Почему мы не решились воспользоваться дешевым почасовым прокатом автомобиля

Сервис каршеринга, или почасового автопроката, в нашей стране в последнее время презентуется как однозначное благо, как дешевая альтернатива такси и даже личному авто. Однако тут далеко не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В чем, собственно, мы убедились на собственном опыте.
 

Особый интерес к данной, с позволения сказать, инновации пару месяцев назад вызвало майское интервью главы московского Дептранса Максима Ликсутова, который вдруг объявил, что к концу лета в столице заработает сервис муниципального каршеринга. Причем расценки функционером были обнародованы весьма интригующие – примерно 300 рублей в час. Таким образом, за 500 рублей клиент в теории мог бы успеть (с учетом пробок) доехать от точки «А» в точку «В», что определенно обошлось бы ему дешевле услуг такси. В общем, довольно заманчиво.

Если в мае час аренды авто оценивался примерно в 300 рублей, то в июне тарифы поползли вверх. Сначала их увеличили уже присутствующие на рынке игроки, новичок же вовсе поднял стоимость до 534 рублей.

Правда, примерно через месяц выяснилось, что в августе запускается только один каршеринговый проект — «Делимобиль», который не является муниципальным, хотя, по данным портала «АвтоВзгляд», пользуется определенной поддержкой столичных властей. Но в целом – это обычная частная компания, где в качестве основного инвестора выступает швейцарский холдинг «Дженерал Инвест». Еще одна новость заключалась в том, что стоимость часа аренды по сравнению с озвученной Ликсутовом, там выше почти в два раза – 534 рубля.

Повторимся, что «Делимобиль», под брендом которого работает ООО «Каршеринг Руссия» (кстати, проект еще не запущен и начнет работать в конце августа), разместил договор прямо на сайте. Представители компании рассказали нам, что это нормальная практика, соответствующая ГК РФ и подобные соглашения активно используются в финансовой сфере и фактически речь идет о договоре аренды, к которому клиент и присоединяется. Ну, положим, тут не доверять «Делимобилю» оснований в общем-то нет, поскольку в противном случае любой мало-мальски грамотный юрист разбомбил бы эту практику с весьма печальными последствиями для фирмы.

Изначально каршеринг был задуман как сервис на общественных началах, где в роли арендодателя выступали частные лица. Что-то вроде Uber, но без водителя. Тем не менее со временем каршеринг взяли под крыло достаточно крупные бизнес-структуры.

С другой стороны, зачем было огород городить — непонятно. Прямой конкурент «Делимобиля» — Anytime (ООО «Ситикар») достаточно успешно использует «Договор аренды транспортного средства без экипажа», который в пять раз короче и в миллион раз понятнее обывателю. И там сразу видно, сколько и за что именно клиент в случае чего будет платить. И тут речь идет уже не о тарифах, а о штрафах, которых, поверьте, очень приличное количество. «Делимобиль» эту информацию тоже не прячет, но она размещена в самом конце 20-страничного (если считать со всеми приложенииями) договора.

ИГРОКИ НОВЫЕ — ПРАВИЛА ТЕ ЖЕ

Однако чтобы вы не подумали, что мы стремимся очернить нового игрока в этом малоизведанном россиянами рыночном сегменте, противопоставив его уже работающей конторе, отметим, что в ряде случаев штрафные санкции Anytime выше чем те, что установил для клиентов «Делимобиль». Хотя, в любом случае, как бы то ни было, как только вы начинаете знакомиться со штрафным «прейскурантом», желание стать клиентом каршеринга начинает таять, как пломбир в 40-градусную жару.

