Мотоциклы М-52 и М-53, о которых слышали лишь те, кто углублённо увлекается мотоциклетной темой, а воочию их вообще немногие видели, были для своего времени своеобразным вызовом устоявшимся стереотипам о том, что тяжелый дорожный «оппозитник» обязательно должн идти с коляской. Советские «пятисотки» М-52, и особенно М-53 были столь редким явлением, что полюбоваться ими можно лишь на фотографиях.
Появившиеся в конце 50-х годов они были одни из самых скоростных на то время двухколёсных машин. Разработка велась в Серпуховском ЦКБ мотоциклостроения, а производство налаживали ни Ирбитском и Киевском мотоциклетном заводах. М-52 и М-53 соответственно.
Первый экспериментальный образец мотоцикла М-52 был готов в 1954 году. Вот как он выглядел. Что-то есть от BMW R51/3, ну очень похож на М-52, понятное дело.
Для сравнения - BMW R51/3
Даже в наши дни этот мотоцикл сморится достаточно стильно, а технически он на тот момент соответствовал всем мировым требованиям.
Двигатель – оппозитный двухцилиндровый верхнеклапанный, с дюралевыми штангами толкателя, охлаждениябыло воздушным. Цилиндры были отлиты из алюминиевого сплава, рабочая поверхность представляли запрессованные чугунные гильзы. Шейки коленвала, поршневого пальца в диаметром были унифицированы с двигателем М-52, от этого же двигателя с небольшими изменениями был и картер. Мощность мотора 24 л.с.
Первоначальный вариант двигателя М-52
Поздний вариант с отдельными внешними трубами штанг толкателей
Двигатель М-53 киевского производства
Колёса М-52 имели отлитый из алюминия тормозной барабан, с запрессованной в него чугунной поверхностью, как на Вазовской «классике». Передача на ведущее колесо – карданная.
В 1955 году мотоцикл проходит стендовые и дорожные испытания общей протяженностью в 15 тыс. км. Результатом испытания становится ряд изменений конструкции, особенно двигателя. Клапанные крышки становятся общими для цилиндра, клапаны – облегчёнными, одним из главных изменений становится появление своего карбюратора – К 52 с компенсационным колодцем.
По завершении испытаний и «работы над ошибками», в 1957 году начинается серийный выпуск М-52 и спортивной модификации М-52 С для шоссейно-кольцевых гонок и М-52 К – версии для мотокросса.
Первые партии М-52 продавались поблизости от завода, что бы снизить логистические издержки по рекламациям, хотя машина показала себя в целом надёжной. Тем не менее, продержалась машина на конвейере недолго, до 1959 года, после чего её сменил М-61, который продавался только в варианте с боковым прицепом- коляской.
Известно точное количество выпущенных М-52 – 678 экземпляров, включая спортивные модификации.
Найти сейчас этот мотоцикл на вторичном рынке в комплектном виде – всё равно, что найти Священный Грааль. Но еще более эксклюзивной является М-53, собиравшийся на Киевском мотозаводе.
Мотоцикл немного отличался дизайном, у него было двухместное сиденье зауженный топливный бак и немного измененная (по сравнению с М-52) рама. Задняя вилка была маятникового типа. Насколько мне известно, было собрано всего 5 гражданских М-53 и около десятка – спортивных модификаций.
Свежие комментарии