным способом. Танк в спешке покидают его подводные обитатели – ерши и раки. Люки открыты, это хорошо, шансов что внутри экипаж становится меньше.

Поскольку в этот день задачи вытащить машину не стояло, то вытянув большую часть танка из воды, после проверки тросов и добавки ещё одного – страховочного, опускаем танк обратно, оставив на поверхности лишь часть орудия.

На воде разводы от дизельного топлива, вытекающего из баков танка
На воде разводы от дизельного топлива, вытекающего из баков танка

На следующий день начинается окончательный подъём машины. Несмотря на то, что о предстоящем мероприятии знало не так много человек, с утра весь берег наполняется людьми, а поверхность реки лодками. Пришёл даже небольшой теплоход со зрителями. Прибывают сапёры, ВАИ, местный военком, МЧС, полиция, многочисленные корреспонденты. Не забыли и про медицинскую помощь — с военными прибывает женщина-врач. От чересчур любопытных пришлось натянуть ленту и выставить оцепление. После того как всех зрителей с помощью матюгальника (а кого и пинками) кое-как загнали за ленту ждём отмашки лейтенанта из пресс-службы ЗАПВО о готовности всех журналистов. Наконец, всё готово, заводится БРЭМ и начинается уже окончательный подъём танка.

Танк явно на передаче – гусеницы при натяжке/ослаблении троса хоть и немного шевелятся, но не крутятся.

Склон периодически проливается водой – для лучшего скольжения.

Машина повоевавшая – на катках пробоины от снарядов (позже будут найдены и многочисленные отметины на броне). После того, как танк оказывается на берегу, начинаем вымывать из него песок и ил, накопившиеся за 74 года

На главный вопрос – есть ли в нём экипаж, ответа пока нет, поэтому размываем очень осторожно, вычерпывая грязь руками, чтобы ничего не пропустить.

Показываются снаряды, закреплённые в укладках по бортам боевого отделения, их передают сапёрам

Все вещи из танка складываются, фотографируются и переписываются.

Ко всеобщему облегчению через пару часов становится ясно – никого из экипажа в танке нет. Размыв место мехвода обнаруживаем рычаг КПП в положении включённой 1-ой передачи, ручной газ стоит на максимуме, на педали газа вдобавок лежит цинк с патронами и снаряд. Судя по всему машину намеренно загнали в воду. Найденные рядом в реке разбитые понтоны косвенно подтверждают эту версию – похоже, что после уничтожения понтонов, видя невозможность переправы танка через реку, экипаж специально утопил машину. Из местных жителей толком никто ничего сказать не может, непосредственных свидетелей не нашлось — всё на основе пересказов и слухов, ясно только одно – при отступлении наших войск летом 42-го в селе была наведена понтонная переправа, позже разбитая немецкой авиацией. Танков в реке вроде бы было два. Один, по словам старожилов, свалился с понтона при переправе, а вот как в реке оказался второй (наш) схожих правдоподобных версий не нашлось. Первый мешал судоходству и его вытащили ещё в 60-е годы.
Думаю вытащенный нами танк уцелел благодаря тому, что стоял не на фарватере и судам не мешал, в отличие, например, от ранее поднятого из Дона КВ — тот был взорван после того, как на него напоролась баржа.

На следующий день продолжилась работа по размывке танка и извлечению из него боекомплекта, ну а нам уже пора было уезжать.
Затем была транспортировка 34-ки до тралов, стоявших в нескольких километрах от берега. Осложнялась она тем, что сняь с передачи танк так и не смогли, пришлось разбивать гусеницы, плюс Донской берег изрезан крутыми оврагами, по которым и на джипе то проехать нелегко! Тут и понадобился второй БРЭМ. Через две недели Т-34 уже был в Кубинке, где он был подготовлен для экспозиции в парке Патриот

фото Романа Алымова
фото Романа Алымова

Было решено пока выставить его в таком же виде, каким он был извлечён из реки. В будущем его ждёт реставрация, возможно до ходового состояния.

Фото Юрия Пашолока
Фото Юрия Пашолока

В подъёме участвовали: сотрудники парка «Патриот» во главе с Анатолием Калембергом (руководитель и организатор экспедиции), военные из различных частей ЗапВО, команда дайверов из Москвы и Санкт-Петербурга, многочисленные помощники из числа местных жителей и много других просто неравнодушных людей. В довершении рассказа хотелось бы дополнительно отметить работу дружной команды дайверов, не отмеченную в многочисленных репортажах – за 3 месяца до основной экспедиции они обныряли и отсняли танк, затем уже при подъёме провели все водолазные работы — на 7-миметровой глубине при сильном течении и нулевой видимости, и помимо всего вышеперечисленного они ещё взяли на себя организацию лагеря, электроснабжение и питание всей многочисленной экспедиции.

Ну и в заключение песня Михаила Калинкина

http://

 

Картина дня

наверх