На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Делались единицами...На выставку чтоль...А для СССР?...Западло чтоль???И где всё это...В ЖОПЕ????????????????Дебилы Б...Советские автобус...
  • Максим Маркин
    ПАЗ на шасси ГАЗ - прекрасно ездил в Сибири по грунтовке, в -45С, куда там Лазурному берегу..Советские автобус...
  • Ингерман Ланская
    ну, во-первых, за бугор (за дальний бугор) их попало считанные единицы и то потому, что дешёвые. Второе, эти автобусы...Советские автобус...

«Мицубиси»-«Три бриллианта» на службе Японии

Автомобили «Мицубиси» знакомы любому современному человеку, но тот, кто интересуется историей и военным делом, знает и другую продукцию этой корпорации — танки, боевые самолёты и корабли. С начала ХХ века бизнес-гигант остаётся гарантом военной силы «Страны восходящего солнца», и даже формальная демилитаризация страны после 1945 года ничего в этом не изменила.

Существуют компании и бренды, которые напрямую ассоциируются с теми или иными странами и воспринимаются едва ли не как символы породивших их государств. Говоря о Японии, таким брендом можно уверенно назвать Mitsubishi (в общепринятой русскоязычной транскрипции — Мицубиси). Скрывающаяся под этим названием гигантская бизнес-империя родилась одновременно с современной Японией в эпоху Реставрации Мэйдзи, прошла через драматичные перемены ХХ века и до сих пор остаётся полной сил.

Рождение легенды

 

История финансово-промышленной группы (дзайбацу) «Мицубиси» изначально примечательна тем, что она не относилась к числу старых купеческих кланов, формировавшихся ещё с XVII века, — таких, как Мицуи и Сумитомо. Основатель группы Ятаро Ивасаки (1835-1885) был бедным самураем. Само собой разумеется, что энергичный деловой человек поддержал Реставрацию Мэйдзи в 1868 году. Благодаря первым же реформам нового правительства Ивасаки смог расширить свой бизнес. Он перебрался в Осаку и купил там торговую компанию «Цукумо», которая в 1873 году получила название «Мицубиси». В названии обыгрывался семейный герб бизнесмена с тремя листьями водяного ореха. По мотивам герба создали знаменитый логотип, на котором листья превратились в три ромба, похожих на бриллианты.

Ятаро Ивасаки — отец-основатель корпорации «Мицубиси»

Интересно, что уже в самом начале своей деятельности компания «Мицубиси» оказалась тесно связана с военной сферой. В 1874 году Ивасаки предоставил транспортные суда для вооружённой экспедиции на Тайвань, предпринятой японскими войсками в ответ на убийство местными жителями моряков с Окинавы. С учётом слабости тогдашних японских ВМС без помощи коммерсанта провести такую операцию было бы просто невозможно.

В 1884 году Ивасаки взял в аренду у правительства судоверфь в Нагасаки — наиболее современную и хорошо оснащённую в тогдашней Японии. Выгодная сделка по приватизации оказалась последним большим успехом в судьбе бизнесмена, поскольку в следующем году он скончался от рака. Верфь в Нагасаки стала первым крупным промышленным предприятием корпорации «Мицубиси» и легла в основу будущего расцвета бизнес-империи.

Военное кораблестроение «Мицубиси»

Ставший владельцем корпорации Яносукэ Ивасаки (младший брат покойного Ятаро) продолжил развитие промышленных мощностей. В 1887 году он полностью выкупил у государства верфь в Нагасаки, а в 1891 году приобрёл верфь в Йокогаме. Окончательно кораблестроительная сфера корпорации сформировалась при руководстве сына основателя компании Хисая Ивасаки. В 1905 году собственностью «Мицубиси» стала верфь в Кобе, а в 1914 году — верфь в Симоносеки. Контроль над четырьмя мощными верфями сделал дзайбацу крупнейшим частным судостроителем в Японии.

Красноречивым фактом возможностей «Мицубиси» стало то, что она участвовала в строительстве японского линейного флота. Оборудование корпорации поставлялось для двух первых японских дредноутов типа Kawachi, строившихся на верфях ВМС в 1909-1912 годах. Накануне и во время Первой мировой войны «Мицубиси» участвовала в программах строительства новейших лёгких крейсеров с паротурбинными двигателями типа Chikuma, первых больших океанских эсминцев типа Umikaze и больших подлодок типа L-1.

