На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит!

Недавно в дружественную мастерскую для реставрации прибыла усталая "Юность". Да не простая, а в исполнении "118КВ", которых было сделано всего четыре единицы. От обычного микроавтобуса ЗИЛ она отличается, в первую очередь, чуть большей высотой крыши, и… обо всём по порядку.

Юность — автобус, вызывающий священный трепет одним своим видом. Мало кому удавалось сделать пассажирскую машину столь элегантной, совместив это и со вместимостью, и с комфортом. Базировалась "Юность" на агрегатах легковых ЗИЛов, что стало и её благом, и проклятием: машина получилась очень комфортной, но масштабировать производство для широких масс не решались в том числе и из-за близкого родства с "членовозами" для первых лиц.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Причём "секретность" легковых ЗИЛов была тому не главной причиной. Просто "Юность", особенно при выпуске легковым цехом, получалась машиной космически дорогой, и требовавшей особого подхода в эксплуатации. Главный конвейер ЗИЛа наращивал мощности по производству так необходимых стране грузовиков, и потому путь "Юности" туда был заказан. В итоге все годы шестой цех ЗИЛа строил "Юности" штучно, а доставались они, очевидно, не самым простым организациям.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Ближайший автобусный родственник "Юности" — это, несомненно… ЛиАЗ-677. Да-да!

Объединяет столь разные машины двигатель ЗИЛ-375, переднемоторная компоновка и автоматическая трансмиссия. В последней, правда, действует не львовская гидромеханическая коробка, а "автомат" от легкового ЗИЛа — более близкого "Юности" конструктивом.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

В кабине "Юности" уютно — обшитая кожзамом, она выглядит строго и монументально. Особенно радуют селектор АКП и переключатели — очень стильно! И сделано всё не просто добротно, а даже лучше.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Посередине — селектор АКП. Поворотные ''крутилки'' вокруг — управление отоплением и вентиляцией. Рычажок справа — элегантная задвижка крышки моторного отсека.

"Но если у "Юности" автоматическая коробка, то откуда тут три, а то и четыре, педали?" — спросит внимательный читатель.

Этот вопрос поначалу озадачил и меня: неужто и сюда ухитрились вкорячить механику от ЗИЛ-130, оставив селектор АКП лишь рудиментом от прежней жизни?

Оказалось, что обмана и переделок здесь вовсе нет. Крайняя справа педаль — акселератор, или газ. Две педали левее — тормоз: какой удобнее, такой и пользуйся. Четвёртая нано-педаль, скраю — тормоз стояночный. Таким образом, водитель "Юности" может тормозить не только головой, но и сразу тремя разными педалями, по вкусу и ситуации.

Посередине — селектор АКП. Поворотные ''крутилки'' вокруг — управление отоплением и вентиляцией. Рычажок справа — элегантная задвижка крышки моторного отсека. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Ещё "Юность" очень радует… материалами. Если в ней видишь что-то, что похоже на дерево — значит, это действительно дерево, без всяких хитростей. Настоящий высший класс, даже в автобусе — на то и продукция "шестого цеха".

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Перегородка между кабиной и салоном, отделанная натуральным деревом.

Перегородка между кабиной и салоном, отделанная натуральным деревом. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Обивку заменили уже последующие хозяева, но судя по качеству исполнения — делалось это в заводских условиях.

Обивку заменили уже последующие хозяева, но судя по качеству исполнения — делалось это в заводских условиях. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Из кабины открывается доступ к недрам моторного отсека. Где-то внизу прячется семилитровая бензиновая ''восьмёрка'' ЗИЛ-375 (Урал-375, ЛиАЗ-677) — такая полагалась модели 118КВ как более тяжёлой, чем обычная ''Юность''

Из кабины открывается доступ к недрам моторного отсека. Где-то внизу прячется семилитровая бензиновая ''восьмёрка'' ЗИЛ-375 (Урал-375, ЛиАЗ-677) — такая полагалась модели 118КВ как более тяжёлой, чем обычная ''Юность'' авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Заводская табличка. Автобус выпущен в октябре 1977 года.

Два сидячих места? — спросите вы — на целый автобус?

И вот мы возвращаемся к тому, что ЗИЛ-118КВ — автобус совсем не простой.

ЗИЛ славен не только как производитель среднетоннажных грузовиков и роскошных легковых автомобилей для первых лиц. Копнув ещё, вспоминается давно забытая история с автобусами — эту тему ЗИЛ в своё время передал в Ликино-Дулёво, чтобы расширить производственные возможности для так необходимых стране грузовиков.

А ещё одну "профессию" автомобилей ЗИЛ вспоминают не так часто, и именно к ней относится ЗИЛ-118КВ. Это — боец невидимого фронта, спецавтомобиль для нужд органов госбезопасности. Такие машины предназначались для сопровождения первых лиц в зарубежных поездках, и использовались совсем не для пассажирских перевозок.

Заводская табличка. Автобус выпущен в октябре 1977 года. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

ЗИЛ-118КВ — плод работы как ЗИЛа, так и зеленоградского завода "Ангстрем". Интересно, что на этапе разработки ЗИЛу даже не дали информации о том, что же за оборудование должно быть установлено в его кузове. Для примерок заводу были предоставлены лишь картонные макеты, демонстрирующие только размеры устанавливаемой аппаратуры.

