Автоблоги

113 006 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Титков8 марта, 3:25
    Вот пример корявого изложения, когда аффтор хочет описать что-то а выходит не понятно. Пример: "Использовать ее для е...Тайна буквы «N»: ...
  • Евгений Решетников4 марта, 19:17
    Очередной дебил написал очередной дебильный бессмысленный текст...Почему инспектор ...
  • Юрий Колобродов4 марта, 18:20
    Ну ка свяжите подробнее ГУР, который вращается ремнем от коленвала с низким напряжением батареи (АКБ). очень интересн...Руль машины трясе...

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114

Про каждый советский легковой автомобиль можно сказать — эпохальный. Но ЗИЛ‑114 действительно такой. Он стал в середине 1960‑х не только современным, но и передовым.

Фактически ЗИЛ‑114 оказался и последней принципиально новой серийной легковой моделью завода. Все последующие «членовозы» отличались от него, в основном, лишь ­деталями кузова и отделки.

В общем, 114‑й в истории завода — первый по-настоящему оригинальный, практически без иностранных заимствований, легковой ЗИЛ. Он же, правда, и последний серийный, созданный почти с нуля.

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Дизайн машины отличали строгость и отчасти даже минимализм — кузов почти без декора. Но художникам удалось создать не только гармоничный, но и «долгоиграющий», не подверженный быстротечной моде облик. Внешность более поздних ЗИЛ‑114 почти не отличалась от стилистики ранних.
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114
Семиместный лимузин для высших руководителей СССР сделали по всем классическим канонам: строгие формы, классическая компоновка, гигантская длина — 6305 мм, колесная база — 3880 мм. Машину построили на совершенно новой раме с лонжеронами закрытого сечения и без Х‑образного усилителя, как у ЗИЛ‑111 (ЗР № 7, 2019).
На ЗИЛ‑114 впервые в советской истории на всех колесах установили дисковые тормоза, созданные по лицензии фирмы Girling, с тремя усилителями — вакуумным и двумя гидровакуумными в каждом контуре. Оба действовали на все четыре колеса.
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Салон ЗИЛ‑114, как и весь кузов, сделали строгим и лаконичным. Дизайн с тонким рулевым колесом и вытянутым спидометром типичен для середины 1960‑х.
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114
Ни один из заокеанских автомобилей, в том числе Imperial, чей салон похож на советский по стилистике, на ЗИЛе впрямую не копировали. Но ЗИЛ‑114 отражал моду тех лет. И, в первую очередь, именно американскую.

 

 

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Поначалу ЗИЛ‑114 оснащали автоматической двухступенчатой коробкой передач от ЗИЛ‑111. В ее основе лежал агрегат, который ставили еще в начале 1950‑х на автомобили Chrysler. Коробка не была сильной стороной ЗИЛа ни по конструкции, ни с точки зрения надежности. Лишь в 1975‑м на ЗИЛ‑114 стали устанавливать новый трехступенчатый автомат. Тогда же кнопки управления коробкой, расположенные посредине приборной панели, заменили обычным напольным рычагом.
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Двигатель V8 ЗИЛ‑114 заметно отличался от предшественника ЗИЛ‑111. Диаметр цилиндров увеличили (108×95 мм против 100×95 мм), рабочий объем вырос с 6 до 7 л, а мощность подняли в полтора раза — до 300 л.с. при 4400 об/мин. По тем временам, приличная мощность для автомобиля этого класса. Мотор комплектовали гидрокомпенсаторами зазоров клапанов, четырехкамерным карбюратором, бесконтактной транзисторной системой зажигания.

 

 

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114ЗИЛ‑114 получил оригинальную, совершенно новую переднюю подвеску на продольных торсионах. Такая конструкция обеспечила высокую плавность хода в сочетании с минимальными клевками при торможении и кренами в поворотах. Сзади сохранили продольные рессоры и неразрезной мост.
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Торсионные подвески в конце 1950‑х — начале 1960‑х использовали на автомобилях марки Chrysler и некоторых иных машинах. Конечно же, советские инженеры тщательно изучили заокеанский опыт.

 

 

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114ЗИЛ‑114 поздних выпусков получил лишь иную решетку радиатора с прямоугольными «очками» фар. Позднее исчез и съемный щиток в арках задних колес.

На ЗИЛе изучили все мировые аналоги ЗИЛ‑114, в первую очередь, конечно, американские флагманские ­лимузины «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler. Стилистика ЗИЛ‑114 не повторяла ни один из них, но прекрасно вписывалась в моду середины 1960‑х. Дизайн был более спокойным, но поэтому и долгоигра­ющим. Советские дизайнеры прекрасно понимали: совершенно новую стилистику им разрешат сделать не скоро.

 

«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Lincoln Continental
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Imperial Limousine
«Членовоз» Политбюро: история ЗИЛ‑114Cadillac Fleetwood Series 75

От прорыва до застоя

ЗИЛ‑114 — не только оригинальный, но и один из самых прогрессивных отечественных автомобилей своего времени. Достаточно мощный мотор сочетался с эффективными тормозами и вполне гармоничным для своего класса дизайном. Слабым местом конструкции была двухступенчатая трансмиссия, да и более поздняя — трехступенчатая, особой прогрессивностью и надежностью не отличалась.

До 1977 года выпустили 113 лимузинов ЗИЛ‑114. Все следующие серийные легковые ЗИЛы конструктивно мало отличались от 114‑го. Не только трехступенчатая трансмиссия и карбюраторный двигатель, но и многое другое уже в начале 1980‑х выглядело анахронизмом на фоне зарубежных ровесников‑одноклассников. Резво разогнавшись, ЗИЛ словно увяз во времени. Впрочем, не он один.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх