Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Автоблоги»
Вы хотите запомнить сайт «Автоблоги»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Т-34 41-го и его «ахиллесова пята» глазами немецкого артиллериста. Почему «эти танки не могли друг друга защищать»

развернуть

Хорошо известно, каким грозным противником вермахта летом 1941 года оказался советский танк Т-34. Самый прославленный танковый полководец Германии - Гейнц Гудериан писал в мемуарах: «Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях.

Например, наш танк T-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство».
Ну а каким запомнился Т-34 немцам чинами пониже, непосредственно имевшим с ним дело в 1941 году? Что они могли противопоставить этому танку?
Конечно, воспоминания врага - вовсе не истина в последней инстанции. Тем более – воспоминания о войне спустя многие десятилетия после ее окончания. И все же знакомство с ними позволяет понять, как выглядели бои с «той» стороны.


«Пушка для похлопывания по броне» и «уродливое стальное чудовище»
Лейтенант Вальтер Хейнлейн, передовой артиллерийский наблюдатель 5-й батареи 2-го дивизиона 2-й танковой дивизии (передовой наблюдатель - это офицер, который во время атаки идет вместе с пехотой или танками, чтобы направлять огонь артиллерии) впервые встретился с «тридцатьчетверками» в октябре 1941 года, после взятия немцами Гжатска. Вот как это было: «Я, как и прежде, участвовал в наступлении в качестве передового наблюдателя и находился на самом переднем крае. Наш авангард только успел окопаться недалеко от железной дороги, как из укрытия появились Т-34 и попытались нас уничтожить. Я стоял возле нашей 3,7-сантиметровой противотанковой пушки, которая открыла огонь по танкам. Я видел, как ее снаряды попадали в Т-34, - но без какого-либо результата! Они рикошетировали от брони и отлетали в сторону. В это время и возникло понятие «пушка для похлопывания по броне».( У противотанковой пушки 3,7 cm Pak 35/36 было много таких уничижительных названий, например, «колотушка» - М.К.)

Т-34  41-го и его «ахиллесова пята» глазами немецкого артиллериста. Почему «эти танки не могли друг друга защищать»
Теперь Т-34 ехал в мою сторону, потому что он заметил противотанковую пушку. Расчет пушки успел отскочить в сторону, и уродливое стальное чудовище поехало дальше. К счастью, у нас никто не погиб. Моя рубашка была полностью мокрой, хотя было ужасно холодно. Было ли мне страшно? Разумеется, было! Кому бы на моем месте не было бы страшно? Т-34 превосходил наши танки. У нас были танки только с короткой пушкой: Pz.II и Pz.III. Т-34 превосходил их по дальности огня. Он мог нас уничтожить раньше, чем мы его. Он был трудным противником».
Не совсем понятно, почему Хейнлейн не упоминает Pz IV. Запамятовал о них, или их не было в его дивизии? Вероятнее всего, что просто забыл.

Т-34  41-го и его «ахиллесова пята» глазами немецкого артиллериста. Почему «эти танки не могли друг друга защищать»
Смогли всех уничтожить, потому что у них не было радио
И сразу Хейнлейн отмечает главный, с его точки зрения, минус «тридцатьчетверки»: « Но у Т-34 был один недостаток: у него не было рации, и эти танки не могли друг друга защищать. На наших танках была рация, и они могли друг другу сказать: «опасность там или там». А Т-34 ехали, практически, навстречу своей гибели, потому что им не говорили, что там или там опасность».
В одном из боев Хейнлейн остался «безлошадным» - его броневик был уничтожен: «Мой броневик я поставил под крышу сарая, и каждый час передавал сообщения о нашем положении. Первая ночь была спокойной. Утром мы съели кексы с маслом и установили на позиции наши 3,7-сантиметровые противотанковые пушки. Мы уютно устроились за столом, но тут меня ужаснул шум моторов. В окно я увидел, что на нас в большом количестве идут русские Т-34. К счастью, пехоты не было видно. По радио я немедленно сообщил о создавшемся положении в мою батарею и дивизион, и затребовал заградительный огонь. ( Батарея Хейнлейна была вооружена 15- сантиметровыми гаубицами – М.К.).
Один Т-34 появился на дороге прямо перед моим домом. Наша 3,7-сантиметровая пушка по нему выстрелила, но снаряд отскочил от брони. Началась гонка вокруг дома - танк двигался, чтобы обойти противотанковую пушку. Другой Т-34 заметил мой броневик в сарае. С короткой дистанции он выстрелил по броневику, затем таранил его и вдвинул вглубь сарая, - на броневик обрушилась крыша сарая, и так я остался без своего «танка», и дальше воевать мне стало намного труднее. Теперь началась еще одна гонка вокруг дома – мы бежали, а за нами ехал Т-34. На втором кругу Т-34 застрял в болоте. Мы стреляли ему в башню из ручного оружия, и потом подорвали миной. Тем временем остальные Т-34 поехали по направлению к нашему штабу, но там их смогли всех уничтожить, потому что у них не было радио. Мой броневик, к сожалению, погиб, но второй атаки русских не последовало».
И снова ссылка на отсутствие радио на Т-34 как его главную слабость. Надо отметить, что советские командирские танки начали обеспечивать радиосвязью еще до войны. Но большинство машин ее не имело. И, конечно, это резко уменьшало боевые возможности «тридцатьчетверок». Но было ли именно это главным недостатком Т-34 в сорок первом году?
Многие десятилетия у нас не прекращается дискуссия о том, почему Т-34 не оказал решающего влияния на ход боевых действий в первый год войны, что помешало полностью реализовать его возможности. Воспоминания противника, при широком их использовании, очень полезны при решении этого вопроса.


