Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». И к авторемонту, даже такому мелко-гаражному, как у меня, это изречение относится в полной мере. Ведь глаз, даже вроде бы наметанный, все равно совсем не похож на рентген. И поэтому часто, открывая капот клиентской машины, сразу и не догадаешься, что там тебя в итоге поджидает, даже если работа кажется обычной рутиной, а сама машина привычна до зевоты.
Ведь иногда даже самая невинная просьба клиента, ну, скажем, «подтянуть “ручничок”», может вызвать неожиданный и заморочный ремонт. Как такое получается? Да запросто!Вот как раз недавно именно для «подтягивания “ручника”» заехала ко мне потрепанная жизнью «десятка», ее пробег — около 260 000 км.
Обслуживается машина у меня больше десяти лет — почти с той самой поры, как выехала из ворот автосалона. Мотор и КПП вполне рабочие, но по мелочи, конечно, последнее время сыпется. На этот раз хозяин говорит: «”Ручник” нормально работал, да вдруг пропал. Давай подтянем!». За такую мелочь со старого клиента я даже денег не беру. Но когда начинаю крутить регулировочную гайку, то обнаруживаю, что она без всякого усилия крутится вместе с тягой, которая соединяет тросы «ручника» с рычагом в салоне. Что ж, надо снимать рычаг и разбираться, почему соскочила тяга. Звучит не сложно, но с учетом возраста и состояния машины это вроде бы простенькое дело может превратиться в нудную работу. Тот, кто снимал на ВАЗ-2110 облицовки тоннеля пола вокруг рычага «ручника», меня поймет, это вам не Логан и Сандеро. А уж если водительское и пассажирское сиденья от старости не двигаются, то вообще беда, без ненормативной лексики не разберешь :) Когда наконец-то рычаг оказывается у меня в руках, выясняется, что сгнивший шплинт не удержал на оси рычага тягу, идущую к тросам.
После этого все дальнейшее уже легко: выбить гнилые остатки шплинта из оси рычага да собрать все заново, используя вместо штатного шплинта что-нибудь посерьезнее, например, стопорное кольцо от ШРУСа. А ведь заехал всего-то «ручник» подтянуть…
Но ладно бы — «ручник», часто бывают проблемы куда сложнее.
Вот, например, приезжает старый клиент на только что купленной свежей Калине. Купил в соседней области, а доехал домой с опаской — иногда машина грелась. Но не постоянно, а временами, причем закономерности не было — то на холостом ходу перегреется, то на скорости, а то вроде бы и нормально работает…
Хозяин — тертый калач, за рулем много десятилетий, и поэтому поначалу попытался справиться с ситуацией сам. Он заменил датчик температуры и заодно убедился, что указатель температуры не врет, а мотор реально перегревается. Проверив, что крышка расширительного бачка держит давление на прогретом моторе, а течей и убыли антифриза нет, он поменял термостат. Но когда все это не помогло, приехал ко мне. Поломка не совсем понятная, ведь причин перегрева может быть несколько. Может, забит радиатор двигателя из-за того, что прежний хозяин машины когда-то неудачно использовал плохенький герметик, может — прогорела прокладка головки блока (хорошо, если еще не трещина где-нибудь)… Но перед тем как лезть в железно-алюминиевые дебри, я решаю на всякий случай взглянуть на помпу. Ведь если разбирать мотор, то все равно антифриз надо слить, ремень ГРМ и шестерню распредвала снять, ну а после этого и до помпы-то остается всего ничего.
Пока я не вынул помпу из блока, она выглядела вполне работоспособной — легко и беззвучно прокручивается, на валу люфта нет. Но вскоре все стало ясно — крыльчатка помпы практически развалилась, от лопастей остались в основном только воспоминания!
Очень редкая поломка — за двадцать с лишним лет работы в этой мастерской я вижу подобное только второй раз. И мне еще очень повезло, что начальную диагностику провел сам хозяин машины — ведь я бы тоже начал с поиска течей, проверки датчиков и замены термостата, а о постепенно разрушающейся крыльчатке помпы подумал бы в последнюю очередь. А «калиновод» остался очень доволен — ведь он уже мысленно приготовился как минимум к замене прокладки головки блока цилиндров, и 1300 рублей за мою работу плюс сама помпа его вполне устроили.
Но чаще бывает наоборот, ну вот как с тем «ручником» — просит клиент о какой-нибудь мелочевке, я планирую потратить полчаса–час, а то и меньше, назначаю следующего на ближайшее время, но машина неожиданно «зависает», и совсем не по моей вине. Приходится обзванивать всех записанных на ремонт, извиняясь и с переменным успехом пытаясь как-то их «подвинуть».
