На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Делались единицами...На выставку чтоль...А для СССР?...Западло чтоль???И где всё это...В ЖОПЕ????????????????Дебилы Б...Советские автобус...
  • Максим Маркин
    ПАЗ на шасси ГАЗ - прекрасно ездил в Сибири по грунтовке, в -45С, куда там Лазурному берегу..Советские автобус...
  • Ингерман Ланская
    ну, во-первых, за бугор (за дальний бугор) их попало считанные единицы и то потому, что дешёвые. Второе, эти автобусы...Советские автобус...

Ликбез: о чем говорит маркировка шин

 

Многие знают, что означают символы на шине вроде 205/55R16. Однако покрышка несет на себе и много другой полезной информации, которая поможет при выборе нового комплекта.

Американская маркировка

Первыми осознали, что покупателям необходима помощь в выборе шин, в американском департаменте транспорта (DOT) более трех десятилетий назад. И обязали производителей проводить тесты, «публикуя» результаты на боковине покрышки: на ней указаны цифровые и буквенные символы износостойкости, сцепления на мокрой поверхности и стойкости к перегреву.

 
Под цифрой 1 — износостойкость (treadwear), 2 — сцепление на мокрой дороге (traction), 3 — сопротивляемость перегреву (temperature)

Treadwear — Износостойкость

Первый параметр — износостойкость. В самых авторитетных изданиях при тестах шин именно этот, самый важный для рядового потребителя параметр, обходят стороной. Но для продажи в США (и в России бонусом) производители шин обязаны проводить этот тест.

 
Все тесты проводятся в районе города Сан-Анджело, штат Техас, силами сотрудников шинных компаний или сторонних специализированных фирм. Неизменность места испытания — условие на законодательном уровне. Маршрут прописан до мелочей: где находятся знаки Stop, с какой скоростью ехать.

Методика такова: два (или четыре) автомобиля едут караваном по заданному маршруту, который не меняется десятилетиями и проложен вдоль окрестностей американского города Сан-Анджело, штат Техас. На одной машине установлены испытуемые шины, на другой — эталонные (с известными характеристиками износа), которые выпускает американское сообщество стандартизации (ASTM). Во время испытаний у покрышек постоянно измеряется износ, а после пробега в 11 520 км шинные компании, оценивая изменения глубины протектора, прогнозируют будущий ресурс своего продажного образца.

 
Каждые 1280 км у шин проверяется давление, а у автомобилей — развал-схождение. Каждые 2560 км эталонные и испытуемые покрышки переставляются между машинами. Когда-то эталонную шину выпускала Uniroyal, а сейчас эту же модель Tiger Paw 225/60R16, правда с измененной резиновой смесью, делает американское сообщество стандартизации ASTM (ее используют и в европейских тестах)

Сколько же проходит шина с показателем, допустим, Treadwear 200? Можно утверждать, что в два раза больше, чем эталонная, а сколько конкретно в километрах — не могут сказать даже сами производители. Конечно же, все зависит от водителя и дорог. Мы сделали небольшую расшифровку по значениям износостойкости. Ведь чем мягче резиновая смесь, тем больше сцепления с дорогой и тем быстрее изнашивается шина.

Значение Treadwear Комментарии и предполагаемый пробег
Treadwear 100 и меньше гоночные шины, допущенные на дороги общего пользования в качестве исключения
Treadwear 140-180 спортивные шины, которые точно прослужат один летний сезон
Treadwear 200-400 гражданские шины для обычных условий эксплуатации, прослужат несколько лет

Значение Treadwear легко сравнивать внутри одной марки шин, так как методика интерпретации результатов в компании одинакова. Но вот износостойкость покрышек разных компаний можно сравнивать с большой натяжкой (хотя если разница двукратная, вроде Treadwear 200 и 400, то ответ очевиден).

Итог: Безусловно, показатель Treadwear полезен потребителю и характеризует износостойкость шины. Но сколько километров проходит шина, перед тем, как рисунок протектора достигнет минимума, — ответить однозначно не может даже сам производитель.

Traction — Сцепление на мокрой дороге

Параметр Traction определяет сцепление шин на мокрой дороге в продольном направлении при торможении. Параметр никак не характеризует сцепление шины в поперечном направлении, управляемость, сопротивляемость аквапланированию и т.д. Насколько он полезен для потребителя?

 
Тест на сцепление на мокрой поверхности проходит на бывшем военном аэродроме Гудфеллоу, что недалеко от города Сан-Анджело. На прицеп массой 492 килограмма надевают тестируемые шины, накачивая их до 1,65 бар.

Автопоезд, проезжая на 64 км/ч мокрый участок сначала на асфальте, а потом на бетоне, кратковременно блокирует колеса прицепа. С помощью динамометрического устройства замеряются перегрузки при замедлении, которые создал трейлер. Именно это и характеризует сцепление шины на мокрой поверхности.

Маркировка сцепления (traction) Перегрузки при блокировке колеса на мокром асфальте, g Перегрузки при блокировке колеса на мокром бетоне, g
AA Более 0,54 Более 0,38
A 0,47-0,53 0,35-0,37
B 0,38-0,46 0,26-0,34
C Менее 0,38 Менее 0,26

Постойте-ка, а как же тормозной путь? Недостаток данного измерения в том, что при блокировке колес рисунок протектора никак не работает при водоотведении, и по сути при таком тесте проверятся лишь состав резиновой смеси.

К тому же современные технологии ушли далеко вперёд, и теперь большинство шин имеют маркировку AA или A. То есть потребитель никак не сможет увидеть разницу между сцепными продольными свойствами покрышек. Если вы обнаружите маркировку Traction B для легковых автомобилей, стоит серьёзно подумать — покупать ли такую шину.

Итог: Тест traction проверяет сцепные качества шины на мокрой поверхности лишь с блокировкой колес (без учета работы рисунка протектора). На сегодняшний день подавляющее число покрышек с лёгкостью проходят этот тест и потому имеют маркировку AA или A.

Temperature — Сопротивляемость перегреву

В отличие от первых двух тестов, это испытание проводится в лаборатории на испытательном барабане. Шину под нагрузкой (в 88% от максимальной) раскручивают до определённой скорости и смотрят за температурным режимом. После испытаний проверяют на предмет трещин, разрывов и других дефектов. Шина, выдержавшая самую большую скорость барабана 575 об/мин (что эквивалентно свыше 184 км/ч) — получает рейтинг А.

Маркировка (Temperature) Шина

A

Шина выдерживает нагрузку на скорости свыше 184 км/ч

B

Шина выдерживает нагрузку на скорости от 160 до 184 км/ч

C

Шина выдерживает нагрузку на скорости от 136 до 160 км/ч

Итог: Главный посыл теста — проверка шины на разрушение в случае экстремальных нагрузок. Однако этот тест дублирует стандартную маркировку скоростного индекса шины (например 94T — означает грузоподъемность в 670 кг и лимит скорости в 190 км/ч)

Европейская маркировка

 
На рисунке под цифрой 1 обозначен параметр топливной экономичности, 2 — параметр сцепление шины на мокрой дороге, 3 — параметр шумности обозначен громкоговорителем (имеет 3 деления). Обозначение С1 — говорит о том, что шина предназначена для категории легковых автомобилей

Европейская маркировка, информирующая покупателя о свойстве конкретной шины, появилась сравнительно недавно — 1 ноября 2012 года. На протектор приклеивается наклейка с указанием данных, которые помогли бы покупателю определиться с выбором.

В ЕС решили, что для рядового потребителя цифровые обозначения будут слишком сложны и зашифровали данные в буквенных индексах. Давайте разберёмся, что означают буквы и поможет ли нам это в выборе шин.

Топливная экономичность (сопротивление качению)

 
 На беговом барабане диаметром минимум 1,7 метра высчитывается выбег шины — когда шину разгоняют до 80 км/ч, а дальше измеряют накат в метрах до остановки, вычитая аэродинамические и другие потери. Разница в сопротивлении обозначается индексом от A до G (где A — лучший, а G — худший), при этом буква D — не используется!

Во главу угла европейские чиновники поставили сопротивление качению. Именно этот показатель характеризует топливную экономичность шины. Когда она тратит часть кинетической энергии на деформацию в пятне контакта с дорогой, энергия превращается в тепловую безвозвратную, и тем самым тормозит колесо. Примерно 20% расхода топлива автомобиля уходит как раз на преодоление сопротивления качению!

Испытания проходят в аккредитованных лабораториях, где шину помещают на большой беговой барабан и раскручивают до 80 км/ч, а после высчитывают накат. Сопротивление качению измеряют в кг/т — сколько необходимо усилия, чтобы сдвинуть автомобиль массой в 1 тонну.