Источник


Опубликовал Никита Лугов , 07.08.2017 в 12:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр
Александр николай неробов 8 августа, в 10:52 Стрелок-радист был, а радиостанции не было...
На танках ранних выпусков, из-за дефицита радиостанций, ими оснащались только машины командиров подразделений. В дальнейшем ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только во время выпуска Т-34-85
Текст скрыт развернуть
1
Michael Romanov
Michael Romanov Александр 8 августа, в 12:32 А как следить? Командирской башенки на первых выпусках Т-34 тож не было! Из люка башку высовывать? В щели то хрен чего разглядишь. А вообще, связь - наше слабое место. Не знаю, как сейчас, а в 1988, когда я призвался, хрень была полная. Даже в ВДВ. Текст скрыт развернуть
1
николай неробов
николай неробов Александр 8 августа, в 21:25 Википедия:
К началу войны промышленность производила до 400 радиостанций 71-ТК в месяц. В 1930-е г. считалось, что достаточно оснащать приёмопередающими радиостанциями только танки командиров подразделений, начиная с танкового взвода. ... К началу 1940-х гг. доля радиофицированных танков в войсках стала значительно выше, тяжёлые танки Т-35 и КВ все имели радиостанцию.
Производство танков и САУ в СССР в 1941 - 1945 годах.http://www.4tanks.ru/publications/view_public.php?id=12#one
"в период с января по июнь 1941 года, промышленность СССР выпустила 1800 танков"
Радиостанций 71-ТК 400х6=2400, а танков 1800, поэтому выпуск танка, имеющего штатного радиста, без радиостанции, можно считать вредительством.
Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр николай неробов 9 августа, в 10:01 тогда чем объяснить, что радиостанции производились, а в танках и самолетах их все-равно не было ?
и вообще, почему вся связь в войсках долго велась по проводам, а не по радиостанциям ?
при том, что в боевых действиях провода эти постоянно рвались, и подразделения оставались без связи и управления...
Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр Michael Romanov 9 августа, в 10:09 это точно, что связь всегда была нашим слабым местом
и не только во времена СССР
достаточно вспомнить 1-ю чеченскую...
Текст скрыт развернуть
0
николай неробов
николай неробов Александр 9 августа, в 18:06 Средства связи в военно-воздушных силах:
Как сообщают Ю. Мухин и А. Лебединцев в книге «Отцы-командиры», примерно за год до войны радиостанции с истребителей были сняты и отправлены на склады. Эксперты объясняют это решение тем, что авиадвигатели самолетов СССР были, якобы, незаэкранированы, и от системы зажигания в наушниках слышался треск, который отвлекал лётчика.
Коммуникации в танковых войсках:
рация занимала очень много места, из-за чего приходилось брать меньше боекомплекта. Например, боекомплект танка Т34 без радиостанции — 4 725 патронов для пулемёта, а у танков с радиостанцией – только 2 898 патронов.Потому основным средством коммуникаций между командиром и механиком-водителем были… сапоги.
Константин Шипов, начальник штаба танкового батальона 25-й танковой бригады, вспоминает:
«—В апреле 1942 года 12-я танковая бригада продолжала вести безрезультатные боевые действия за овладение городами Славянск и Краматорск. Помню, что при наступлении танки роты встали из-за сильного огня противника и отсутствия пехоты. Радио экипажи выключили. Пришлось вооружиться молотком и, бегая от танка к танку, стучать в броню и указывать направление наступления».
Радио экипажи ВЫКЛЮЧИЛИ!!! И это 42-й год!!! Уверен, 41-й в этом отношении не сильно отличался!
https://www.imena.ua/blog/telecom-at-wwii/
Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр николай неробов 10 августа, в 09:29 вот это уже ближе к истине
а то: промышленность производила столько-то радиостанций, чуть ли не все танки и самолеты имели радиостанции
Текст скрыт развернуть
0
виктор м
виктор м 7 августа, в 16:56 Проблема с рацией - одна из главных, но не единственная. До 1943 года была скверно организована ремонтная служба, не хватало запчастей и ремонтного персонала. А ещё - было катастрофически мало автомобилей. Без них невозможно было организовать обеспечение танковых подразделений запчастями, топливом и боеприпасами. В результате складывались ситуации. когда советские танкисты были вынуждены бросать и подрывать исправные танки, в том числе, Т-34 и КВ. А еще не было отработано взаимодействие тнков с пехотой и артиллерией. Все эти недостатки были устранены после Сталинграда. С 1943 года и до конца войны советские танковые войска не имели такого количественного и качественного превосходства, как в 1941, но несмотря на это одерживали победы. Текст скрыт развернуть
1
Александр Рязанский
Александр Рязанский 7 августа, в 17:51 ...почему Т-34 не оказал решающего влияния на ход боевых действий в первый год войны? Духа,еще не было русского духа...он дремал,мы не видели тех зверств,сожженных деревень,распятых детей,уничтоженных городов и тогда русский Иван сказал,...пора,хватит запрягать и наматывать портянки и началось русское решающее влияние на исход войны. Этого не стоит забывать современным Пенсам и Маккейнам! Текст скрыт развернуть
1
Василий Кирсанов
Василий Кирсанов Александр Рязанский 8 августа, в 19:35 Не слишком верно,но от души.одобряю. Текст скрыт развернуть
0
Александр Рязанский
Александр Рязанский Василий Кирсанов 8 августа, в 21:57 я считаю это главным,а генералы и штабисты,политика это все семечки! Текст скрыт развернуть
0
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov 7 августа, в 18:04 Да, это уже не первая статья на тему неготовности к войне РККА в начальный период. Если бы в 1940-м году сказали Сталину, что танк без рации превращается в металлолом, вывернулись бы любой ценой! Текст скрыт развернуть
3
виктор м
виктор м Nikolay Stepanov 8 августа, в 16:37 Кто бы ему это ещё сказал в то время? Текст скрыт развернуть
1
Эди-Сон ХХХ
Эди-Сон ХХХ 7 августа, в 19:24 девиз связистов: громче крикнешь - дальше слышно Текст скрыт развернуть
0
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин 7 августа, в 20:21 Борта были слабые, рации не было, потом пушка была слаба. Но, что мне понравилось, так это то, что в машине (Т-34) сидишь как в в квартире. У нас в Т-54 и в Т-55 механик (я механик-водитель) сидел как в тесном чулане, хоть и всё под рукой. Текст скрыт развернуть
2
Олег Сергеев
Олег Сергеев 7 августа, в 20:54 Слишком мало было тридцатьчетвёрок в начале войны. Текст скрыт развернуть
3
АЛЕКСАНДР ИВАНЫЧЕВ
АЛЕКСАНДР ИВАНЫЧЕВ 7 августа, в 22:33 ". Моя рубашка была полностью мокрой, хотя было ужасно холодно. Было ли мне страшно? Разумеется, было"... А про обосраные штаны бравый шваб забыл упомянуть ))) Текст скрыт развернуть
1
lev birjukov
lev birjukov АЛЕКСАНДР ИВАНЫЧЕВ 8 августа, в 11:50 Это уже само собой сопутствует потению ... Текст скрыт развернуть
0
Alexander Kostuchenko
Alexander Kostuchenko 8 августа, в 08:51 Главным недостатком было отсутствие необходимой логистики. Танк без снабжения ГСМ - бесполезный кусок железа. Текст скрыт развернуть
3
Василий Кирсанов
Василий Кирсанов 8 августа, в 19:31 Надо учитывать то,что т 34 конструктивно идеален,но в военное время делали его пацаны и женщины,где о квалификации говорить не приходится.Добавьте к этому эвакуацию предприятий и невозможность делать все из качественного материала.Водители!Вам нравятся современные запчасти ?Думаю-нет.А их делают в мирное время.А тридцатьчетвека-это символ нашей победы.И нет забывайте,сколько в них сгорело наших отцов и дедов,чтобы мы сейчас имели возможность,будучи дилетантами,судить танк-ПОБЕДИТЕЛЬ!!!! Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 43
Комментарии Facebook
Почему личный автомобиль сно…