Например, заезжает ВАЗ-2115 с течью масла из коробки передач, хозяину кто-то сказал, что надо поменять сальник привода.
Но когда я снимаю защиту моторного отсека, то обнаруживаю, что масло уходит из коробки вовсе не через сальник.
Причина проста — на защите отлично виден отпечаток от корпуса КПП. Видимо, кто-то «приложился» как следует, да так и ездил, не обращая внимания на звуки из-под машины.
Причем следующим на очереди был бы поддон двигателя, проплешина уже появилась. Когда-то двое моих клиентов таким образом протерли поддоны вазовских моторов насквозь.
Ну а в случае с этой коробкой вариантов не много, и все они затратны как по времени, так и финансово: или варить корпус, найдя грамотного «аргонщика», или менять (корпус или саму КПП). Заклеить «холодной сваркой»? Ну, не знаю… Хозяин машины предпочел привезти неновую коробку, отдав свою продавцу с доплатой.
Похожий случай произошел у меня как-то раз и с клиентской Нексией. Ее хозяин пожаловался на шум коробки передач.
Я начал разбирать машину, открутил болты крепления поддона КПП, чтобы слить масло из коробки (ох уж это наследие Опеля Кадет 1982 года…). К моему удивлению, оттуда ничего не вылилось! Тут должен быть смайлик с выпученными глазами 😊
После внимательного осмотра коробки обнаружилось, что ее корпус давным-давно был протерт всего лишь вот этим покоробившимся пластиковым пыльником!
После того как все масло из коробки постепенно вылилось, протертое место заросло грязью. Но когда я его немного отчистил, все стало понятно.
Ремонт такой коробки — дело неблагодарное. При работе «всухую» катастрофически изнашиваются абсолютно все детали КПП — валы, шестерни, подшипники. Стоимость всей этой начинки вместе с моей работой таковы, что дело опять закончилось заменой КПП на б/у.
Подобные случаи хотя и сбивают мой график, но относительно легко разрешаются с клиентами, а меня выручает то, что бокс рассчитан на две машины. Но часто бывает, что нестандартная поломка ставит мне задачки, которые не всегда просто решить. Еще больше может усугубить положение простое человеческое желание выручить старого клиента. Временами сложно оставаться равнодушным, когда человек ездит к тебе лет 10–15, ты в курсе всей его жизни, разве что семьями не общаетесь, и ты прекрасно понимаешь, что каждая «лишняя» тысяча рублей на ремонт машины для него вовсе не лишняя.
Вот одна такая ситуация.
Очень старый и хороший клиент-таксист, работает на своей машине. В те давние времена, когда пассажиры были совсем не избалованы, у него было две «восьмерки», затем купил «девяносто девятую». Эта машина прошла около 300 000 км и, наверное, могла бы и больше. Но в одну не самую прекрасную ночь ее сожгли. Был такой период в нашем городе, машины горели постоянно, почти каждую ночь. Сейчас вроде бы эта «мода» проходит, лишь бы не сглазить, тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо… Ну а мой клиент как тогда на последние деньги купил старенький ВАЗ-2112, да так на нем и работает уже несколько лет.
И вот приезжает он ко мне зимой, еле-еле трогаясь на третьей передаче, первая-вторая не включаются. При этом рычаг КПП в салоне двигается как обычно, но как будто в пустоте. Такое впечатление, что на валах коробки там, где должны быть шестерни первой и второй передач, вообще ничего нет. Разобрав КПП, я недоумеваю — как такое могло произойти? Я прошу прощения за небольшое техническое занудство, но тут иначе — никак. Так вот, передачи включаются за счет того, что муфта синхронизатора соединяет шестерню определенной передачи с ступицей муфты. Эта ступица жестко установлена на шлицы вала КПП и обычно выглядит вот так.
Но в этом случае ступицу можно было только угадать в непонятном железном месиве. Я вижу такую поломку первый и, надеюсь, последний раз в моей авторемонтной жизни.
Причина происшествия не ясна, хозяин ничего определенного не говорит. Я полагаю, что разрушение ступицы муфты синхронизатора — результат резкого, ударного торможения колес машины после того, как они максимально раскрутились. Скажем, машина подпрыгнула, а потом приземлилась, причем хозяин в этот момент не успел выжать сцепление. Или, может, буксовал на льду в режиме «тапка в пол», а потом резко и неожиданно вылетел на сухой асфальт?