ТО ЛИ АРЕНДА, ТО ЛИ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Тем не менее, мы все же решились испробовать эту систему на себе, посетив сайт компании, ознакомившись с расценками и заказав курьера в офис для подписания договора. Однако это подписание так и не состоялось... Дело в том, что сервис «Делимобиль» предполагает, что с фактическим договором клиент предварительно знакомится еще на сайте, что, кстати, пользователю совсем не очевидно, курьер же просто доставляет бумагу для подписи – так называемое «Подтверждение присоединения» к договору. Так что времени для досконального изучения бумажного варианта у вас не остается, если вы, как и мы, не разобрались в структуре сайта. В общем, нам снова пришлось лезть на интернет-ресурс компании, но теперь погружаться в юридические дебри, чтобы выяснить, стоит ли все же подписывать предложенное соглашение. И именно тут мы и обнаружили и шкафы, и припрятанные в них скелеты.

Итак, первое, что стоит усвоить тому, кто все же решится на такую процедуру — любая мелкая авария, случившаяся по вашей вине, будет стоить вам минимум 15 000 рублей. Даже если это будет царапина, которая закрашивается и полируется за 7000-8000, «пятнашку» с вас снимут обязательно.

Но это не все: означенная сумма в качестве штрафа снимается лишь при условии, что сумма ущерба не превышает определенный предел. У Anytime, к примеру, это 70 000 рублей, у «Делимобиля» — 100 000 рублей. Эти нормы полностью дублируют условия страхования, установленные на данный момент страховыми компаниями. Оценку, разумеется, проводит арендодатель либо уполномоченный им представитель, и, если выяснится, что лимит превышен, в первом случае клиент по умолчанию оплачивает 25% стоимости ремонта, а во втором — 15%. Кстати, представители «Делимобиля» рассказали нам, что поскольку они закупают новые авто у Hyundai, ремонтом и оценкой будут заниматься исключительно официальные дилеры. Однако, зная об особенностях дилерского сервиса в нашей стране, мы этот вопрос оставим без комментариев.

При изучении перечня штрафов складывается впечатление, что их по большей части брали «с потолка». Кроме того, во многих случаях помимо самого (весьма приличного) штрафа по договору клиент обязуется компенсировать расходы арендодателя.

Но продолжим о штрафах. Самовольное брендирование прокатной машины, равно как удаление или повреждение фирменных наклеек или лого арендодателя – 20 000 и 5000 рублей соответственно. Притом, никто не говорит, как можно защититься от случайного хулигана. Отключение GPS-трекера — 150 000 рублей в обоих случаях. Несвоевременное предоставление документов в случае ДТП — 50 000 рублей и не важно, что ГИБДД или участковый могут по каким-то причинам затянуть оформление бумаг (при этом из договора совершенно не ясно, что же считать «несвоевременностью»). Столько же стоит нахождение за рулем в состоянии наркотического или алкогольного опьянения в момент ДТП. Плюс полное возмещение ущерба. Впрочем, это уже связано с условиями страхования.

400 МЕТРОВ ИЛИ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ КОЛЬЦА

Куда актуальнее другое: «Делимобиль» пока (до 2016 года) позволяет оставлять машины только в пределах ТТК. Резоны тут, с одной стороны, понятны — у компании пока лишь сотня автомобилей и, если они «разбредутся» по окраинам, окупаемость может пострадать. К концу года машин должно быть уже в пять раз больше, тогда же ожидается расширение соответствующей зоны. К слову, Anytime позволяет клиентам бросать машины в пределах МКАД, но не абы где, а не далее чем в 400 метрах от станции метро и на бесплатной парковке. 401 метр? Штраф! 5000 рублей.

Что еще интересного… «Делимобиль» не разрешает выезжать за пределы московской кольцевой (+ 5 км), то есть затариться в гипермаркете вы еще сможете, а отвезти бабушку на дачу уже нет, ибо поездка выйдет в весьма серьезную копеечку — в 5000 рублей. Anytime подобных рамок вроде бы не ставит, но за езду по бездорожью штрафует на ту же сумму. Как, кстати, и за передачу руля третьему лицу. В общем, как говорил герой одного уже довольно старого фильма: шаг влево, шаг вправо – побег, прыжок на месте – попытка улететь, стреляю без предупреждения…

 

Источник