На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Не сыпь мне реагент на рану!

Мне не безразлично, чем посыпают улицы города, в котором живу я и мои дети, чем мы дружно дышим и почему все такое грязное. Поэтому я решил немного разобраться в вопросе: что такое реагент и зачем его используют?
Это не значит, что я сразу стал специалистом в данном вопросе. Вовсе нет. Но кое что новое я узнал. Многие комментарии к фотографиям даны на основе ответов на мои вопросы Андреем Соколовым, заместителем руководителя ГБУ "Автомобильные дороги".

Зачем используют реагенты?

1. Почему реагент так активно используют в Москве, когда соседи в Скандинавии катаются и ходят по белому укатанному снежку? Почему у нас по дорогам говно течет рекой, а за границей не течет? — задаются вопросом люди, бывавшие в заснеженных европейских городах? 



2. Почему у нас не как в Финляндии? На самом деле у нас полно таких же красивых заснеженных дорог, как в Финляндии. Просто мало кто из москвичей их видел. На том же Кольском полуострове, если дорога не федерального значения и не сильно загружена, то никто ее не чистит до асфальта и не посыпает никакой химией, пока стоит минусовая температура.



3. Боюсь, что в Москве никогда не будет такого белого снега, как в Хельсинки. Это несравнимые города по численности населения и количеству автомобилей. Во всей Финляндии машин зарегистрировано меньше, чем в одной Москве. Столица перегружена транспортом. И теперь представьте, что будет с белым, чистым, укатанным снегом на МКАДе, после того, как по нему проползет в пробке такое количество автомобилей, как на фотографии. Будет все как в детстве, когда по заснеженной горке дети катаются на попе и постепенно превращают снег в лед. И пусть на улице будет -20ºС. Автомобили замечательно излучают тепло и медленно, но верно плавят снег даже в мороз.

А что будет с укатанным снегом в оттепель? Думаю легко можно представить. Поэтому дороги с интенсивным движением необходимо вычищать до асфальта.



4. Давайте посмотрим на обычный немецкий городок. Городские службы в снегопад очищают только главные улицы, где ходит общественный транспорт. По словам моего брата, который живет в Ландау, снегоуборочная техника никогда не заезжает на второстепенные, межквартальные улицы. Эти улицы или оттаивают сами, либо их чистят жители своими силами.



5. Увы, заснеженных финских дорог в районе Франкфурта просто не существует, так как зимой температура часто держится выше нуля. Автобаны и все более-менее важные дороги очищаются от снега до асфальта и посыпаются реагентом. Состав реагента простой — 50% жидкой соли, 50% твердой соли. Да, соль — это тоже реагент. Соль в жидком состоянии начинает плавить снег сразу, а твердая соль действует позже. Таким образом время воздействия реагента растягивается. На автобанах норма реагента 40 г/м2, во дворах — 5-10 г/м2.

Немецкие коммунальщики ставили эксперименты и пробовали использовать гранитную крошку, пепел и песок. Зимой это неплохо помогало, но весной все эти фрикционные добавки засоряли ливневку так, что было решено вернуться к старой доброй соли. 



6. Возьмем обычный квартал в обычном немецком городке. Из коммунальных служб здесь можно увидеть разве что мусоровозы, которые забирают раздельно собранный мусор. Тротуары, парковки и саму дорогу жители чистят сами (точнее дорогу обычно никто не чистит вообще). В Москве же представить невозможно, чтобы городские жители вышли и сами на пузе убрали снег во дворе (выражение "на пузе" у коммунальщиков означает ручную работу лопатой). 



7. В Ландау ТСЖ каждого дома обязано своими силами содержать в чистоте тротуары вдоль дорог. Если дядя Вася поскользнется на тротуаре и сломает руку, он может смело подать в суд на ТСЖ и получить компенсацию. В каждом подъезде на две недели назначается дежурная квартира, которая является ответственной за уборку своей части тротуара, прилегающего к дому. Никто из жильцов не любит, когда в их дежурство случаются снегопады. Но, благо, в Ландау снега за зиму выпадает куда меньше, чем в Москве.

Снег с тротуаров запрещается сваливать на дорогу. Можно только на газон. Использовать песок в качестве фрикционного материала запрещено, так как он забивает ливневую канализацию. А соль использовать можно. Чтобы не дежурить с лопатой на улице во время снегопада, жители домов покупают специальную соль в супермаркетах и рассыпают ее по тротуару совочком. Соль плавит снег и лед при температуре до -15ºС, что для Ландау вполне приемлемо. Сложно поверить, но и в Германии на обуви появляются белые следы соли. Только количество осадков зимой в виде снега там значительно меньше, соответственно и соли тоже.



Во Франкфурте в многоквартирных домах зачастую выделяется ответственный человек "хаусмастер", который является и управдомом и личным дворником одновременно. Этот человек получает зарплату от жильцов и следит за чистотой и порядком в доме и на прилегающей к нему территории. У него может быть небольшой трактор, на котором он с раннего утра катается по двору и расчищает территорию. На улицах Франкфурта часто можно встретить специальные контейнеры с реагентом, которыми могут воспользоваться жители, если найдут участок со льдом, который не успели убрать.

Любой нормальный снегопад для Франкфурта приравнивается к миникатастрофе. 

По словам друга из Берлина, в городе запрещен реагент и используется только гранитная крошка, а если бы в городе прошли снегопады, как в Москве, город встал бы намертво.


8. Но зачем чистить тротуары от снега, спросит добрая половина читателей? Ведь по белому снегу можно ходить с улыбкой на лице. Можно, если он предварительно утрамбован.









11. Попробуйте пройтись по рыхлому снегу например с коляской. Я пробовал, удовольствие сомнительное. Даже без коляски идти взрослому человеку по такому снегу сложно и утомительно. А каково пожилым людям? Такой снег нужно убирать.



12. И даже если снег на тротуаре утрамбуется (ведь в парках все дорожки в снегу и по ним как-то ходят даже с колясками), то что будет с приходом плюсовой температуры с последующими заморозками? По таким тротуарам будет невозможно ходить, а по дорогам — ездить. После бала красивый белый снег, если его вовремя не убрать, превращается в тыкву в красивый и опасный лед. И прохожий предпочитает в таком случае идти по газону, а не по тротуару, разнося по городу грязь на подошвах.

В качестве временной меры такой лед можно посыпать гранитной крошкой, но с очередным переходом через ноль эта дорога снова станет скользкой. Поэтому снег нужно убирать еще до того, как он превратится в лед. 



Убрать снег гораздо проще, чем потом долбить лед. Правда, убрать весь-весь снег невозможно.



13. Вот он, финский вариант тротуара в оттепель с ночными заморозками. Дорога в травмпункт.






15. Красивый и чистый тротуар на котором можно сломать себе ноги.



16. Некрасивый тротуар по которому можно идти.



17. Вот как должен выглядеть тротуар зимой в мегаполисе, в котором переход температуры через ноль случается по несколько раз за неделю.



18. Многие жители ошибаются, когда принимают белую мраморную крошку за химический реагент. Караул — у нас все дорожки и газоны засыпали химией. Да, химией их посыпали, только сам реагент растворился и расплавил снег. Если приглядеться и взять в руки эти белые кусочки не пойми чего, то станет понятно, что это самый обычный белый камень. И он не растворяется. Вреда от него почве столько же, сколько от щебенки. По словам коммунальщиков, эта крошка будет убрана весной специальными пылесосами.



19. Вот как выглядит реагент. По норме — 1 столовая ложка на квадратный метр для тротуаров. По-хорошему эти белые шарики либо сами растворятся и расплавят снег, либо пешеходы разнесут и размесят его по тротуару. Главное — вовремя (в течении трех часов) убрать растаявшую кашу, что у нас в городе происходит далеко не всегда вовремя. Поэтому и столько жалоб на то, что даже в мороз мы ходим по снежной жиже.



20. Во время сильных снегопадов, как было в январе, коммунальщики не могли быть в каждой точке пространства города одновременно. Улицы убирались по приоритетам, и до дворов и тротуаров в спальных районах лопаты дошли далеко не в первый же день. По нормативам, снег во дворах должен быть убран не более, чем через четыре дня, после снегопада. Четыре дня, Карл!



21. Можно сколько угодно хотеть жить в городе без реагентов, но тогда нам понадобится в десять раз больше коммунальщиков с лопатами и снегоуборочной техникой. 

Итак причины, по которым нужно убирать снег с дорог и тротуаров:
— таяние снега днем может сопровождаться замерзанием в ночное время;
— снег забивает водостоки, вода начинает накапливаться на проезжей части и тротуарах. Люди вынуждены парить над лужами как ангелы;
— сугробы на перекрестках закрывают обзор для водителей, ограничивают места для парковок автомобилей.
— снег затрудняет передвижение людей с ограниченными возможностями, а также людей с детскими колясками;
— снег впитывает в себя загрязнения, что чревато при таянии резким ухудшением качества воздуха;
— перепады температуры могут привести к образованию замерзших надолблен, уборка которых тяжела и дорога.



22. Но как же так, ведь в Питере отказались от реагентов? — спросит радиослушатель. Вопрос хороший. На самом деле там не совсем отказались от реагентов, а сократили их использование. В этом году правительство города приняло непростое решение — снизить использование противогололёдных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью, с содержанием соли 5-10%). Это требует больше затрат и усилий — растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но использование песко-соляных смесей может аукнуться весной, когда растает снег, и с первым ветром пыль поднимется в воздух. Также песко-соляные смеси отлично способствуют образованию "русского дриста". Москва отказалась от использования песка уже как 15 лет (не путайте с Подмосковьем).

Я звонил друзьям в Питер — пока одни положительные отзывы. Хотя, конечно, они говорили, что не все идеально, что случаются и наледи, и не всегда снег убирают вовремя, но в целом в городе стало чище. Посмотрим, что будет весной. Надеюсь, если опыт северной столицы окажется положительным, в Москве тоже задумаются о снижении количества противогололедных материалов и все силы бросят на механическую уборку и прометание.



23. Что такое реагент? Под любым реагентом понимается состав из химических соединений, которые плавят снег и лед. Как известно, чем меньше любой «химии», тем лучше, но применение антигололедных реагентов в крупных городах с многотысячным и многомиллионным населением просто необходимо — для предотвращения травматизма граждан, обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного функционирования всех систем мегаполиса в целом.

В Москве на сегодняшний день используются твёрдые, комбинированные и жидкие противогололёдные реагенты. Жидкие реагенты достаточно эффективны для предупредительной обработки проезжих частей. Но они имеют и четкое ограничение: их нельзя применять при температуре ниже -8ºС. Иначе получится каток. При температуре от -8 до -12°C — используются комбинированные реагенты. Твёрдые идут в бой при более низких температурах. Твёрдыми и жидкими реагентами сейчас обрабатывают в основном дороги и магистрали, а дворы и тротуары — комбинированными реагентами (КР-2).

Также используются фрикционные материалы. В большей степени это мраморная крошка фракцией 2-5 мм (хотя я видел и больше). По словам коммунальщиков, крошка лучше песка, так как не смывается дождем и на забивает ливневку. Также она практически не стирается в пыль и не участвует в образовании "русского дриста". В отличии от гранитной крошки, мраморная мягче и поэтому не забивается и не портит эскалаторы метрополитена.

Нормы использования реагента в Москве:
до -8ºC — жидкий реагент, 30 г/м,2
до -12ºC — комбинированный реагент, 40 г/м,2
до -25ºC — твердый реагент, и чем холоднее, тем больше концентрация на квадратный метр.



Декабрь 2015 выдался очень теплым, поэтому коммунальщиками использовались только жидкие реагенты. В январе температура опускалась до -25ºС, и в ход уже пошли твердые реагенты.

24. Как должно быть на деле: наиболее «активные» и «злые» реагенты, используемые на проезжих частях, должны смываться в ливневую канализацию, не попадая на тротуары, и далее попадать на городские очистные сооружения, где их полностью утилизируют. Снег с реагентами с тротуаров должен вывозится на специализированные снегоплавильные пункты, поскольку предписано сведение к минимуму попадания противогололедных материалов на газоны.



25. Судя по своему двору, могу сказать, что не весь снег с тротуаров был вывезен восвояси. Вдоль дворового заборчика выросло несколько высоченных куч, которые до сих пор так и лежат, потихоньку чернея и скукоживаясь. Одной такой кучей (см фото) был надежно завален вход на детскую площадку. 



26. Когда начались январские снегопады, я сознательно не пользовался автомобилем и передвигался на общественном транспорте. Так вот одним прекрасным утром, когда мне понадобилась машина, мне пришлось взять у охранника детского сада лопату и выкопать автомобиль. Ну пришлось, ну выкопал. Ничего сверхъестественного. Хотя есть комментаторы, с пеной у рта проклинающие дворников, за то, что им бедненьким пришлось один раз за зиму поработать лопатой.



27. Не нравится выкапывать свои машины, — продайте их! Или езжайте в Дербент, там снега зимой нет.







29. Откуда же появляется грязь на дорогах, обочинах и газонах, которая летит на лобовое стекло? Она появляется отовсюду: начиная с почвы с газонов, говна, вывезенного на колесах со дворов, бесконечных строек, и замкадья (трассы в подмосковье щедро посыпают пескосолью), заканчивая грязью от истертых шин, стертого асфальта (в том числе благодаря шипам), осадков выхлопных газов автомобилей и грязных производств. В этом случае реагент оказывает негативный побочный эффект. Он разжижает/растворяет (не уверен, что правильно формулирую) пленку на асфальте, которая образуется от истертых шин и стертого асфальта. И вместе с грязным снегом эта растворенная дрянь летит в лобовое стекло водителям, заставляя их расходовать незамерзайку литрами.

Сколько уборщица в Макдоналдсе не будет протирать пол, все равно посетители занесут грязь с улицы. Но с каждым новым снегопадным днем дороги все дольше остаются чистыми. Черный снег свозят на снегоплавильные пункты вместе со всей грязью, и улицы таким образом немного, но очищаются.



30. Вы не поверите, но даже в Европе снег на дорогах не всегда белый и пушистый. Хотя до черных российских сугробов европейцам еще далеко.



31. К сожалению, современный город не сможет функционировать без реагентов в зимний период. Не стоит забывать в какой климатической зоне мы живем. Зимой идет снег, и передвигаться по нему сложнее, чем по чистому асфальту и дорожкам. А когда этот снег превращается в лед, становится совсем худо.



Повторюсь, что комментарии к фотографиям я составлял на основе ответов на мои вопросы моих друзей, живущих в Ландау, Франкфурте и в Питере. Также многие подписи написаны со слов Андрея Соколова. 

Для любителей разоблачений заговоров сразу открою все карты. Спонсоры поста: Ликсутов, Бирюков, Хуснулин, Макдоналдс, магазин "Пятерочка", трамвайное депо имени Русакова и Спортлото.

Спасибо за внимание. Буду рад дельным и аргументированным комментариям и вопросам.

Истчоник

Картина дня

наверх