Но это все теория, а практика вроде бы ясна — купить да и заменить синхронизатор первой-второй передач в сборе со ступицей и всей остальной начинкой. Рутина? Вроде бы… Вот только оказалось, что коробка редкого образца, гораздо старше машины. Для нее завод муфты уже не делает, посадочные размеры на валах КПП теперь другие. В магазинах, где обычно я (да и зачастую механики ближайшего дилера «АвтоВАЗа») покупаю запчасти, объясняют, что на эту коробку нужная мне ступица муфты первой-второй передачи имеется только заведомо незаводского, кустарного производства. Оригинальную же заводскую даже заказать невозможно, только вал в сборе. Его цену я спрашивать не стал — у клиента все равно таких денег сейчас нет. Но работать-то ему надо.
Что ж, можно эту проблему переложить на клиента — пусть ищет деталь или коробку на разборках. Но в подсознании что-то такое крутится... Я уж не знаю, заметили ли уважаемые читатели, что в мастерской, мягко говоря, порядок не совсем идеальный? :) И по разным ящичкам-коробочкам там лежит много всякой всячины. Как говорится, «здесь есть все, только найти бывает тяжеловато» :) И вот кажется мне, что вроде бы давным-давно, лет 12-15 назад, я отложил в закуток именно такую ступицу, какая мне сейчас нужна. А может, от «восьмерочной» коробки ступица была, уже не помню, времени-то сколько прошло. Но вот энергичные поиски увенчались успехом — искомое у меня в руках! Именно та ступица, что нужна, не новая, конечно, но зато заводская.
Собираю коробку с опаской — ведь почему-то же я эту деталь в свое время менял, но теперь всех подробностей не вспомнишь. Да и причина этой нынешней странной поломки так и осталась неизвестна. В общем, мало ли что, после сборки возможно всякое. Что ж, про себя думаю — да, может так получиться, что разбираю-собираю-ставлю коробку бесплатно. С другой стороны — не хочу грузить клиента поисками коробки или вала, пока не попробую починить, все-таки разница в деньгах для него выходит очень приличная. Эх, еще в 90-х говорили мне опытные сервисмены: «не жалей клиентов, они в случае чего тебя не пожалеют», да вот не пошла наука впрок… Но в этот раз все прошло замечательно. Ступица муфты синхронизатора, чудом не оказавшаяся на свалке, встала как родная, коробка заработала, клиент доволен, да и я не в убытке — снятие-установка КПП плюс сборка-разборка стоят 5000 рублей.
Ладно бы — сложные ремонты, они всегда могут подкинуть неожиданные проблемы. Но очень часто многие нестандартные ситуации связаны с простейшими узлами и самыми элементарными работами. Именно поэтому, отвечая на вопросы клиентов «Сколько это стоит? И когда машина будет готова?», я иногда говорю: «Если все пройдет, как в инструкции, с ключами и съемниками, ну, может, плюс кувалдой-зубилом при необходимости чуток детальки придется взбодрить, то столько-то. Но если машина будет разбираться только при помощи “болгарки” и газовой горелки, то это будут совсем другие расклады и по времени, и по деньгам». Причем предупредить клиента полезно даже в тех случаях, когда машина знакома настолько, что можешь ее разобрать с завязанными глазами.
Вот типичная ситуация — заезжает сосед-таксист на Hyundai Elantra. Машина на московских номерах, что сразу настораживает — часто московские машины сгнивают просто катастрофически, а весь крепеж на них с трудом поддается даже газовым горелкам. Но цены на машины в Москве настолько заманчивы, что поток желающих пригнать оттуда авто «за недорого» не иссякает. Этот Хендэ сегодня получил хороший удар в заднее колесо, надо менять согнутый рычаг. Всего делов-то — пару болтов открутить! Ага, щас… :) Один из болтов намертво прикипел к внутренней втулке сайлент-блока рычага. Приходится сначала разрезать и снять рычаг, чтобы добраться до сайлент-блока…
…а затем, удалив слой резины, аккуратно стачивать оставшуюся втулку до тех пор, пока она не начинает потихоньку сползать, убеждаемая зубилом и кувалдой.
В итоге стоимость замены рычага увеличивается для клиента с 500 до 800 рублей — моя дополнительная работа, представьте себе, тоже оплачивается. Что, кому-то, никогда ничего не делавшему с машиной своими руками, захотелось возмущенно сказать «развод»? :) Господа, в таких ситуациях вас разводят ваши машины, а точнее — ваше желание сэкономить как на покупке, так и на обслуживании.
