На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Мотоциклы М-52 и М-53, о  которых  слышали лишь те, кто углублённо увлекается мотоциклетной  темой, а воочию их вообще немногие видели, были для своего времени  своеобразным вызовом устоявшимся стереотипам о том, что тяжелый дорожный  «оппозитник» обязательно должн идти с коляской. Советские «пятисотки»  М-52, и особенно М-53  были столь редким явлением, что полюбоваться ими  можно лишь на фотографиях.  

Появившиеся в конце 50-х  годов они  были одни из самых скоростных на то время двухколёсных  машин. Разработка велась в Серпуховском ЦКБ мотоциклостроения, а  производство налаживали ни Ирбитском и Киевском мотоциклетном заводах.  М-52 и М-53 соответственно.  

Первый экспериментальный  образец мотоцикла М-52 был готов в 1954 году. Вот как он выглядел.  Что-то есть от BMW R51/3, ну очень похож на М-52, понятное дело.  

Для сравнения -  BMW R51/3  

Даже в наши дни этот  мотоцикл сморится достаточно стильно, а технически он на тот момент  соответствовал всем мировым требованиям. 

Двигатель – оппозитный  двухцилиндровый верхнеклапанный, с дюралевыми штангами толкателя,  охлаждениябыло  воздушным. Цилиндры были отлиты из алюминиевого сплава,  рабочая поверхность представляли запрессованные чугунные гильзы. Шейки  коленвала, поршневого пальца в диаметром были унифицированы с двигателем  М-52, от этого же двигателя с небольшими изменениями  был и картер.  Мощность мотора 24 л.с.  

Первоначальный вариант двигателя М-52 

Поздний вариант с отдельными внешними трубами штанг толкателей  

Двигатель М-53 киевского производства   

Колёса М-52 имели  отлитый из алюминия тормозной барабан, с запрессованной в него чугунной  поверхностью, как на Вазовской «классике». Передача на ведущее колесо –  карданная. 

В 1955 году мотоцикл  проходит стендовые и дорожные испытания общей протяженностью в 15 тыс.  км. Результатом испытания становится ряд изменений конструкции, особенно  двигателя. Клапанные крышки становятся общими для цилиндра, клапаны –  облегчёнными, одним из главных изменений становится появление своего  карбюратора – К 52 с компенсационным колодцем.  

По завершении испытаний и  «работы над ошибками», в 1957 году начинается серийный выпуск М-52 и  спортивной модификации М-52 С для шоссейно-кольцевых гонок и М-52 К –  версии для мотокросса. 

Первые партии М-52  продавались поблизости от завода, что бы снизить логистические издержки  по рекламациям, хотя машина показала себя в целом надёжной. Тем не  менее, продержалась машина на конвейере недолго, до 1959 года, после  чего её сменил М-61, который продавался только в варианте с боковым  прицепом- коляской. 

Известно точное количество выпущенных М-52 – 678 экземпляров, включая спортивные модификации.  

Найти сейчас этот  мотоцикл на вторичном рынке  в комплектном виде – всё равно, что найти  Священный Грааль.  Но еще более эксклюзивной является М-53, собиравшийся  на Киевском мотозаводе.  

Мотоцикл немного  отличался дизайном, у него было двухместное сиденье зауженный топливный  бак и немного измененная (по сравнению с М-52) рама. Задняя вилка была  маятникового типа. Насколько мне известно, было собрано всего 5  гражданских М-53 и около десятка – спортивных модификаций.  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх