На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Делались единицами...На выставку чтоль...А для СССР?...Западло чтоль???И где всё это...В ЖОПЕ????????????????Дебилы Б...Советские автобус...
  • Максим Маркин
    ПАЗ на шасси ГАЗ - прекрасно ездил в Сибири по грунтовке, в -45С, куда там Лазурному берегу..Советские автобус...
  • Ингерман Ланская
    ну, во-первых, за бугор (за дальний бугор) их попало считанные единицы и то потому, что дешёвые. Второе, эти автобусы...Советские автобус...

Программа утилизации: как это вообще работает и как успеть в нее попасть

Нужна ли сегодня госпрограмма поддержки утилизации?
С 2014 года в России действует уже вторая по счету государственная программа, в рамках которой покупатель новой машины может получить скидку, если сдал свой старый транспорт в утиль. В ближайшие месяцы такая возможность, по всей видимости, исчезнет. Дром разобрался, насколько выгодно пользоваться этой программой сейчас, и подготовил четкую пошаговую инструкцию, как это сделать. Попутно мы поинтересовались, куда уходят наши деньги, которые мы платим в качестве утилизационного сбора при покупке нового автомобиля, ведь этот платеж уже не один год включен в стоимость всех продаваемых в стране автомобилей.

Программа обновления автопарка — пожалуй, самая распиаренная государственная мера, которая помогла оживить российский автопром и авторынок в годы после кризиса 2008 года, и вновь пришлась к месту, когда в 2014 году авторынок опять покатился в тартарары. Автопром и дилеры получили нужную подпитку, да и нам, обычным автомобилистам, эта программа тоже очень понравилась. Во всяком случае, поначалу. Скажем, в 2011 году можно было сдать любую развалюху и получить 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. На тот момент это было здорово: вспомним, что Lada Granta в то время стоила от 229 000 рублей. И так недорого, да еще и, считай, скидка в 22%. Эта возможность привлекла очень многих. К сожалению, с той поры машины стали гораздо дороже, а скидки на многие новые модели урезали. К счастью, не на все.

Сейчас сложилась странная ситуация: программа утилизации может завершиться внезапно в любой месяц. Точнее, принимать машины в металлолом не перестанут, а вот получить при этом скидку на покупку новой машины скоро станет невозможно.

Ранее сообщалось, что государство перестанет субсидировать скидки либо по окончании первого квартала 2017 года, либо по окончании второго. Этого не произошло. За уточнениями мы обратились в Минпромторг, но там конкретных сроков окончания программы не назвали. При этом в Минпромторге нам рассказали о том, что летом начали действовать новые интересные госпрограммы — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Впрочем, обо всем по порядку.

Эволюция утилизации. Как программа поменялась с годами

Впервые программа утилизации в нашей стране была запущена в марте 2010 года. Тогда это называлось «экспериментом по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». В том виде программа проработала до конца 2011 года.

Условия первой программы утилизации заметно отличались от нынешних. Для получения скидки требовалось сдать в утиль машину не моложе 10 лет. Скидки предоставлялись только на автомобили российской сборки из установленного государством перечня. В него входили только наиболее дешевые модели. Скидка на покупку новой машины была не плавающей, а жесткой — 50 000 руб. За неполных два года работы программы государство выдало 600 000 сертификатов, дающих право на скидку. Всего на эту программу потратили 30 миллиардов рублей из карманов налогоплательщиков.

В 2012 году правительство России утвердило утилизационный сбор, который включен в стоимость каждой ввозимой из-за рубежа машины. С 2014 года этот платеж взимается и с автомобилей местного производства.

Новую программу утилизации запустили в сентябре 2014 года, и этот эксперимент оказался масштабнее предыдущего. Новые меры господдержки превратились в «программу утилизации и Trade-in». Субсидии теперь даются не только тем, кто отдал свою старую машину на переработку, но и клиентам, которые сдают автомобиль дилеру по системе Trade-in. При подготовке этой статьи мы интересовались исключительно вопросами утилизации.

