На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Спальник для дальнобойщика. Зарождение "жанра"

Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е


Дальний бой невозможен без спального отсека, который появился еще на заре грузового автостроения. О поиске множества вариантов рассказывает наш историк.

Что было первым - «слипер», «шляфкабине», а может быть, «кушетте»…?
(Часть первая, 1910-1940 год)


Сейчас уже тяжело представить работу современного дальнобойщика без создания комфорта в кабине грузовика, от чего в первую очередь зависит безопасность дорожного движения. В условиях дальних рейсов, когда отсутствует сопутствующая инфраструктура на протяжении пути следования, местом отдыха дальнобойщика является кабина.

При проектировании кабин учитывается много факторов, от ограничений по габаритам до финансовых возможностей покупателя.

Рассмотрим историю конструкторских изысканий в области спальников, и заглянем немного в будущее дизайнерской мысли.

В энциклопедии Альберта Мроза и многих статьях, посвящённых испытательному автопробегу Goodyear 1917 года по САСШ протяжённостью 2500 км, сказано, что на грузовиках Packard впервые было оборудовано спальное место для водителя. На фото как раз тот грузовик Packard, участвовавший в этом автопробеге, и его спальный отсек за кабиной.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Фото из архива Jeff Lakaszcyck



Однако известный автоисторик Станислав Кирилец поделился со мной фотографией грузовика Gaggenau 1910 года, которая опровергает версию о первенстве грузовика Packard. На представленной фотографии чётко видно отделение в кабине с откидной полкой, которую, очевидно, можно использовать для отдыха водителя. Немецкие производители и в дальнейшем широко использовали такое конструкторское решение.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Gaggenau 1910 года, из архива Станислава Кирильца



На грузовиках производства 1920 - 30-х годов порой сложно визуально определить наличие спального места, необходимо ориентироваться по отдушинам или окнам в месте, где потенциально может располагаться «спальник». На представленном фото грузовика Packard 1920 года нужно внимательно присмотреться, чтобы увидеть лицо водителя в спальнике над кабиной. Такой вариант дальнобойщики зовут «скворечником».
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Фото из журнала «Тhe motor truck» 1921 года



Для грузовиков 1930 - 40-ых годов наибольшее распространение получило размещение спального места за водительским сиденьем, его использовали основные мировые производители грузовиков.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Слева - кабина для грузовиков Chevrolet фирмы York-Hoover Body, справа - организация спальных мест английского Sentinel DG6 1930 года. Фото из журнала «Тhe motor truck»



Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Итальянский OM 137 Titano 1937 года (из архива Георга Аврамидиса)



Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Mercedes-Benz LZ 10000 1939 года, кабина фирмы Kässbohrer



Однако некоторые фирмы Европы использовали иную схему. Так, французские Berliet 1933-1935 годов имели расположенный над местом шофера спальник.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е

Были и другие, иногда экзотические конструкторские решения, например, когда место для отдыха размещалось в полуприцепе или в специальном отсеке в кузове позади кабины. Такое решение, в частности, применяла компания Fruehauf в 1940-х гг.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е

В коротких, так называемых «дневных» кабинах, конструкторы тоже умудрялись организовать место для отдыха дальнобойщиков. Без увеличения габаритных размеров кабины для спальных мест использовали трансформируемые диваны водителя и сменщика.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е
Спальник в диване грузовика Henschel 1931 года и FIAT 634 N того же года (из архива Станислава Кирильца)

Были и другие оригинальные решения, вроде размещения спального места в крыльях вдоль капота, предложенное компанией Allan Kayser, или крепление спального бокса над кабиной прямо к кузову фургона, как у этого грузовика Autocar.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е

А что же было в этот период в СССР? Когда появилась статья Дмитрия Дашко «На седле» с опубликованной фотографией автопоезда НАМИ 1940 года с тягачом с кабиной со спальным местом, затеплилась надежда, что и у нас велись разработки комфортабельных кабин. Однако, при анализе видно, что это - американский тягач General Motors Т-85, а заслуга НАМИ - конструкторское решение самого трехзвенного автопоезда. Так что вопрос, связанный с истоками появления кабин со спальным местом на грузовиках для дальних перевозок в СССР, остаётся открытым.
Спальник для дальнобойщика. Эволюция. Часть 1. Зарождение "жанра". 1910-1940-е


Источник

Картина дня

наверх