Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Автоблоги»
Вы хотите запомнить сайт «Автоблоги»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

МАЗ-541 — мегаседан из СССР

развернуть
Советское — значит, лучшее! К этому известному лозунгу можно прибавить — и большое. Очень большое

Когда речь заходит о суперседанах, сразу же вспоминаются бронированные президентские лимузины или Rolls-Royce Phantom. Но задолго до их появления существовал автомобиль, на фоне которого все эти седаны выглядят жалкими недомерками. И хотя проходил он по разряду спецтехники, да ещё аэродромной, но, как ни крути, а все же был седаном. Вернее — мегаседаном.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
На этом фото МАЗ-541 буксирует первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Похоже, что делает он это с трудом, так как пустой Ту-144 весил более 91 тонны, в то время как МАЗ-541 мог буксировать самолеты массой до 85 тонн.

По заказу «Аэрофлота»

Речь идет об уникальном аэродромном тягаче МАЗ-541, разработка которого началась в Минске в 1956 году. Создавался этот автомобиль для работы с новым поколением советских пассажирских лайнеров, таких, как Ту-104, Ту-114 и Ил-18. Они не только подросли — причем значительно — по сравнению со своими предшественниками, но и стали тяжелее. Вот почему потребовался новый тягач, способный буксировать объект массой 85 тонн — именно столько весил пустой Ту-114. Раньше для этих целей использовались армейские ракетные тягачи, но из-за их габаритов, в частности — высоты, постоянно существовал риск столкновения с самолетом. Да и удобство работы в специфичных аэродромных условиях оставляло желать лучшего.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Длина 7797 мм, ширина - 3400 мм. МАЗ-541 вошел в историю как самый большой, тяжелый и необычный седан-тягач в мире.

Конструкторы Минского автозавода учли все пожелания заказчика — «Аэрофлота» — и сделали машину широкой и приземистой, чтобы она свободно подъезжала под самолеты без риска столкновения. И снабдили её системой полного привода с отключаемым передним мостом. Из-за всех своих конструктивных особенностей МАЗ-541 получился ярко выраженным трёхобъемником. Машина имела два руля, два места и продублированные органы управления. Вернее, два поста управления, благодаря которым водитель мог лучше контролировать процесс взятия лайнера на буксир.

Двигатель от танка

МАЗ-541 получился не только большим, но и тяжелым — весила машина более 28 тонн. Понятно, что обычные моторы от грузовиков для такого исполина не подходили, поэтому его снабдили старым, добрым, двенадцатицилиндровым дизелем В-2, которым оснащался легендарный танк Т-34. Двигатель объемом 38,8 л развивал мощность в 500 л.с., а на пару с ним трудилась механическая КПП, имевшая три скорости для движения вперед и две для движения задним ходом. При желании МАЗ-541 мог разогнаться до 30 км/ч, а расход топлива составлял 120 л на сотню пробега.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Двухцветный кузов, колеса разного диаметра, хромированная решетка радиатора, четыре фары - МАЗ-541 имел запоминающийся и самобытный облик.

Ещё одна особенность тягача — разные колеса на передней и задней оси. Сзади стояли колеса от карьерного самосвала МАЗ-525, а спереди от грузовика ЯАЗ-214. Объяснялось это тем, что основная нагрузка приходилась на заднюю часть машины, кроме того, применение таких задних «катков» увеличивало сцепление колес с дорожным покрытием.

Конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века было временем, когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы. Разумеется, прибывающие в международный аэропорт «Шереметьево» иностранцы должны были видеть не только советские красавцы-лайнеры, но и соответствующую аэродромную технику. Несмотря на свое чисто утилитарное предназначение, МАЗ-541 получил весьма самобытный дизайн — модную по тем временам сдвоенную головную оптику, хромированную радиаторную решетку, а некоторые машины имели двухцветную окраску кузова. Конечно, МАЗ-541 сложно назвать красавцем, но, вне всякого сомнения, это был самый красивый аэродромный тягач тех лет.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Небольшая высота позволяла МАЗ-541 работать практически со всеми типами гражданских воздушных судов.