Особенность нынешней программы утилизации: сдавать на переработку можно автомобиль любого возраста — право на скидку будет в любом случае. Единственное жесткое требование — машина должна быть в собственности не менее 12 месяцев. Нет единых требований по состоянию автомобиля и его комплектности. Как правило, утилизатор ожидает, что автомобиль сохранил все основные металлические элементы. Размер возможной скидки определяет производитель. Скидка по-прежнему предоставляется только на модели российского производства (перечень каждый производитель определяет самостоятельно) и сейчас варьируется в пределах от 10 до 150 тыс. рублей.

Куда обращаться?

Как рассуждает любой владелец автохлама, желающий его сдать? Сейчас зайду на официальный сайт этой госпрограммы, увижу все условия и найду адрес ближайшей площадки по приему машин на утилизацию. Раз уж про программу столько шума — наверняка же должен быть официальный сайт, реестр утилизаторов, подборка всех нормативных документов. Вы удивитесь…

Официального сайта программы не существует, и даже на сайте Минпромторга нет полной информации о ней. Представители министерства рекомендуют уточнять все детали у дилеров. При этом на сайтах дилеров и производителей в большинстве случаев сообщается, что клиент должен самостоятельно найти пункт утилизации, и только оформив все там, обращаться в автосалон. Замкнутый круг.

Самый верный способ — все-таки обращаться в первую очередь к дилеру. Менеджер салона кровно заинтересован в продаже каждого автомобиля, поэтому с радостью поможет подыскать ближайший пункт утилизации. Заодно от сотрудника дилерского центра следует получить подтверждение того, что на выбранную вами модель действительно действует скидка.

Какие дают скидки?

В дилерском центре Lada, куда мы обратились, о программе утилизации рассказывают без особого энтузиазма: скидка на тольяттинские машины упала до 10 000 рублей, и это вариант не интересует практически никого из покупателей. Говорят, у некоторых в глазах читаются вполне объяснимые чувства: отдать свою «ласточку» за столь ничтожную сумму просто рука не поднимается.

А вот в салоне Renault сообщили, что от программы утилизации еще есть толк. Конечно, большинство тех, кто хотел сдать свой «металлолом», успели это сделать за прежние годы, но и сегодня 5-10% покупателей приходят к дилеру с актом об утилизации в руках. Например, в случае с Дастером экономия получается солидной: скидка на полноприводную версию — 90 000 рублей, то есть более 10% от стоимости машины.

Модель Размер скидки по программе утилизации (руб.)
Chevrolet Niva 40 000
Datsun mi-Do 50 000 на автомобили 2017 и 2016 г.в.
Datsun on-DO 2017 г.в. Комплектация Access — 70 000, остальные — 50 000 руб.
Datsun on-DO 2016 г.в. С АКПП — 50 000 руб., с МКП — 30 000 руб.
Ford EcoSport 30 000 (версия 2.0 AWD — 65 000)
Ford Explorer 90 000 (комплектация XLT — 125 000)
Ford Fiesta 30 000
Ford Focus 50 000
Ford Kuga 100 000–130 000
Ford Mondeo 50 000
Hyundai Creta 100 000*
Hyundai Elantra 100 000*
Hyundai Grand Santa Fe 150 000*
Hyundai Santa Fe 150 000*
Hyundai Solaris 100 000*
Hyundai Tucson 120 000*
Kia Rio 50 000
Lada Granta 10 000
Lada Kalina 10 000
Lada Largus 10 000
Lada Largus фургон 20 000
Lada Priora 10 000
Lada Vesta 10 000
Lada XRAY 10 000
Lada 4x4 10 000
Nissan Almera 80 000
Nissan Murano 100 000
Nissan Qashqai до 120 000
Nissan Terrano 80 000
Nissan X-Trail до 120 000
Renault Duster 4x2 50 000
Renault Duster 4x4 90 000
Renault Kaptur 40 000
Renault Logan 40 000
Renault Sandero/Sandero Stepway 40 000
Skoda Octavia 60 000**
Skoda Rapid 60 000**
Skoda Yeti 4x2 60 000**
Skoda Yeti 4x4 100 000***
УАЗ Патриот 50 000
УАЗ Пикап 50 000

* — Только для жителей Дальнего Востока (Владивосток, Якутск, Благовещенск, Хабаровск, Сахалин)
** — При утилизации праворульного автомобиля скидка 80 000 руб.
*** — При утилизации праворульного автомобиля скидка 110 000 руб.

