На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Европейский техосмотр своими глазами: как работает TÜV

То, о чем предупреждали скептики, произошло: как только техосмотр отдали в руки страховщиков, он превратился в некое приложение к полису ОСАГО – диагностическую карту можно заказать страховому брокеру с доставкой на дом или в офис. Увы, такова реальность. Наша реальность.

А как обстоят дела с техосмотром «у них»?

В странах, которые мы называем цивилизованными. Обычно привыкли сравнивать с Германией. Но там — веками сложившееся общество, до которого нам еще далеко. А что-то поближе?

Есть и такое. Например, соседняя с нами Литва. Новое, на западные ценности ориентированный социум здесь начал складываться всего пару десятилетий назад. И как же местные автомобилисты проходят технический осмотр? Для них это такая же головная боль, как и для нас?

Немецкие партнеры

С 1994 года техосмотр в Литовской Республике проводит не ГАИ и не дорожная полиция, как она потом стала там называться, а совершенно неэмвэдэшные и даже не государственные структуры. По новому административно-территориальному делению Литва поделена на 10 округов. В каждом техническим осмотром занимается своя организация.

 

В Вильнюсском округе это частное предприятие Tuvlita, название которого сложилось из двух слов: TÜV и Lita. Первое российским автомобилистам хорошо знакомо. Так называется известная немецкая организация (читается — ТЮФ), занимающаяся сертификацией, техническим осмотром и много еще чем, связанным с техникой. Это слово уже само по себе давно стало эталоном качества. Второе слово — Lita — образовано от названия страны. Вот и получилось Tuvlita, что означает «литовский TÜV».

В 1993 году на одной из выставок сегодняшние руководители «Тувлиты» познакомились с представителями восточно-германского отделения концерна TÜV — TÜV Thüringen — и решили создать совместное предприятие, которое в Литве выполняло бы основные функции из тех, что делает TÜV у себя в Германии.

 

С тех пор во всех районах Вильнюсского округа построено уже с десяток станций технического осмотра. Не все они полнофункциональные: одни могут обслуживать только легковые, например, другие — только грузовые или автобусы. Но есть и такие, которым любой колесный транспорт по плечу. Даже троллейбус! Tuvlita скрупулезно выполняет установку Министерства транспорта: сделать так, чтобы любой автомобилист мой пройти техосмотр не далее 30 км от своего дома.

Периодичность и процедура осмотра

Если российские автолюбители проходят техосмотр по формуле 3+2+2+1+1+... (то есть 1-й техосмотр через 3 года после покупки новой машины, 2-й и 3-й — спустя 2 года, а все последующие — через год), то в Литве действует формула 3+2+2+2+2+... Хотя сейчас и там собираются заставить владельцев старых машин проходить проверку технического состояния их ТС каждый год. Только пока никак не могут определить, какой возраст сделать переломным: то ли 13, то ли 15, а может и 11 лет.

Для успешного прохождения этой ответственной процедуры владельцу машину или ее водителю нужно, помимо своих и документов на транспортное средство, иметь технически исправный и укомплектованный автомобиль. Почти все, в принципе, как и у нас. Если техосмотр проходит не владелец автомобиля, то иметь какую-то доверенность водителю не нужно. Никто здесь не интересуется и его здоровьем или, не дай Бог, владельца ТС, и медицинскую справку (как и у нас уже теперь) не спрашивает. Значение имеет лишь наличие страхового полиса гражданской ответственности — типа нашего ОСАГО. То есть, там незастрахованный автомобиль не пройдет техосмотр. У нас же, как известно, все перевернуто с ног на голову.

Автомобиль в Литве, как и во многих других странах Евросоюза, должен иметь не три обязательных атрибута, а четыре: помимо знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя в машине должен быть светоотражающий жилет, без которого в темное время суток водитель не имеет права выходить из машины.


 
57.jpg
 
 

Процедура технического осмотра начинается с заезда на территорию станции. Например, на центральной вильнюсской станции аж восемь линий. Водитель встает в любую, которая может принимать транспортное средство того типа, на котором едет он (это видно по соответствующим знакам и табличкам). Прямо при въезде на станцию стоит вагончик с кассиром, который принимает оплату и выдает диагностическую карту. Все это делается без выхода водителя из автомобиля.

Здесь же можно докупить что-то из вышеупомянутой обязательной четверки, если в последний момент вдруг обнаружится, что чего-то не хватает. Это, пожалуй, единственная коммерческая деятельность, которая разрешена «Tувлите», помимо проведения самого техосмотра. Заниматься ремонтом автотранспорта, продавать запчасти и расходные материалы ей категорически запрещено — как и ее немецким коллегам из ТЮФов.

