Лилия предлагает Вам запомнить сайт «Автоблоги»
Вы хотите запомнить сайт «Автоблоги»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

МАЗ-541 — мегаседан из СССР

развернуть
Советское — значит, лучшее! К этому известному лозунгу можно прибавить — и большое. Очень большое

Когда речь заходит о суперседанах, сразу же вспоминаются бронированные президентские лимузины или Rolls-Royce Phantom. Но задолго до их появления существовал автомобиль, на фоне которого все эти седаны выглядят жалкими недомерками. И хотя проходил он по разряду спецтехники, да ещё аэродромной, но, как ни крути, а все же был седаном. Вернее — мегаседаном.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
На этом фото МАЗ-541 буксирует первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Похоже, что делает он это с трудом, так как пустой Ту-144 весил более 91 тонны, в то время как МАЗ-541 мог буксировать самолеты массой до 85 тонн.

По заказу «Аэрофлота»

Речь идет об уникальном аэродромном тягаче МАЗ-541, разработка которого началась в Минске в 1956 году. Создавался этот автомобиль для работы с новым поколением советских пассажирских лайнеров, таких, как Ту-104, Ту-114 и Ил-18. Они не только подросли — причем значительно — по сравнению со своими предшественниками, но и стали тяжелее. Вот почему потребовался новый тягач, способный буксировать объект массой 85 тонн — именно столько весил пустой Ту-114. Раньше для этих целей использовались армейские ракетные тягачи, но из-за их габаритов, в частности — высоты, постоянно существовал риск столкновения с самолетом. Да и удобство работы в специфичных аэродромных условиях оставляло желать лучшего.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Длина 7797 мм, ширина - 3400 мм. МАЗ-541 вошел в историю как самый большой, тяжелый и необычный седан-тягач в мире.

Конструкторы Минского автозавода учли все пожелания заказчика — «Аэрофлота» — и сделали машину широкой и приземистой, чтобы она свободно подъезжала под самолеты без риска столкновения. И снабдили её системой полного привода с отключаемым передним мостом. Из-за всех своих конструктивных особенностей МАЗ-541 получился ярко выраженным трёхобъемником. Машина имела два руля, два места и продублированные органы управления. Вернее, два поста управления, благодаря которым водитель мог лучше контролировать процесс взятия лайнера на буксир.

Двигатель от танка

МАЗ-541 получился не только большим, но и тяжелым — весила машина более 28 тонн. Понятно, что обычные моторы от грузовиков для такого исполина не подходили, поэтому его снабдили старым, добрым, двенадцатицилиндровым дизелем В-2, которым оснащался легендарный танк Т-34. Двигатель объемом 38,8 л развивал мощность в 500 л.с., а на пару с ним трудилась механическая КПП, имевшая три скорости для движения вперед и две для движения задним ходом. При желании МАЗ-541 мог разогнаться до 30 км/ч, а расход топлива составлял 120 л на сотню пробега.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Двухцветный кузов, колеса разного диаметра, хромированная решетка радиатора, четыре фары - МАЗ-541 имел запоминающийся и самобытный облик.

Ещё одна особенность тягача — разные колеса на передней и задней оси. Сзади стояли колеса от карьерного самосвала МАЗ-525, а спереди от грузовика ЯАЗ-214. Объяснялось это тем, что основная нагрузка приходилась на заднюю часть машины, кроме того, применение таких задних «катков» увеличивало сцепление колес с дорожным покрытием.

Конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века было временем, когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы. Разумеется, прибывающие в международный аэропорт «Шереметьево» иностранцы должны были видеть не только советские красавцы-лайнеры, но и соответствующую аэродромную технику. Несмотря на свое чисто утилитарное предназначение, МАЗ-541 получил весьма самобытный дизайн — модную по тем временам сдвоенную головную оптику, хромированную радиаторную решетку, а некоторые машины имели двухцветную окраску кузова. Конечно, МАЗ-541 сложно назвать красавцем, но, вне всякого сомнения, это был самый красивый аэродромный тягач тех лет.

МАЗ-541 — мегаседан из СССР
 
Небольшая высота позволяла МАЗ-541 работать практически со всеми типами гражданских воздушных судов.