Порядок действий при утилизации

1. Снимите автомобиль с учета в ГИБДД (автомобиль при этом в ГИБДД не предоставляется).

Необходимые документы:

— Заявление.
— Паспорт.
— Паспорт транспортного средства (при наличии).
— Свидетельство о регистрации (при наличии).
— Регистрационные знаки (при наличии).
— Генеральная доверенность и нотариально заверенная копия доверенности (в случае обращения доверенного лица).

2. Найдите ближайший утилизационный пункт*, сдайте автомобиль на утилизацию и получите акт об утилизации. Кстати, некоторые утилизирующие компании готовы по запросу клиента предоставить фото- и видеоотчеты, которые подтвердят факт того, что автомобиль был полностью утилизирован. Это может быть полезно для «спокойствия души», если вы вдруг переживаете о том, что впоследствии ваша машина где-то «всплывет» и будет использована для противоправных действий.

* Рекомендуется убедиться, что организация имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов 2–4-го класса опасности, а также лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.

3. Предоставьте акт об утилизации официальному дилеру, у которого планируете приобретать новый автомобиль. Покупка должна оформляться на то же лицо, которое являлось собственником утилизированного автомобиля.

Необходимые документы:

— Паспорт гражданина РФ, владельца автомобиля.
— Копия ПТС, подтверждающая срок владения автомобилем (не менее 12 месяцев).
— Документ о снятии с учета в ГИБДД в связи с утилизацией (на выбор): отметка в ПТС, справка органа ГИБДД или оригинал карты учета транспортного средства, заверенная печатью и подписью сотрудника ГИБДД.
— Акт сдачи утилизируемого автомобиля утилизатору (оригинал или нотариально заверенная копия).

4. Все дальнейшие действия проводятся как при обычной покупке нового автомобиля у официального дилера.

За что мы платим утилизационный сбор?

Базовая ставка утилизационного сбора, включенного в стоимость нового автомобиля, составляет 20 000 рублей, а в зависимости от возраста и объема двигателя к ней могут применяться повышающие коэффициенты, доводящие сумму до нескольких сотен тысяч рублей. Когда в 2012 году этот механизм был запущен, его смысл казался очевидными. Утилизационный сбор — это «аванс» за будущий процесс утилизации автомобиля. Планировалось, что эти деньги будут направляться на создание в России современной системы утилизационных предприятий. Но когда мы решили разобраться в деталях, выяснилось, что в реальности наши деньги идут совсем не на эти нужды.

По закону, если в ПТС есть отметка об уплате утилизационного сбора (такие отметки ставятся с 1 сентября 2012 года), то вам гарантировано безвозмездное предоставление услуги по утилизации автомобиля. Однако на деле автомобиль и без такой отметки в ПТС можно без проблем утилизировать бесплатно, а есть возможность и немного подзаработать. Дело в том, что утилизатор учитывает сданные на переработку материалы.

Мы обзвонили несколько утилизирующих предприятий и выяснили, что тут возможны варианты. Некоторые утилизаторы готовы предоставить даже бесплатную услугу по вывозу машины — и на этом все, никто никому ничего не должен. Другие делают калькуляцию стоимости материалов и выплачивают клиенту несколько тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля и его комплектности. Другой вариант, который нам встретился, выглядел так: заберем машину бесплатно, но вот оформление документов по госпрограмме будет стоить 1000 рублей.

Так или иначе, стало ясно, что утилизационный сбор мы платим не за то, для чего он предназначен на самом деле.

Так, может, эти деньги идут на развитие утилизирующей индустрии в стране? Помнится, в 2012 году Минпромторг сообщал, что государство будет компенсировать компаниям-утилизаторам часть процентной ставки по кредитам на строительство новых шредерных заводов. Как рассказал Дрому директор одного крупного утилизирующего предприятия, никакого финансирования от государства его компания так и не получила за все эти годы.