Даже в дополнительном руководстве по эксплуатации ЗИЛ-118КВ, внушительной папке сантиметра в два-три толщиной, содержащей подробные описания и схемы самого автомобиля, ничего не сказано о его назначении. Более того, внятной информации о том, для чего на самом деле использовали такие машины, нет и в наши дни. Уважаемые мной источники декларировали две версии о назначении ЗИЛ-118КВ: автомобиль, оснащённый спутниковой спецсвязью, и спецавтомобиль слежения для контрразведки.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Картина Василия Ложкина — ''Родина слышит''

Согласно первой версии, "Юность" в версии 118КВ являлась спецавтомобилем связи и сопровождала кортежи первых лиц. Даже в отъезде советские VIP не были вправе оставлять дела в собственной стране, а службы охраны — должны были иметь защищённые каналы специальной радиосвязи. Таким образом, незаметный автобус, оснащённый мощной радиоаппаратурой, помогал устанавливать связь первых лиц и соответствующих служб с Москвой, находясь даже в сотнях метров от кортежа.

По другой версии, ЗИЛ-118КВ являлся "шпиономобилем" — спецавтобусом для служб контрразведки. Оборудование радиоэлектронного слежения, установленное в незаметной "Юности" с зашторенными окнами, позволяло рутинно контролировать все окружающие средства радиосвязи, в том числе спутниковой. И всё это — сорок лет тому назад!

upd: Пришло компетентное мнение о том, что ЗИЛ-118КВ предназначался для радиоэлектронной борьбы: глушить радиосвязь, вылавливать устройства прослушки, и так далее. Подробнее прочесть, что такое РЭБ и что она делает, можно, к примеру, тут. Спецавтобус РЭБ также необходим для охраны первых лиц в командировках, в том числе и зарубежных — чтобы чужая Родина вдруг не услышала того, что им слышать не положено.

Картина Василия Ложкина — ''Родина слышит'' авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Мирный советский трансформер (пардон за мобильное качество — поднимается хитро, и на камеру трюк не повторили)

Самая интересная фишка ЗИЛ-118КВ — радиопрозрачный пластиковый колпак крыши, который поднимался, чтобы открыть доступ к антеннам, установленным на крыше автобуса. Дело в том, что весь комплект оборудования в автобус не помещался; антенны и прочую аппаратуру комплектовали модульно, под каждое конкретное задание.

Специально для того, чтобы ЗИЛ-118КВ мог летать в командировки самолётами, в его шасси были предусмотрены петли для швартования, или, говоря простым языком, для закрепления автобуса на борту воздушного судна.

Мирный советский трансформер (пардон за мобильное качество — поднимается хитро, и на камеру трюк не повторили) авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Петля для швартования на передней оси…

Петля для швартования на передней оси… авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

…и на задней

А если присмотреться к автобусу внимательнее, то можно увидеть нестандартные "почтовые ящики" в бортах: большой в правом борту, и пару "ящиков" поменьше в юбке

''Почтовые ящики'' ЗИЛ-118КВ

С нижними "ящиками", размещёнными с двух сторон, всё просто: они предназначены всего лишь для вентиляции аппаратуры, работающей в салоне. В верхнем ''почтовом ящике'' прячутся разъёмы для подключения, так сказать, внешних устройств.

А вот три "почтовых ящика" в заднем свесе были и у обычных гражданских "Юностей". Там прячутся горловины топливных баков, которых у "Юности" два. Лючков при этом три — один справа, два слева; в "лишнем" прячется переключатель между баками.

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит! авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Лючки топливного бака и переключателя между баками на левом борту.

Интерьер этой "Юности" после демонтажа оборудования остался в весьма неприглядном виде, и представления о внутреннем мире ЗИЛ-118КВ не даёт. Словесное описание суть таково: салон был разделён перегородкой не только с кабиной, но и по центру, причём она была интегрирована в силовую структуру кузова. На этой перегородке, и за ней, стояло то-самое-секретное-оборудование, с которым работал оператор спецавтомобиля.

Небольшое помещение у передней двери оставалось оператору спецавтомобиля и его напарнику — тем самым серьёзным людям в костюмах. В их распоряжении были два кресла в салоне, столик и небольшой шкафчик для документов.

Лючки топливного бака и переключателя между баками на левом борту. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Шкафчик и стол для мелких ремонтных работ также видны на заднем плане.

Слева — поворотное кресло оператора спецавтомобиля. Рядом с ним — дополнительное кресло для другого хмурого человека в костюме. Интересно, что спинка и подушка у этого кресла одинаковые, и при необходимости оно могло хитрым образом складываться, чтобы не мешать работе оператора.

При демонтаже оборудования перегородка была удалена прежними владельцами — видимо, при выводе из эксплуатации в государственном гараже. Что уж говорить — даже фотографий того, "как это было", наука пока не знает. Однако у нового владельца обветшавшая с годами "Юность" потихоньку приходит в чувство, и однажды мы увидим её куда более нарядной. И главное — план работ не предполагает конверсии в пассажирский автобус!

Шкафчик и стол для мелких ремонтных работ также видны на заднем плане. авто, автобус, восстановление, зил, микроавтобус, реставрация, ретро авто, юность

Товарищ, знай!
Пройдёт она, так называемая "гласность"
И вот тогда госбезопасность
Припомнит наши имена!

Картина дня

наверх