Мало кто из водителей представляет себе, по какому принципу автоматические камеры на дорогах фиксируют превышение скорости. Некоторые автомобилисты считают, что установленный режим соблюдать необязательно: достаточно лишь притормозить в нужном месте, чтобы избежать «письма счастья». Не будем затрагивать здесь вопрос разумности таких рассуждений.
Понятно, что пренебрежение требованиями ПДД неизбежно повышает риск аварии. Суть в другом: камеры давно «научились» отслеживать поведение нарушителей на протяженных отрезках полотна. Один из таких «умных» комплексов – «Автодория». Что же это за устройство и как оно работает?Принцип фиксации средней скорости
После изобретения радар-детекторов многие правонарушители получили возможность уклоняться от назначения административных штрафов. В качестве ответной меры в 2013 году был создан комплекс, который рассчитывает среднюю скорость движения машин. «Автодория» – такое название получило новое устройство. С его появлением водители стали поговаривать о том, что использование радар-детекторов скоро потеряет смысл.
Принцип работы комплекса заключается в фиксации процесса движения автомобиля в двух точках. Для этого устройство использует систему ГЛОНАСС/GPS. Первая камера («Старт») «запоминает» проехавшую машину. Одновременно происходит определение координат контрольной точки, которую миновал автомобиль. Через 250-10000 метров устанавливается еще одна камера («Финиш»), которая повторно фиксирует координаты. После этого данные обрабатываются программой: расстояние делится на время, за которое оно было пройдено. Таким образом определяется средняя скорость движения транспортного средства.
При выявлении превышения скорости выносится постановление о назначении штрафа. Вместе с ним правонарушителю отправляются обе фотографии его автомобиля, сделанные камерами «Старт» и «Финиш».
Законность установки
В середине 2018 года ряд депутатов во главе с Игорем Лебедевым внес на рассмотрение Государственной Думы проект закона об изменении статьи 1.5 КоАП РФ. Документ предполагал отмену наказания за среднюю скорость. Парламентарии пояснили, что расчеты не должны являться доказательством по делу об административном правонарушении. Они предложили наказывать водителей только за превышение скорости в конкретном месте и в определенное время.
Чиновник заявил, что в случае неудачи не собирается опускать руки, и если проект закона отклонят, вскоре на рассмотрение Государственной Думы будет внесен новый. В итоге документ действительно так и не был принят. Его рассмотрение в первом чтении не состоялось до сих пор. И будет ли вообще это заседание – неизвестно.
Многие утверждают, что понятия «средняя скорость» в административном праве нет. Поэтому и наказание на основании расчетов называют неправомерным. Однако при внимательном изучении Кодекса становится ясно, что никакого противоречия нормам в данном случае не наблюдается. Ни в одном документе не говорится о том, каким именно образом должно быть зафиксировано превышение скорости.
Несмотря на скептический настрой парламентариев, штрафы за вычисленную скорость продолжают назначаться. И ведь если рассудить логически, то вряд ли в этом может быть нарушение прав водителей. Если средняя скорость выше той, которая допустима на конкретном участке полотна, значит, водитель действительно ее превысил. Иначе просто быть не может: это противоречит законам физики.
Результаты внедрения «Автодории» по-настоящему впечатляют. К примеру, за первый же год использования комплекса в Республике Татарстан смертность на дорогах сократилась на 51 %. При этом аварийность снизилась на 15,6 %. Система давно функционирует в 16-ти регионах России. Еще в 5 субъектах камеры установили недавно, и в настоящее время идет наработка практики их использования. В ближайшее время «Автодорией» планируют начать оборудовать дороги Псковской области.
Свежие комментарии