После оплаты и получения диагностической карты автомобиль въезжает непосредственно в помещение с оборудованием. Там проверяется соответствие конструкции, чистота выхлопа и герметичность системы выпуска, работа оптических приборов, тормозов, а также подвески. Последнее происходит особенно интересно: машину приподнимают на специальном подъемнике, который дает возможность контролеру сымитировать передвижение автомобиля по сильно пересеченной местности с частичным вывешиванием колес, проверяя при этом работоспособность всех элементов подвески и рулевого управления. Эта установка порой открывает глаза владельцам машин на истинное состояние их автомобилей.

 
1.jpg
    
5.jpg

Документальные подтверждения

Если все «издевательства» испытуемый выдержал успешно, то сразу после выезда с линии инструментального контроля проводивший проверку контролер выдает водителю талон технического осмотра и самолично наклеивает на государственные регистрационные номера под специальным углом особый знак, по которому можно определить, до какого срока этот автомобиль может ездить без риска лишиться регистрационный номеров.

Само собой, все данные о прохождении техосмотра заносятся в компьютерную базу, по которой любой сотрудник дорожной полиции, «Тувлиты» или другой аналогичной организации может определить, имеет ли этот автомобиль техосмотр или нет и срок его действия. Кстати, проходить его уже давно можно в любом подразделении «Тувлиты» или даже иной организации, на это уполномоченной — хоть в другом регионе страны, то есть совершенно независимо от места жительства водителя или регистрации ТС (чего у нас разрешили совсем недавно).

Эта процедура занимает в среднем 20–25 минут и стоит около 12 евро для легкового автомобиля, 7 для мотоцикла и 5 — для мопеда или скутера с объемом двигателя менее 50 куб. см. Если автомобиль имеет газобаллонную установку, то стоимость техосмотра для него поднимается на 9 евро. Однако обслужен он будет только в том случае, если запись о наличии ГБО имеется в техническом паспорте. Если записи такой нет, то машину сначала отправят получить ее в регистрационном подразделении МВД Regitra (кстати, гражданское) и только потом — добро пожаловать на ПТО.

 
 
 

А если не получилось?

Если ТС по какой-то причине не прошло техосмотр с первого раза, — а таких, по статистике «Тувлиты», 35 % — то владелец может вновь представить его на литовский ПТО в течение месяца: тогда оплата будет минимальной, и проверять ТС станут только по тому параметру, из-за несоответствия которому оно и было «забраковано». В случае, когда для проверки не потребуется никакого прибора, это будет стоить водителю всего пару евро, если нужно использовать одну установку — то на евро больше, но максимальная цена повторного визита в «Тувлиту» не может быть больше первоначальных 12 евро. Однако ездить по дорогам общего пользования в этот месяц автомобиль не имеет права, если срок старого техосмотра прошел!

Кстати, очень интересная ситуация в Литве с непройденным вовремя техосмотром. Если такую машину задержит полиция, то водителю мало не покажется — штрафы здесь очень высокие! Однако ТО все же можно пройти и в такой ситуации, причем нанимать эвакуатор вовсе не придется.

Когда, например, водитель долго отсутствовал в родных пенатах, а по возвращении обнаружил, что кончился срок действия заветного талона (или просто долго не ездил на машине по причине зимы или болезни), он может обратиться в ближайшее подразделение дорожной полиции и, обрисовав ситуацию, получить бумажное разрешение на передвижение автомобиля своим ходом до станции технического обслуживания в определенный день. Естественно, злоупотреблять такой возможностью никто не позволит, но изредка — можно. А чтобы не вышло так, что разрешение получил, а до диагностической линии так и не добрался по причине большой очереди, в «Тувлите» существует предварительная запись.

Техосмотр на новых машинах

 

Не менее интересна в Литве и ситуация с регистрацией и техническим осмотром новых автомобилей. Мало того, что их не нужно представлять в регистрационное подразделение МВД для элементарного осмотра и сверки номеров, так еще и на станцию техосмотра их везти не надо! Номера и регистрационные документы дают владельцу просто по его устному заявлению и предъявлении купчей на машину. Затем с этими документами и номерами он идет в «Тувлиту» и там ему просто выдают талон техосмотра. Такого не бывает, скажете вы? Бывает, и я сам это видел своими глазами!

Кроме проведения технического осмотра Tuvlita наделена правом проводить технические экспертизы. Занимаются этим специальные эксперты, которые уже поработали на всех ступенях, начиная с контролера, прошли дополнительное обучение и сдали квалификационный экзамен государственной комиссии. Полученную квалификацию нужно периодически подтверждать, поэтому приходится время от времени подучиваться. В итоге получается высококвалифицированный специалист, которому все государственные органы доверяют безоговорочно. И никого не смущает, что работает он не в государственной организации, а в частной. Ведь знаменитый германский TÜV работает так уже почти полтора века, и репутация тут важнее денег.

 

Источник

Картина дня

наверх