Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Автоблоги»
Вы хотите запомнить сайт «Автоблоги»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

МАЗ-541 — мегаседан из СССР

развернуть
Советское — значит, лучшее! К этому известному лозунгу можно прибавить — и большое. Очень большое

Когда речь заходит о суперседанах, сразу же вспоминаются бронированные президентские лимузины или Rolls-Royce Phantom. Но задолго до их появления существовал автомобиль, на фоне которого все эти седаны выглядят жалкими недомерками. И хотя проходил он по разряду спецтехники, да ещё аэродромной, но, как ни крути, а все же был седаном. Вернее — мегаседаном.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
На этом фото МАЗ-541 буксирует первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Похоже, что делает он это с трудом, так как пустой Ту-144 весил более 91 тонны, в то время как МАЗ-541 мог буксировать самолеты массой до 85 тонн.

По заказу «Аэрофлота»

Речь идет об уникальном аэродромном тягаче МАЗ-541, разработка которого началась в Минске в 1956 году. Создавался этот автомобиль для работы с новым поколением советских пассажирских лайнеров, таких, как Ту-104, Ту-114 и Ил-18. Они не только подросли — причем значительно — по сравнению со своими предшественниками, но и стали тяжелее. Вот почему потребовался новый тягач, способный буксировать объект массой 85 тонн — именно столько весил пустой Ту-114. Раньше для этих целей использовались армейские ракетные тягачи, но из-за их габаритов, в частности — высоты, постоянно существовал риск столкновения с самолетом. Да и удобство работы в специфичных аэродромных условиях оставляло желать лучшего.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Длина 7797 мм, ширина - 3400 мм. МАЗ-541 вошел в историю как самый большой, тяжелый и необычный седан-тягач в мире.

Конструкторы Минского автозавода учли все пожелания заказчика — «Аэрофлота» — и сделали машину широкой и приземистой, чтобы она свободно подъезжала под самолеты без риска столкновения. И снабдили её системой полного привода с отключаемым передним мостом. Из-за всех своих конструктивных особенностей МАЗ-541 получился ярко выраженным трёхобъемником. Машина имела два руля, два места и продублированные органы управления. Вернее, два поста управления, благодаря которым водитель мог лучше контролировать процесс взятия лайнера на буксир.

Двигатель от танка

МАЗ-541 получился не только большим, но и тяжелым — весила машина более 28 тонн. Понятно, что обычные моторы от грузовиков для такого исполина не подходили, поэтому его снабдили старым, добрым, двенадцатицилиндровым дизелем В-2, которым оснащался легендарный танк Т-34. Двигатель объемом 38,8 л развивал мощность в 500 л.с., а на пару с ним трудилась механическая КПП, имевшая три скорости для движения вперед и две для движения задним ходом. При желании МАЗ-541 мог разогнаться до 30 км/ч, а расход топлива составлял 120 л на сотню пробега.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Двухцветный кузов, колеса разного диаметра, хромированная решетка радиатора, четыре фары - МАЗ-541 имел запоминающийся и самобытный облик.

Ещё одна особенность тягача — разные колеса на передней и задней оси. Сзади стояли колеса от карьерного самосвала МАЗ-525, а спереди от грузовика ЯАЗ-214. Объяснялось это тем, что основная нагрузка приходилась на заднюю часть машины, кроме того, применение таких задних «катков» увеличивало сцепление колес с дорожным покрытием.

Конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века было временем, когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы. Разумеется, прибывающие в международный аэропорт «Шереметьево» иностранцы должны были видеть не только советские красавцы-лайнеры, но и соответствующую аэродромную технику. Несмотря на свое чисто утилитарное предназначение, МАЗ-541 получил весьма самобытный дизайн — модную по тем временам сдвоенную головную оптику, хромированную радиаторную решетку, а некоторые машины имели двухцветную окраску кузова. Конечно, МАЗ-541 сложно назвать красавцем, но, вне всякого сомнения, это был самый красивый аэродромный тягач тех лет.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Небольшая высота позволяла МАЗ-541 работать практически со всеми типами гражданских воздушных судов.

Карьера мазовского мегаседана была недолгой и продолжалась чуть более десяти лет. С появлением таких лайнеров, как Ту-154 и особенно Ил-62, потребовался более мощный тягач. Всего было выпущено три МАЗ-541, хотя первоначально серия должна была состоять из двенадцати машин. В 1970 году единственный в своем классе седан-тягач был отправлен на пенсию, а несколькими годами ранее «Аэрофлот» аннулировал заказ на оставшиеся девять машин. Судьба трех выпущенных МАЗ-541 неизвестна, но, скорее всего, все они были утилизированы.

