На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Игра в две педали - Lada Priora с «роботом» :тест-драйв

Я не люблю «роботы» с одним сцеплением.

Их никто не любит. Владельцы Honda Civic, Toyota Auris, Opel Corsa/Astra могут поделиться впечатлениями.

А тут – Lada Priora с роботизированной коробкой передач, которая разработана силами самого АвтоВАЗа. Скепсис, однако…

Причины понятны: да, у АвтоВАЗа есть гидромеханический автомат Jatco, который ставился на «Гранты» и до сих пор прописан на «Калинах», однако он дороговат, повышает расход топлива, не всегда удобен для компоновщиков и вообще идет вразрез с концепцией импортозамещения.

Хорошо видна мехатроника - исполнительные механизмы, навешанные на стандартную пятиступенчатую коробку

Разработать «автомат» с нуля – сложная и дорогая задача, поэтому АвтоВАЗ не стал пускаться во все тяжкие. Когда нужна своя «двухпедальная» трансмиссия, а денег или времени маловато, выход один – взять существующую механическую коробку и превратить в роботизированную.

АвтоВАЗ так и поступил: отличия от механики лишь в чуть ином корпусе, да отсутствии традиционных приводов сцепления и механизма выбора передач. Вместо них – мехатроника немецкой фирмы ZF.

Проблемы всех роботов типичны: вялый старт с места, паузы при переключении последовательных передач, повышенный износ сцепления, а в ряде случаев – еще и низкая надежность. Роботы с двумя сцеплениями, как пресловутый DSG или Powershift у «Форда» работают гораздо быстрее, но компаниям пришлось поднапрячься в борьбе c целым ворохом детских болезней. Короче говоря, забрав ключи от Priora с роботом я испытывал любопытство и страх разочарований.

Селектор прост: в середине - нейтраль, на себя - автоматический режим, от себя - задняя передача. Если качнуть селектор влево, включится режим ручного переключения. Претензия одна - невнятная нейтраль

И вот что-что, а старт с места на удивление хорош: без паузы, плотный, даже нахрапистый, словно робот, заведующий сцеплением, еще не вышел из возраста, в котором еще мечтается о «Приоре». Жмешь педаль плавно или сразу до пола, реакция вполне логичная, и даже DSG первых генераций дольше раздумывали перед началом движения.

При плавной езде коробка весьма незаметно добирается до пятой передачи, и берет сомнение – точно ли там роботизированная трансмиссия? Нет ни заметных пауз, ни рывков, лишь подвывание самой «Приоры» нарушает идиллию.  

Если внезапно утопить педаль, робот довольно расторопно скинет передачу до второй или третьей ступени, и снова пауза получается не больше, чем у гидромехов.

Но вот когда в режиме газ в пол коробка переключается между соседними передачами, все-таки появляется ощутимая задержка, во время которой Priora успевает клюнуть носом. Для тех, кто ездит на обычном «автомате», такой дифферент покажется странным, но роботы с одним сцеплением не умеют переключаться без разрыва потока мощности, поэтому при агрессивной езде «Приора» кланяется на каждом переключении.

И все-таки даже эти паузы я бы назвал слишком умеренными, чтобы записывать в минусы. Я вспоминаю Honda Civic 5d 2006 модельного года с роботом – вот там мощность пропадала так внезапно и надолго, что первое время мне все время мерещилась фатальная поломка (без преувеличения). Обгонять на той «Хонде» было неприятно, потому что тяга могла пропасть в самый пикантный момент. И совет сбрасывать газ накануне переключения меня тоже не вдохновлял – зачем «автомат», которому нужно подтирать сопли?

Priora на этом фоне прямо чемпионка: тяга словно и не пропадает полностью, а на какое-то время лишь ослабевает, и пауза получается не больше, чем при переключении передач на механической коробке. В общем, через какое-то время привыкаешь и перестаешь зацикливаться на несколько рваном разгоне.

Сам темп, кстати, весьма неплох: робот не крадет исподтишка ньютонометры, и "Приора" едет с прытью "механической" машины. Тем более, при резких маневрах робот не ленится включать наиболее низкую из возможных передач, а при длительной агрессивной езде вообще зависает на низших передачах, проявляя известный конформизм.

Так что, сплошные плюсы? Если честно, нет. Робот любит однозначность. Когда жмешь педаль и даешь ему сориентироваться в твоих желаниях, он весьма исполнителен. Если начинаешь суетиться и действуешь «без конкретики», коробка шныряет с передачи на передачу, оставляя тебя без тяги.

Вообще полной уверенности в «роботе» я не почувствовал. Иногда он вел себя великолепно. Иногда под педалью возникала невесомость, и даже на малых скоростях словно не оставалось запаса тяги. Бывало, в середине поворота робот затевал переключение, и вместо дерзкого выхода получалась тревожная пауза. При езде на пределе внезапное исчезновение тяги может плохо закончиться. Не спасает тут и ручной режим: при достижении максимальных оборотов коробка все равно пошагает вверх.

Поэтому вердикт такой: по меркам «роботов» коробка получилась удачной и вполне юзабельной, а для тех, кто не искушен хорошими гидромеханиками или DSG, она покажется и вовсе близка к идеалу. Но если гидромеханика прощает почти все ошибки и всегда сохраняет здоровую флегматичность, то к роботу нужно приноровиться и понять алгоритм его работы, разобраться, что он любит, а что его сбивает с толку, и, может быть, немного изменить стиль вождения. Тогда он раскроет свои сильные стороны: например, во время обгонов на третьей передаче темп разгона превзошел ожидания от маломощной в общем-то машины с автоматической трансмиссией.

И конечно, остается неизбежный скепсис по поводу надежности всей конструкции. Например, забористые старты с места приведут к повышенному износу сцепления. Опять же, в плюсы роботу можно записать хорошую взаимозаменяемость с ручной коробкой, а значит, не должно быть проблем с ремонтом механической части: валы, шестерёнки, синхронизаторы… Исполнительные механизмы и электроника – немецкие, и об их надежности судить пока сложно. Полагаю, что если АвтоВАЗ уделит внимание детским болезням (а они, думаю, почти неизбежны), то со временем робот может стать весьма неплохой альтернативой гидромеханикам.

Бонусы для покупателя: машины с «роботом» на 20 тысяч дешевле, а расход топлива сопоставим, а иной раз и меньше, чем у автомобилей с «механикой», хотя бы потому, что робот при первой же возможности включает высшие передачи. Для Priora роботизированная трансмиссия вообще стала первой и единственной с двумя педалями, а с недавних пор и Granta полностью перешла на вазовские роботы. «Калины» и Datsun пока оснащаются гидромеханиками Jatco, но, полагаю, вопрос их роботизации также на повестке дня.

Напоследок пара впечатлений от самой «Приоры». Главный минус – архаичная эргономика и непростительная теснота для автомобиля таких размеров. Зато баланс комфорта и управляемости отнюдь не плох, и чем разбитее дорога, тем уместнее «Приора». И все-таки чувствуется, что ее век сочтен, поэтому ждем «Весту» с нетерпением.

Минимальная цена Priora с роботом - 480 тысяч рублей. О-о... Все-таки я фанат механики.

 

Источник

Картина дня

наверх