Сухой док №3 верфи «Мицубиси» в Нагасаки, построенный в 1901-1905 годах, и мощнейший в Японии 150-тонный подъёмный кран. Японская открытка начала ХХ века

В целом военное кораблестроение «Мицубиси» имело гигантские масштабы, и описать его в одной статье невозможно. Отдельно отметим лишь участие корпорации в программе строительства уникальных суперлинкоров типа Yamato. Верфь в Нагасаки в 1937 году получила заказ на строительство второго корабля серии, получившего название Musashi. Закладка гиганта состоялась 29 марта 1938 года, для проведения необходимых работ огромный док пришлось дорабатывать и дополнительно оснащать. Строительство сопровождалось беспрецедентными мерами безопасности и велось в атмосфере абсолютной секретности, инженерам и рабочим «Мицубиси» приходилось решать сложнейшие задачи. Корпус Musashi был спущен на воду 1 ноября 1940 года, линкор официально ввели в строй в августе 1942 года.

Военное авиастроение «Мицубиси»

Развитие этой высокотехнологичной отрасли началось во время руководства Коята Ивасаки — племянника основателя «Мицубиси», стоявшего во главе семейного бизнеса в 1916-1945 годах. В 1918 году начались подготовительные работы, а в 1921 году дзайбацу пригласила в Японию британских авиаинженеров, ранее работавших на компанию Sopwith, во главе с Гербертом Смитом.

С самого начала работы авиаконструкторы «Мицубиси» сконцентрировались на самолётах для нужд японской морской авиации. Направление выглядело очень перспективным, поскольку императорские ВМС начали экспериментировать с авианосцами. Так появился на свет первый японский палубный истребитель 1MF, выпускавшийся в 1923-1929 годах. Его преемником в 1936 году стал А5М — первый в мире серийный палубный истребитель-моноплан. В 1939 году работавший на «Мицубиси» авиаконструктор Дзиро Хорикоси создал шедевр японского авиастроения — палубный истребитель А6М. С 1940 по 1945 год на заводах «Мицубиси» были построены 3879 прославленных «Зеро», ещё около 6500 этих самолётов построила по лицензии компания «Накадзима».

Помимо истребителей, корпорация «Мицубиси» стала основным поставщиком бомбардировщиков берегового базирования для авиации ВМС. В 1935 году появился прототип дальнего двухмоторного бомбардировщика-торпедоносца G3M — одного из самых передовых в мире самолётов такого класса. Самолёт выпускался на заводах «Мицубиси» до 1941 года (615 машин), затем его преемником стал новый G4М. «Бетти», как его называли союзники, оставался основным базовым бомбардировщиком и торпедоносцем японских ВМС до самого конца войны. Несмотря на моральное устаревание в ходе войны, было выпущено более 2400 таких самолётов.

Нельзя не вспомнить и выпускавшийся в 1940-1945 годах двухмоторный скоростной высотный разведчик Ki-46 (построено более 1700 единиц), общепризнанно считающийся одним из лучших в своём классе самолётов Второй мировой.

Разведывательный самолёт Ki-46 в небе над северной Австралией. Компьютерная графика Майкла Кларингболда

Танкостроение «Мицубиси»

Первый японский танк оригинальной конструкции Тип 89 «И-Го» был создан в 1929 году на государственном арсенале в Осаке. «Мицубиси» участвовала в серийном производстве этой машины, но очень быстро пришла к собственному проектированию бронетехники. Результаты деятельности в этом направлении оказались весьма противоречивыми. В отличие от кораблестроения и авиастроения, японское танкостроение на мировом уровне стабильно оставалось среди отстающих, хотя свои достижения тут, несомненно, имелись.

В 1934 году «Мицубиси» представила на испытания образец первого полноценного лёгкого танка японской конструкции. На момент появления машина соответствовала мировым стандартам и была принята в 1935 году на вооружение под обозначением Тип 95 «Ха-Го».