 

 

Источник


Ключевые слова: автоновости, МАЗ-541
Опубликовал Никита Лугов , 10.01.2017 в 12:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин 10 января, в 17:57 Спасибо за материал!!! Текст скрыт развернуть
4
Александр Власенко
Александр Власенко 10 января, в 22:44 А ТУ 104 красивейший из планки ТУ
Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков 11 января, в 11:34 "...Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона..." Аффтар! В каком месте данная машина подходит под определение седана? На кой ляд её надо рассматривать с позиции тупого автовладельца? Вся конструкция и облик обусловлены исключительно функциональным предназначением. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Климов
Анатолий Климов 11 января, в 18:09 Только зря афтар утрирует и злорадствует - " когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы." Никогда и никому СССР не демонстрировал сверхдержаву, хотя являлся на самом деле - ЕДИНСТВЕННОЙ СВЕРХДЕРЖАВОЙ В МИРЕ, КАКОВЫМ И ЯВЛЯЕТСЯ И БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЕЮ ВСЕГДА! Текст скрыт развернуть
0
Валерий Сухогузов
Валерий Сухогузов Анатолий Климов 13 января, в 05:45 Согласен с Вашим мнением. Текст скрыт развернуть
1
Владимир К
Владимир К 11 января, в 21:27 У нас как обычно - задумывают одно а получается другое. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Скандал вокруг места в автоб…

Скандал вокруг места в автобусе. Финал был неожиданным

19 авг, 12:01
0 0
Mercedes-Benz W124 с пробего…

Mercedes-Benz W124 с пробегом 2 миллиона километров

19 авг, 11:01
0 0
Как удалить царапины с пласт…

Как удалить царапины с пластика в салоне автомобиля

19 авг, 10:02
0 0
10 советских брендов, которы…

10 советских брендов, которые покорили Запад

19 авг, 09:02
0 0
20 рулевых колес, которые ра…

20 рулевых колес, которые разрушают психику водителя

19 авг, 08:02
+3 2
24 хитрости, с которыми ваш …

24 хитрости, с которыми ваш автомобиль засверкает чистотой

19 авг, 08:00
0 0
Запомнить

Последние комментарии

Артем Шаменко
Улыбнуло ,не знал о таких рулях )))
Артем Шаменко 20 рулевых колес, которые разрушают психику водителя
haytek h
Спасибо, интересно !
haytek h 20 рулевых колес, которые разрушают психику водителя
Ник Аватаров
Pilot
ДИБИЛЫ!!!
Pilot Ингуши бодаются!
Александр Алексеевич
Владимир Соколов
зачОт!))
Владимир Соколов Напавших на грибников в Челябинской области охранников полей уволили
Александр И
Владимир Фирсов
Владимир Фирсов
Олег Сергеев
Популярное
Про Мару. Обращение ко всем водителям Москвы (наболело)

Про Мару. Обращение ко всем водителям Москвы (наболело)

Люди, у меня есть предложение. Абсолютно игнорировать все штрафы, лишения прав и прочие действия ГИБДД, пока эта самка человека (и ей подобные) безнаказанно находится за рулём. Катайтесь без прав, подключайте знакомых юристов, вентилируйте обстановку, говорите "а чё, ей можно, а нам нет?".…

Никита Лугов 28 июл, 16:01
+178 89
Техника Великой Отечественной войны на цветных фотографиях

Техника Великой Отечественной войны на цветных фотографиях

Товарищ скинул ссылку на интересный сайт, где профи берут черно-белые изображения из различных открытых источников в Интернете, и дают им новую цветную жизнь. Делюсь самыми интересными кадрами в основном с военной техникой. Итальянский водитель грузовика Fiat, его судьба была уже предрешена…

Никита Лугов 2 авг, 15:09
+173 30
Балконы многоэтажного дома аплодировали стоя...

Балконы многоэтажного дома аплодировали стоя...

Во дворе «Мерс» поцарапал дверь «Оки». Из «Оки» вылезает дед с криками… Из «Мерса» вылез парень, дал по лицу деду: — Моя фамилия Гельцер! Мой отец судья… Дед сел, разогнался и протаранил «Мерс», со словами: — Я в войну танки таранил, а тут всякие немцы меня бить будут! Гельцер с матюк…

Никита Лугов 30 июл, 10:01
+146 22