Тут сразу возникает много любопытных вопросов. Сколько всего «утилизационных» рублей собрано за время действия утилизационного сбора? Какая доля этих средств все же дошла до утилизационных предприятий? Сколько всего сдано автомобилей за время действия программы утилизации? Сколько переработано? Все эти вопросы мы адресовали Минпромторгу, но по существу получили лишь такой ответ: «Реестр утилизирующих компаний Минпромторгом России не ведется». Вот и поговорили…

В чем суть новых льготных программ, которые появятся в ближайшие месяцы?

Недавно были обнародованы подробности о двух новых льготных программах для покупателей машин: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В рамках этих программ покупатели могут получить кредит по сниженной ставке, и в качестве дополнительного бонуса цена автомобиля будет снижена на 10% (на эту сумму будет уменьшен первоначальный взнос по кредиту). Данные условия распространяются на машины ценой до 1,45 млн рублей. Максимальный срок кредита не должен превышать 36 месяцев.

Требования, которым должен соответствовать клиент, чтобы покупаемая им машина считалась «первой» или «семейной», различаются. Если речь идет о «Семейном автомобиле», то нужно документально подтвердить наличие двух несовершеннолетних детей. Когда берут «Первый автомобиль», то потребуется доказать, что автомобиль покупается впервые — проверят по базам ГИБДД и бюро кредитных историй.

В рамках двух упомянутых программ планируется в этом году реализовать со скидками 90,72 тысячи автомобилей, а всего на эти программы будет потрачено 17,4 млрд рублей, сообщают наши коллеги из Газеты.ру. Путем несложных вычислений получаем, что средняя скидка на каждую машину составит около 192 тыс. рублей. Неплохо!

Даже если учесть, что значительная часть этих средств будет направлена на субсидирование ставок по кредитам, все равно получается, что новые программы гораздо выгоднее действующих. Всего в этом году государство выделило 63,5 млрд рублей на обновление автопарка, льготное кредитование и лизинг. Эта сумма должна распределиться на 750 000 автомобилей. Значит, средний размер субсидии в этом году составит примерно 85 000 рублей.

Итоги утилизации

Программа утилизации в России стала причиной многих сопутствующих проблем, которые не имеют прямого отношения к обычным автомобилистам, но создают условия для появления полулегальных или совсем нелегальных схем, с которыми приходится бороться правоохранительным органам. В первые же годы работы программы выяснилось, что часть машин, которые формально считаются утилизированными, на самом деле перепродаются без оформления документов и могут использоваться для совершения противоправных действий. Позднее подобные случаи были взяты под усиленный контроль, но другие проблемы остались. Утилизирующие предприятия стали подпитывать серый рынок запчастей. Также известны случаи, когда утилизатор за небольшую плату выдает акт об утилизации автомобиля, который он даже в глаза не видел. Акт можно использовать для получения скидки на новую машину, а что при этом стало со старой — никто не знает.

Этот «побочный эффект» можно считать незначительным на фоне того, что автомобилисты, производители и дилеры остались довольны. И если говорить в целом о государственных мерах поддержки автопрома, их эффективность налицо: в прошлом году каждый второй автомобиль в стране приобретался с господдержкой в той или иной форме (либо по программе утилизации и Trade-in, либо по программе льготного кредитования, либо по программе льготного лизинга).

Но кое-в-чем программа утилизации полностью провалилась. Цивилизованного рынка вторсырья по примеру других стран у нас пока создать не удалось, а те средства, которые государство собирает в качестве утилизационного сбора, просто «проедаются», не оказывая долгосрочного влияния ни на обновление автопарка, ни на развитие промышленности, ни на экологию.

В конце 2016 года Минпромторг предложил проект Стратегии развития промышленности по утилизации отходов на период до 2030 года. Наш вопрос о том, какие самые важные изменения ждут автомобилистов, в пресс-службе ведомства также оставили без ответа.

Источник

Картина дня

наверх