Карьера мазовского мегаседана была недолгой и продолжалась чуть более десяти лет. С появлением таких лайнеров, как Ту-154 и особенно Ил-62, потребовался более мощный тягач. Всего было выпущено три МАЗ-541, хотя первоначально серия должна была состоять из двенадцати машин. В 1970 году единственный в своем классе седан-тягач был отправлен на пенсию, а несколькими годами ранее «Аэрофлот» аннулировал заказ на оставшиеся девять машин. Судьба трех выпущенных МАЗ-541 неизвестна, но, скорее всего, все они были утилизированы.

 

 

Источник


Ключевые слова: автоновости, МАЗ-541
Опубликовал Никита Лугов , 10.01.2017 в 12:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин 10 января, в 17:57 Спасибо за материал!!! Текст скрыт развернуть
4
Александр Власенко
Александр Власенко 10 января, в 22:44 А ТУ 104 красивейший из планки ТУ
Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков 11 января, в 11:34 "...Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона..." Аффтар! В каком месте данная машина подходит под определение седана? На кой ляд её надо рассматривать с позиции тупого автовладельца? Вся конструкция и облик обусловлены исключительно функциональным предназначением. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Климов
Анатолий Климов 11 января, в 18:09 Только зря афтар утрирует и злорадствует - " когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы." Никогда и никому СССР не демонстрировал сверхдержаву, хотя являлся на самом деле - ЕДИНСТВЕННОЙ СВЕРХДЕРЖАВОЙ В МИРЕ, КАКОВЫМ И ЯВЛЯЕТСЯ И БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЕЮ ВСЕГДА! Текст скрыт развернуть
0
Валерий Сухогузов
Валерий Сухогузов Анатолий Климов 13 января, в 05:45 Согласен с Вашим мнением. Текст скрыт развернуть
1
Владимир К
Владимир К 11 января, в 21:27 У нас как обычно - задумывают одно а получается другое. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Автоприколы для хорошего настроения

Автоприколы для хорошего настроения

25 май, 16:01
+2 0
Белый дым из выхлопной трубы…

Белый дым из выхлопной трубы, основные причины

25 май, 15:01
0 0
Популярнее, чем в России: ка…

Популярнее, чем в России: как отечественный автопром завоевал заграницу

25 май, 14:02
+1 0
Это не кладбище металлолома,…

Это не кладбище металлолома, а музей советских автомобилей под открытым небом

25 май, 13:01
+25 1
Новые соседи и порезанные колеса

Новые соседи и порезанные колеса

25 май, 12:01
+27 8
Один звонок в полицию

Один звонок в полицию

25 май, 11:02
+4 0
Запомнить

Последние комментарии

Популярное
Урод в погонах убил нашу Свету

Урод в погонах убил нашу Свету

Конкретно этот. Вот этот: Юрий Мовшин. Морда со свинячьими глазками, заплывшая от чрезмерного употребления спиртного - вот её, смотрите: Убил. Как он убил ее? Вот так: https://www.youtube.com/watch?v=R9c_NgR7MIU Очень быстро. Все произошло очень быстро, а умирала Све…

Никита Лугов 27 апр, 10:21
+238 142
ГИБДД начала массово лишать «прав» за объезд автобуса

ГИБДД начала массово лишать «прав» за объезд автобуса

Московская ДПС провоцирует автомобилистов на нарушение ПДД при объезде автобусов, а затем оформляет протоколы на лишение «прав». Придорожная полиция столицы резко увеличила интенсивность лишения «прав» за нарушение правил обгона и объезда автобусов. Речь идет об остановках н…

Никита Лугов 24 май, 13:01
+214 181
Что происходит сейчас с мостом в Крым

Что происходит сейчас с мостом в Крым

Вот как выглядит Крымский мост по состоянию на эти дни. Из сделанного: построена половина опор моста (298 из 595), из них готовы все на сухопутном участке и полным ходом идет залива опор в море (25 из 170); около 3 км автомобильного моста покрыто пролетами (на опоры опущено 70 пролетов).…

Никита Лугов 7 май, 09:02
+147 32