Карьера мазовского мегаседана была недолгой и продолжалась чуть более десяти лет. С появлением таких лайнеров, как Ту-154 и особенно Ил-62, потребовался более мощный тягач. Всего было выпущено три МАЗ-541, хотя первоначально серия должна была состоять из двенадцати машин. В 1970 году единственный в своем классе седан-тягач был отправлен на пенсию, а несколькими годами ранее «Аэрофлот» аннулировал заказ на оставшиеся девять машин. Судьба трех выпущенных МАЗ-541 неизвестна, но, скорее всего, все они были утилизированы.

 

 

Источник


Ключевые слова: автоновости, МАЗ-541
Опубликовал Никита Лугов , 10.01.2017 в 12:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин Спасибо за материал!!! Текст скрыт развернуть
4
10 января, в 17:57
Александр Власенко
Александр Власенко А ТУ 104 красивейший из планки ТУ
Текст скрыт развернуть
0
10 января, в 22:44
Александр Зверков
Александр Зверков "...Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона..." Аффтар! В каком месте данная машина подходит под определение седана? На кой ляд её надо рассматривать с позиции тупого автовладельца? Вся конструкция и облик обусловлены исключительно функциональным предназначением. Текст скрыт развернуть
0
11 января, в 11:34
Анатолий Климов
Анатолий Климов Только зря афтар утрирует и злорадствует - " когда Советский Союз всячески демонстрировал всему миру статус сверхдержавы." Никогда и никому СССР не демонстрировал сверхдержаву, хотя являлся на самом деле - ЕДИНСТВЕННОЙ СВЕРХДЕРЖАВОЙ В МИРЕ, КАКОВЫМ И ЯВЛЯЕТСЯ И БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЕЮ ВСЕГДА! Текст скрыт развернуть
0
11 января, в 18:09
Валерий Сухогузов
Валерий Сухогузов Анатолий Климов Согласен с Вашим мнением. Текст скрыт развернуть
1
13 января, в 05:45
Владимир К
Владимир К У нас как обычно - задумывают одно а получается другое. Текст скрыт развернуть
0
11 января, в 21:27
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Made in USSR: советский авто…

Made in USSR: советский автопром у зарубежных звезд

25 мар, 18:07
+28 0
Необычный вездеход из русско…

Необычный вездеход из русского "Москвича"

25 мар, 17:01
+24 1
Как я автоподставы не замети…

Как я автоподставы не заметил - изящней надо быть, господа уголовники!

25 мар, 15:02
+125 23
Филиппинские фонари, или как…

Филиппинские фонари, или как осветить гараж практически бесплатно

25 мар, 13:04
+50 4
Водитель признан виновным и …

Водитель признан виновным и не виновным в аварии с начальником ГИБДД

25 мар, 13:01
0 1
Девушка рассказала о купленн…

Девушка рассказала о купленных водительских правах

25 мар, 12:01
+22 0
Запомнить

Последние комментарии

Популярное
Хотел проучить депутатов, а сам еле ноги унес…

Хотел проучить депутатов, а сам еле ноги унес…

И зачем вы к бедолагам депутатам пристаёте? Им времени не хватает пожрать, всё в делах, да делах. Всё в заботах о матушке России. Благодаря им я курить бросил — табак дорогой. На машине не езжу, бросил, пешком хожу. Скоро кушать завяжу. Видите какая забота о моем здоровье. Офигеть …

Никита Лугов 26 фев, 10:01
+195 86
Этот Кулибин поставил самодельную сигнализацию. Когда его машину угнали...

Этот Кулибин поставил самодельную сигнализацию. Когда его машину угнали...

Жил-был один мужчина-инженер, полжизни копил на машину и наконец накопил на подержанный опель. Естественно, досмерти боялся за него, что угонят, ну и конечно этот кулибин что-то придумал, чтобы его не угнали… И вот случилось. Утром, на месте парковки, куда он машину поставил, ее н…

Никита Лугов 21 мар, 10:01
+181 57
Эти мажоры на Кайене набросились с кулаками на невиновного парня. А теперь внимание на 0:20…

Эти мажоры на Кайене набросились с кулаками на невиновного парня. А теперь внимание на 0:20…

Такое нередко, к сожалению, увидишь на российских дорогах. Парень на велосипеде разозлил мажоров на Porshe. Последние мгновенно выбежали из машины, требуя расправы. На самом деле эти хулиганы просто хотели показать свое превосходство. Однако справедливость восторжествовала! Рядом оказа…

Никита Лугов 21 мар, 09:01
+136 67