В 1936 году инженеры «Мицубиси» представили прототип среднего (по японской классификации, хотя масса машины составляла 15 т) танка, по своим характеристикам превосходившего архаичный Тип 89 «И-Го». Машина понравилась военным и была принята на вооружение в 1937 году под обозначением Тип 97 «Чи-Ха». По итогам боёв на Халхин-Голе выяснилось, что короткоствольная 57-мм пушка не подходит для борьбы с бронетехникой противника. Поэтому с 1942 года в производство была запущена модель Тип 97 «Шинхото Чи-Ха», вооружённая весьма удачной 47-мм противотанковой пушкой.

Говоря о бронетехнике «Мицубиси», нельзя не вспомнить оригинальный танк-амфибию Тип 2 «Ка-Ми», выпускавшийся в 1942-1945 годах (построено 180-184 машины). Танк отличался передовой конструкцией и благодаря съёмным понтонам демонстрировал впечатляющие показатели мореходности. К несчастью для японцев, «Ка-Ми» не успел принять участие в наступательных операциях начального периода войны на Тихом океане.

Танки «Ка-Ми» 1-го отряда наземных сил ВМС «Йокосука»

После 1945 года

Капитуляция Японской империи и установление режима американской оккупации, казалось, положили конец существованию корпорации «Мицубиси». Оккупационная администрация взяла курс на ликвидацию торгово-промышленных групп дзайбацу, видя в них опору старого режима. «Мицубиси» принудительно разделили на ряд формально независимых друг от друга компаний.

По большому счёту, декартелизация оказалась фикцией, и после окончания режима оккупации старые связи быстро восстановились. Корпорация «Мицубиси» официально возродилась в начале 60-х годов и заняла подобающее ей место в японской экономике. В условиях «экономического чуда» начался очередной период процветания страны, неизбежно сопровождавшийся расширением бизнеса. В частности, «Мицубиси» прочно закрепилась на мировом рынке автомобилей и мотоциклов, став одним из игроков планетарного значения.

Уже в середине 50-х годов предприятия «Мицубиси» вернулись в авиационную промышленность, приняв участие в создании турбовинтового авиалайнера и патрульного самолёта NAMC YS-11 (первый полёт состоялся в 1962 году, самолёт до сих пор находится в строю). Примечательно, что в конструировании этой машины участвовал создатель «Зеро» Дзиро Хорикоси. В 1956-1961 годах пока ещё формально разделённая корпорация сыграла решающую роль в возрождении японских ВВС, построив по американской лицензии 300 истребителей F-86 Saber.

С восстановлением японских ВМС возродилось и военное кораблестроение «Мицубиси». В 1954-1956 годах тогда ещё разделённые верфи «Мицубиси» в Нагасаки и Кобе построили первые японские боевые корабли после окончания войны — два эсминца типа Harukaze. Затем компания участвовала в строительстве подлодок типов Hayashio (1960-1962) и Natsushio (1961-1963), а также во множестве других проектов. В настоящее время на верфях «Мицубиси» строятся новейшие дизель-электрические подлодки типа Soryu. Самыми крупными боевыми кораблями, построенными корпорацией, являются ракетные эсминцы Atago и Ashigara стандартным водоизмещением 7700 т (построены в 2004-2008 годах).

Наконец, «Мицубиси» приняла участие в создании первого японского танка после 1945 года — модели Тип 61, выпускавшейся в 1961-1972 годах (построено около 560 машин). До настоящего времени корпорация остается монополистом в выпуске танков для нужд Сухопутных сил самообороны. В 1975-1988 годах выпускалась модель Тип 74 (870-890 машин), в 1990-2009 годах — Тип 90 (341 машина), с 2012 года реализуется программа основного боевого танка Тип 10 (около 100 выпущенных машин). На заводах «Мицубиси» также выпускаются САУ и БМП различных моделей.

Более чем столетняя история сотрудничества японской бизнес-империи с вооружёнными силами «Страны восходящего солнца» благополучно продолжается. Более того, учитывая тенденции мировой политики и настроения японской политической элиты, нет оснований сомневаться в том, что военное производство «Мицубиси» ждёт светлое будущее.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх