На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Делались единицами...На выставку чтоль...А для СССР?...Западло чтоль???И где всё это...В ЖОПЕ????????????????Дебилы Б...Советские автобус...
  • Максим Маркин
    ПАЗ на шасси ГАЗ - прекрасно ездил в Сибири по грунтовке, в -45С, куда там Лазурному берегу..Советские автобус...
  • Ингерман Ланская
    ну, во-первых, за бугор (за дальний бугор) их попало считанные единицы и то потому, что дешёвые. Второе, эти автобусы...Советские автобус...

Поле боя. Т-34-57 - редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с "Тиграми"

Поле боя. Т-34-57 - редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с "Тиграми" СССР, авто, война, история, факты
Поле боя. Т-34-57 - редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с "Тиграми" СССР, авто, война, история, факты
Поле боя. Т-34-57 - редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с "Тиграми" СССР, авто, война, история, факты
Поле боя. Т-34-57 - редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с "Тиграми" СССР, авто, война, история, факты

Принято считать, что основными орудиями для Т-34 были 76-мм в первый период войны и 85-мм — во второй. Тем не менее, в металле существовала модификация тридцатьчетверки, вооруженная 57-мм пушкой, которая запросто могла бороться с любыми танками Вермахта.
История этого танка началась после зимней компании в Финляндии, горькие уроки которой заставили руководство РККА задуматься о реформировании армии, в частности, о вооружении танков, которое прежде считалось достаточным. Работы подтолкнула разведывательная информация о разработке в Германии тяжелобронированных танков, полученная советским военным руководством весной 1940 года.

В это время разработкой нового 57-мм противотанкового орудия с высокой начальной скоростью снаряда занималось конструкторское бюро № 92 под управлением талантливого советского конструктора Василия Грабина. Поэтому КБ поручили создать аналогичное орудие, которое бы поместилось в башню Т-34 без существенных переработок последней.

Первый блин — комом

Опытный экземпляр орудия был изготовлен только в сентябре 1940 года. Затем последовали испытания на полевом лафете, которые продлились до конца марта 1941 г. И только в апреле дело дошло до установки пушки в башню Т-34 взамен 76-мм орудия Ф-34.

Первые испытания показали не лучший результат: после 100−150 выстрелов ствол орудия сильно перегревался, а кучность стрельбы на дистанции в 1000 м оказалась в 2−2,5 раза ниже, чем у 76,2 мм пушки.


Чтобы добиться положительных результатов, конструкторам пришлось изменить крутизну нарезки, добавить флегматизатор и внести другие конструктивные изменение. После доработок орудие отлично показало себя на Софринском танковом полигоне, где 6-го июля проводились стрельбы.


Во время испытаний 57-мм орудие уверенно поражало цели на дистанции до 2000 м, а по бронепробиваемости значительно превзошло 76,2-мм пушку:

дистанция 500 метров — 98 мм бронелист (угол 90°) и 83 мм бронелист (угол 60°)
дистанция 1000 метров — 90 мм бронелист (угол 90°) и 78 мм бронелист (угол 60°)
дистанция 1500 метров — 82 мм бронелист (угол 90°) и 73 мм бронелист (угол 60°).

Для упрощения производства 57-мм орудие ЗИС-4 было унифицировано с 76,2-мм пушкой Ф-34, от которой новинка отличалась большей длиной ствола и клином затвора. Чтобы уравновесить ЗИС-4, были добавлены специальные противовесы массой 180 кг.

Ненужный танк-истребитель

В производство орудий танковых орудий ЗИС-4 свои коррективы внесла война, добавились и трудности производственного характера (заводы эвакуировались), поэтому к 1 декабря 1941 г выпуск 57-мм пушек был прекращен. В итоге только 21 танковая пушка была отправлена на ХПЗ до эвакуации и 20 досталось СТЗ.

Также выпуском танков-истребителей, как окрестили Т-34 с 57-мм орудием военные, должен был заниматься завод «Красное Сормово». План для предприятия составлял 100 танков в месяц, но в его отчетах этих машин не обнаружено.

Сколько было выпущено Т-34−57, до сих пор неизвестно, впрочем, в сводках с фронтов упоминаются эти танки.

Например, 10 таких машин воевали в составе 21-й танковой бригады, которая прибыла на фронт 14 октября. Во время удара во фланг немецкой группировке в районе Калинина экипажами тридцатьчетверок было уничтожено 34 немецких танка, 25 противотанковых орудий и 210 автомашин. Но уже к 25 ноября все «танки-истребители» в бригаде были потеряны, в боях погибли командир танкового полка бригады Герой Советского Союза майор Лукин и командир 1-го батальона, Герой Советского Союза капитан Агибалов.

Также известно, что восемь танков Т-34−57 поступили 19 октября 1941 г. в состав 8-й танковой бригады Калининского фронта.

Выпуск Т-34−57 был свернут в 1941 году, одной из главных причин стала избыточная мощность орудий. Снаряды 57-мм пушек пробивали броню любого немецкого танка, а для борьбы с пехотой и противотанковой артиллерий фугасное действие снаряда ЗИС-4 было недостаточным.

С фронтов приходили донесения, что порой 57-мм снаряды пробивали легкие немецкие и чешские танки насквозь, не причиняя им существенного вреда.

Только во время Курской битвы пушки вновь начали воевать ввиду того, что на фронте появился тяжёлый немецкий танк PzKpfw VI, известный как «Тигр». В принципе его возможно было подбить при помощи обычного 76-мм танкового орудия Ф-34, но вести бой с этим танком было слишком тяжело. Для уничтожения «Тигров» требовалось приблизиться на дистанцию до 200 метров и вести огонь по бортам или корме противника, причем используя подкалиберные боеприпасы. Обычно требовалось 5-6 попаданий в борт, чтобы вывести из строя «Тигр», в нижний бронелист подкалиберным снарядом он поражался на дистанции до 50-ти метров, что делало его практически неуязвимым при лобовой дуэли.

Потери со стороны средних советских Т-34 при столкновении с тяжелыми «Тиграми» были очень большими, хотя это и не принято было афишировать. Показательный пример — бой под Октябрьским, в котором около 30-ти Т-34 и 10-ти КВ-1 были направлены для того, чтобы окружить, подбить, а по возможности — и захватить новые немецкие танки, которые немецкое руководство по скоропалительному приказу Гитлера бросило в бой. Фюрера отговаривали от этого многие генералы, считая риск «неоправданным», ведь «Тигры» должны были стать «сюрпризом для русских» в готовящейся операции «Цитадель». По некоторым данным, в этом противостоянии советской танковой группы против немецкой танковой бригады (три танка «Тигр», 2 штурмовые установки «StuG» и два бронетранспортера) потери с нашей стороны составили — 16 средних танков Т-34 и 4 тяжелых КВ-1, что говорит об огромном техническом превосходстве «Тигров» в огневой мощи и бронировании, особенно учитывая что сражались они в условиях флангового охвата.

Танк, который спас Сталина

Существует версия, по которой Т-34−57, которым командовал знаменитый танковый ас Дмитрий Лавриненко, спас жизнь Сталину. Это случилось во время визита генсека в 16-ю армию генерала Рокоссовского, которая держала оборону на Волоколамском направлении. В частности, Сталин хотел посмотреть на работу знаменитых гвардейских минометов «Катюша».


На обратном пути «Паккард» Сталина застрял на снежной целине, и ему пришлось пересесть в «эмку», которая тоже вскоре остановилась.

В это время на выручку подоспел танковый взвод Дмитрия Лавриненко, и вовремя — в район, откуда стреляли «Катюши», подошел немецкий кавалерийский дивизион СС. Немцы могли бы легко захватить две легковушки с охраной, но появление трех танков заметно охладило их пыл. Сталин смог благополучно вернуться в штаб 16-й армии.

Кстати, Дмитрий Лавриненко считается одним из самых результативных танкистов СССР: в общей сложности зза 2,5 месяца боев он смог подбить 52 вражеских танка, большую часть из которых уничтожил именно на Т-34−57. Погиб отважный танкист 7 декабря 1941 — был сражен осколком мины во время артобстрела.
С «Тиграми» и «Пантерами» не встретилась

О танках Т-34−57 командование вспомнило с появлением у немцев Pz. Kpfw V Пантера и Pz. VI Тигр. Специально для Т-34 и КВ была разработана новая 57-мм пушка ЗИС-4М, которая отличалась унифицированным с Ф-34 затвором, упрощенным механизмом полуавтоматики и измененным креплением муфты в люльке. Углы наводки ЗИС-4М составляли от -2 до +31 градуса, а высота линии огня — 2110 мм.

Также к орудию был разработан новый бронебойный снаряд повышенной мощности с начальной скоростью 1000 м/с по паспорту, а фактически — 1010 м/с. Имевший массу 3,44 кг снаряд пробивал на дальности в 500 метров броневой лист толщиной в 106 мм, и 96-мм лист — на дальности в 1000 метров.

Быстро выяснилось, что такие снаряды сильно снижают ресурс орудия, кроме того, были отмечены случая раздутия ствола. Поэтому всю партию — 2800 штук — изъяли из обращения.

Прибывшие на фронт в августе 1943 г. Т-34−57 были объединены в «особую танковую роту 100». Испытания этих машин проходили с 15 августа по 5 сентября 1943 г., но за все это время поучаствовать в бою с немецким «зверинцем» им не довелось. За все время, что рота находилась в войсках, часть, которой была придана «особая рота 100», встретилась с немецкими танками лишь единожды, а «танки-истребители» в этот момент находились в резерве.

В итоге стрельбы проводились по брошенной немецкой бронетехнике и дзотам. По результатам стрельб командир роты капитан Волосатов и представитель ГАБТУ инженер-полковник Зайцев, дали высокую оценку возможностям пушкм ЗИС-4М.

Единственным серьезным недостатком 57-мм орудия стало крайне плохое качество осколочных снарядов, которые давали неполноценные разрывы, а то и вовсе не детонировали.

Дальнейшие следы танков Т-34−57 затерялись. Известно, что в течение 1943 года было выпущено 172 пушки ЗИС-4М, а по отчету за 1944 год было отгружено еще 19, вероятно, для ремонта поврежденных танков.

Окончательный интерес к Т-34−57 угас в 1944 году, в связи с переходом на более эффективное 85-мм орудие. До наших дней достоверно неизвестно нахождение ни одного экземпляра этого редкого танка. По утверждению некоторых источников, один Т-34−57 находится где-то в Нижнем Тагиле.



Источник

Картина дня

наверх