Коэффициент сопротивления качению

Буквенный индекс Значение коэффициента сопротивления качению (кг/т)
A RRC ≤ 6,5
B 6,6 ≤RRC≤ 7
C 7,8 ≤RRC≤ 9
D Не используется
E 9,1 ≤RRC≤ 10,
F 10,6 ≤RRC ≤ 12,0
G RRC≥ 12,1

Разница между индексом A и G почти в два раза. Если применить это к расходу топлива, то, по расчетам ученых, шина с индексом G будет на 7,5% менее экономична, чем с индексом A.

Сцепление на мокрой дороге

Автопоезд разгоняется до 65 км/ч и блокирует колеса прицепа. На шкале параметр «сцепление шины на мокрой дороге» не задействованы буквы D и G. Так что если у покрышки параметр сцепления обозначен буквенным индексом F — это худший результат из возможных

Как и в случае с американской маркировкой, европейский тест на сцепление на мокрой дороге сравнивает шины именно с точки зрения продольного «зацепа» при торможении. Однако, в отличие от американской системы, в европейской предусмотрены два варианта тестирования. Первый — на прицепе с блокировкой колес, второй — на стандартном автомобиле при торможении с 80 до 20 км/ч. В европейских испытаниях высчитывают не абсолютные цифры сцепления (так как, в отличие от США, мест для тестирования несколько), а сравнивают испытуемую модель и стандартизированную шину-эталон (Uniroyal Tiger Paw).

Буквенный индекс, характеризующий сцепление шины на мокрой дороге Индекс G, показывающий отношение преимущества испытуемой шины над эталонной
A 1,55 ≤ G
B 1,40 ≤ ≤ 1,54
C 1,25 ≤ ≤ 1,39
D Не используется
E 1,10 ≤ ≤ 1,24
F ≤ 1,09
G Не используется

Индекс G рассчитывается по сложной формуле с несколькими коэффициентами. Он показывает отношение тормозного замедления испытуемой шины к стандартизованной шине-эталону. Если на покрышке индекс F — это самый худший показатель, который примерно равен шине-эталону с рисунком и типом смеси из далеких 90-х.

Итог: В отличие от американских тестов, европейские имеют более строгую шкалу, и не все современные шины могут показать лучший результат — А. Следовательно, у потребителя есть возможность увидеть понятную картину по сцеплению на мокрой поверхности.

Шумность шины

Микрофоны замеряют шумность на расстоянии 7,5 м от автомобиля, при этом он прокатывается 20 метров со скоростью 80 км/ч

Шумность шины — важный параметр, влияющий на комфорт движения.

Замер происходит на открытом участке полигона с заданными параметрами асфальта, так как именно покрытие, а не сама шина больше влияют на уровень шумности. Автомобиль разгоняется до 70-90 км/ч (контрольная скорость при замерах — 80 км/ч), испытатель выключает двигатель, ставит коробку в нейтраль. Машина проезжает мимо микрофонов, которые находятся с обеих сторон. Чем шире шина, тем выше ставят для нее порог минимальной шумности. Например, покрышки с маркировкой XL (указывает на увеличенную грузоподъёмность) имеют послабления по громкости на 1 децибел.

Минимальные параметры шума в зависимости от ширины шины

Ширина шины, мм Ограничение в дБ
От 165 мм до 185 мм

74

от 185 мм до 215 мм

75

Более 215 м

76

Для человека разница в громкости в три децибела ощущается как двукратное увеличение шума

Итог: Показатель шумности замеряется в условиях, близких к реальным, и может помочь потенциальному покупателю в выборе шины. Стоит смотреть на абсолютные показатели в цифровом значении (а не на пиктограмму с шумностью, которая имеет много «если»).

 
 
 
 
 
Есть ли еще подобные маркировки в других странах? В Японии символы, информирующие потребителя о сопротивлении качению и сцеплению на мокрой поверхности, являются добровольными и действуют с 2010 года. В Южной Корее маркировка, как в Европе, обязательна с 2012 года

Обязательные американские и европейские тесты далеки от идеала. К примеру, никак не оценивается управляемость, поперечные сцепные свойства шин или торможение на сухом асфальте. Однако большинство покрышек в России проходят эти тесты, а результаты пишутся на боковине и на наклейке протектора. И это, согласитесь, лучше, чем ничего.

Картина дня

наверх