Почему личный автомобиль снова станет роскошью

17 окт, 16:01
0 1
Когда во дворе проблема с па…

Когда во дворе проблема с парковочными местами

17 окт, 15:01
0 0
Как охраняют Керченский мост

Как охраняют Керченский мост

17 окт, 14:01
+1 0
Новые правила для сотруднико…

Новые правила для сотрудников ГИБДД, которые возмутят многих водителей

17 окт, 13:01
-15 36
Омич остановился на обочине,…

Омич остановился на обочине, перекрыв обзор камере фиксации нарушений

17 окт, 12:02
0 0
Новый регламент у "гаишников…

Новый регламент у "гаишников": теперь паспорт потребуют и у пассажира

17 окт, 11:01
-27 28
Запомнить

Последние комментарии

LPF
Если по асфальту мишлен , то может и проехать , а если по сланнику (камень острый и твердый) ,то 1-…
LPF Резина из Японии
Дильшат Мухамметов
сергей
сергей
артур пирожкoff
fastas .
Andrey Shubin
а это уже вопрос тем кто это производит.
Andrey Shubin Шокирующие факты о внедорожнике UAZ Patriot, о которых лучше не знать
Сергей
Елена Короткова
FAN
Популярное
Пассажиры устроили овации водителю, который ТАК эффектно разобрался с хамкой в салоне!

Пассажиры устроили овации водителю, который ТАК эффектно разобрался с хамкой в салоне!

Аплодирую водителю стоя! На остановке в маршрутку всунулась тетка возраста эпохи развитого социализма. Знаете, из серии самых махровых: поперек себя шире, морда красная, ресницы отвратительно-белесые, на голове перманент пополам с пергидролем, пару бородавок в самых неудачных местах, …

Никита Лугов 20 сен, 09:02
+179 31
У водителя маршрутки  отвисла челюсть!

У водителя маршрутки отвисла челюсть!

Преподал урок! В маршрутке. На одиночном сиденье мужик, прилично одетый, с дипломатом, сидит скучает, а маршрут долгий. Ну он лезет в дипломат, достает «Гжелку», стаканчик одноразовый, «Фанту», нарезку ветчины, стеклянную баночку красной икры. Вежливо спрашивает у пассажиров, мол н…

Никита Лугов 6 окт, 09:01
+104 8
Таксисту, который тараном остановил убийц, люди со всей страны сбросились на ремонт машины

Таксисту, который тараном остановил убийц, люди со всей страны сбросились на ремонт машины

Недавно Рунет облетели кадры видео, на котором таксист пожертвовал своим авто, пойдя на таран, чтобы остановить малолеток-убийц, угнавших автомобиль. Именно благодаря ему удалось предотвратить беду и установить личности отморозков. Сегодня из разных уголков России ему шлют деньги и слов…

Никита Лугов 27 сен, 11:01
+77 13