Примерно таким же образом часто идет вроде бы ну совсем уж элементарный ремонт — замена сайлент-блоков продольных растяжек переднеприводных ВАЗов, в просторечии — «ромашек». Для этого надо всего лишь снять рычаг. Казалось бы — ну что такого, он крепится к кузову только одним болтом.
Но часто он «снимается» вот так:
Болт настолько может приржаветь к внутренней втулке сайлент-блока, что выход один — обрезать его с обеих сторон. К этой внеплановой работе неприятным «бонусом» могут пойти внутренние втулки старых «ромашек», также намертво слившиеся с продольными растяжками в одно целое.
Вместо гаечных ключей в ход опять идет «болгарка», ведь растяжка в этом месте должна выглядеть вот так:
Потом, при сборке, все болты и внутренние поверхности втулок сайлент-блоков я густо смажу, попутно сожалея, что так не сделали, собирая подвеску до меня. Ну и, как обычно в таких случаях, накину к стоимости работ рублей по 100–200 за каждую отрезанную, а не открученную деталь.
Причем мне все равно эти ситуации невыгодны — я больше теряю времени, чем дополнительно зарабатываю. Иногда увеличение цены — это просто компенсация моих расходов, но вовсе не потерянного времени.
Вот, к примеру, заезжает Шевроле Круз на замену рычагов и подшипника передней ступицы. Третий хозяин в ПТС, прошлое и пробег машины неизвестны.
Для сравнения — клиентка, купившая такой же Круз в салоне и проехавшая на нем уже тысяч 130–140, ездит ко мне только на плановые ТО, ни одного серьезного ремонта пока не было. С рычагами я разобрался быстро, но подшипник так просто не поддался. Как принято на многих нынешних автомобилях, на Крузе подшипник передней ступицы идет в сборе с самой ступицей. Стоимость узла получается немалой, особенно если брать оригинал, но зато в монтаже должно быть просто — весь узел крепится тремя болтами.
Однако, как говорится, «гладко было на бумаге…» — закисшая в поворотном кулаке старая ступица не реагирует даже на любимую кувалду. Может, опять пресловутое московское прошлое? Что ж, вспомнив крылатое «Если враг не сдается, то его уничтожают», берусь за газовую горелку. Проблема в том, что, выражаясь одесским языком, это «две большие разницы»: нагреть, скажем, просто ржавую гайку, и прогреть немаленький и массивный поворотный кулак, причем строго по границе посадочного места ступицы, не повредив при этом никакие соседние резинки-пластмасски. Но деваться некуда, я по возможности аккуратно и не спеша работаю горелкой.
Как известно, терпенье и труд все перетрут, и наконец-то ступица нехотя выходит из поворотного кулака. Осталась ерунда — зачистить поверхности от остатков ржавчины и собрать весь узел.
Да, клиент за эти неожиданные проблемы помимо обычных 1200 рублей за замену ступицы заплатит дополнительные 200. Но мне было бы выгоднее, если бы я вообще не пользовался газом и горелкой, а машины разбирались бы так, как написано в руководствах по ремонтам.
Кстати, об инструкциях. Сколько эмоций и сильных выражений могут скрываться за такими простыми фразами, как «…отсоедините резонатор от катализатора…» :) А ведь там всего лишь три гаечки!
Но в реальной жизни часто разборка означает вовсе не откручивание этих злосчастных гаек, а разрубание их пополам :)
Вспоминается, как когда-то я, меняя сцепление на таганрогской Хендэ Сонате (очень своеобразная конструкция, не видел подобного ни до, ни после!), решил уточнить в Интернете, возможно ли обойтись без снятия подрамника. И первое же видео, которое тогда мне выдал поисковик, просто повергло в шок. Это был очень короткий двухминутный ролик, на котором возле подъемника с Сонатой и лежащей на полу бокса уже снятой коробкой ходили двое парней, приговаривая, как легко и просто меняется сцепление на этом авто, гораздо проще и легче, чем на всяких «восьмерках-девятках». И все! В запарке я не сразу сообразил, что ролик этот — явный стеб, и в первые мгновенья ошарашенно уставился в экран, оглашая мастерскую всякой нецензурщиной. И только потом, поостыв, я по достоинству оценил юмор парней. Но вот поймут ли его клиенты, судящие об авторемонте по экрану монитора, — совсем другой вопрос. Да, в реальной жизни часто все бывает куда сложнее, чем в бодрых интернет-роликах. А ведь как хотелось бы, чтобы все было наоборот! Но это уж вряд ли…
Свежие комментарии