Успешна ли госпрограмма льготной утилизации старых автомобилей?
Новая программа обновления автопарка, которая заработала первого сентября 2014 года, серьезно отличается от прежней, действовавшей в России в 2010—2011 годах. Помните — тогда на утилизацию можно было сдать только автомобиль старше десяти лет и находившийся в собственности у нынешнего владельца не менее года? А теперь возраст автомобиля не регламентирован, а время нахождения в собственности сокращено до полугода. И если компенсация на покупку обычной легковушки составляет прежние 50 тысяч рублей, то на приобретение полноприводного кроссовера или внедорожника государство готово дать 90 тысяч рублей, а на пикап — аж 120 тысяч рублей.
Более того, цена нового автомобиля теперь не ограничена суммой в 750 тысяч рублей — главное, чтобы он был произведен в России в рамках постановления о промсборке.
Правда, сдачей автохлама теперь вынужден заниматься сам владелец, который должен принести дилеру справку об утилизации. И если в Москве со сдачей автомобиля «на лом» проблем нет (семь предприятий-утилизаторов могут сами забрать машину из оговоренного места, доставка эвакуатором стоит от трех до пяти тысяч рублей), то в регионах единственный пункт зачастую находится в сотнях километров. Неприятно, но факт: даже спустя три года после завершения первой госпрограммы система переработки старых машин в России так и не создана.
Может, поэтому по новой программе льготу можно получить, не утилизируя дряхлый автомобиль, а сдав его в автосалон по схеме trade-in?
Обновления автопарка при этом не происходит, но государство хотя бы стимулирует спрос на новые машины. Скидка в таком случае чуть меньше: 40 тысяч рублей на легковушку, 75 тысяч рублей — на полноприводный кроссовер или внедорожник и 100 тысяч рублей — на пикап. Да и сам по себе trade-in в России не слишком выгоден: обычно дилеры оценивают сдаваемую машину в среднем на 10—15% дешевле реальной рыночной цены, а уж по госпрограмме... Но сейчас, когда рынок новых машин в кризисе, автобизнесмены рады любой возможности заработать и иногда принимают в трейд-ин даже машины дешевле 50 тысяч рублей, перепродавая их с минимальной наценкой. И владельцам хорошо: они теряют 10—15 тысяч рублей, но зато не связываются с процедурой утилизации.
Так что если хотите сдать машину в льготный трейд-ин, сперва тщательно изучите вторичный рынок, выясните примерную цену вашего автомобиля, отнимите от нее 10% — и торгуйтесь с менеджером автосалона, не позволяя ему опускать цену.
А многие автопроизводители в попытке оживить сбыт суммируют «утилизационную» скидку со своей — и получается еще более выгодное предложение. Мы свели в таблицу самые интересные варианты: сдав в трейд-ин или утилизировав старую машину, новый хэтчбек Opel Astra Family сейчас можно купить с 20-процентной скидкой, уступка в цене на Volkswagen Tiguan или Nissan X-Trail — до 200 тысяч рублей в зависимости от модификации, а Ford Explorer обойдется дешевле аж на 305 тысяч рублей!
Интересно, что сейчас скидки фактически предоставляются самими автомобильными компаниями: схема выплаты госкомпенсаций пока не определена. Нормативные документы должны быть готовы лишь к концу года, когда программа будет подходить к завершению. Поэтому, дабы не попасть впросак, многие иностранные компании осторожничают: предлагают по госпрограмме лишь небольшие партии автомобилей и самостоятельно ограничивают сроки действия акции. Например, новый Nissan Pathfinder питерской сборки в льготный список не попал, хотя собираемые на том же заводе Teana и X-Trail там есть.
Кстати, доля новых Лад, проданных по госпрограмме, нынче ниже, чем в 2010—2011 годах: 66% против прежних 75%. И пока новая программа по темпам отстает от прежней: если четыре года назад в среднем ежемесячно продавалось 28 тысяч «утилизационных» машин, то за сентябрь набралось 23 тысячи: 17500 машин купили после сдачи автохлама в утиль и еще 5500 автомобилей — по трейд-ину. Но на фоне нынешнего падения рынка новых машин (на 13% по итогам девяти месяцев) снижение эффективности «госутилизации» на 18% — не так уж и плохо. Правда, продать до конца года планируемые 170 тысяч «льготных» автомобилей вряд ли удастся — если, конечно, программу не продлят в 2015 году.
Наиболее выгодные предложения по программе обновления автопарка | |||||
Автомобиль | Скидка по программе утилизации, руб. | Максимальная выгода* | Скидка по программе trade-in, руб. | Максимальная выгода* | |
Opel Astra Family | 150000 | 21,1% | 150000 | 21,1% | |
УАЗ Патриот | 90000—121000 | 20,2% | 75000—105000 | 16,2% | |
УАЗ Пикап | 120000 | 19,7% | 100000 | 16,4% | |
Ford Focus | 66000—140000 | 19,3% | 66000—140000 | 19,3% | |
Chevrolet Aveo | 105000 | 19,1% | 105000 | 19,1% | |
УАЗ Хантер | 90000 | 18,8% | 75000 | 15,6% | |
Opel Antara | 195000 | 18,2% | 195000 | 18,2% | |
Peugeot 408 | 50000—100000 | 18,2% | 40000—90000 | 16,4% | |
Chevrolet Cruze | 70000—110000 | 17,8% | 70000—110000 | 17,8% | |
Лада Гранта | 50000 | 17,3% | 40000 | 13,8% | |
Skoda Rapid | 80000 | 16,7% | 70000 | 14,6% | |
Opel Zafira Family | 150000 | 16,2% | 150000 | 16,2% | |
SsangYong Kyron | 140000 | 15,9% | 125000 | 14,2% | |
Kia Sportage | 125000—165000 | 15,4% | 115000—150000 | 14,0% | |
Volkswagen Tiguan | 50000—200000 | 15,4% | 40000—185000 | 14,3% | |
* От цены автомобиля |
Свежие комментарии