Чувство вины — сильная штука. Желая компенсировать вред, причиненный фашистами Советскому Союзу, тогдашние боссы Porsche предложили СССР сотрудничество в области легкового автопрома. Возмездное, разумеется. То что нужно, ведь в нашей стране еще с 1970-х работали над современным городским компактом, и к началу 1978 года Минавтопром утвердил техзадание на выпуск переднеприводного семейства автомобилей с базовым трехдверным хетчбэком. Пара лет ушла на кабинетные утряски и согласования, и в середине 1980 года Волжский автозавод высадил свой инженерный десант вместе с потрохами будущего прототипа и несколькими агрегатоносителями аккурат на испытательный полигон Porsche.

Немцы долго и методично учили вазовские прототипы правильно рулить, держать дорогу, должным образом отрабатывать рельеф дорожного полотна, раз за разом внося те или иные рекомендации и поправки в конструкцию. Базовому 1,3-литровому и более мощному 1,5-литровому движкам также досталось от парней из Штутгарта: первоначально бензиновый агрегат спроектировали мотористы ВАЗа, но довели его до ума уже специалисты Porsche. Причем, немцы отнюдь не формально участвовали в постройке товарного ВАЗ-2108: на протяжение трех лет все поколения прототипов гоняли под их тщательным надзором по самым жестким зонам от Магаданской области до Туркмении.

Если агрегатную составляющую построили не без помощи Porsche, то дизайн будущей «восьмерки» был в доску наш. Всего подготовили массу вариантов экстерьера, но в серию пошел проект В. Пашко и В. Кряжева под руководством М. Демидовцева, созданный по всем угловатым канонам начала 1980-х. Это был прямо-таки прорывной дизайн: сами итальянцы, кузовных мод законодатели, пускали слюну не только от экстерьера советской «восьмерки», но и от ее салона с «парящей» центральной консолью и низкой полкой во всю длину.

Конечно, как это часто бывает, прототип щеголял некоторыми изысками, от которых в ходе «допила» модели под конвейер решено было отказаться. К примеру, крышка багажника была полностью стеклянной, а многие внешние панели кузова — алюминиевыми. На дверях вместо ручек были кнопки с небольшой выштамповкой, как на «Оке». Кстати, о ручках. Товарная «восьмерка» получила их от Porsche 924 по настоянию самого шефа-дизайнера Porsche Анатолия Федоровича Лапина, больше известного на Западе как Тони Лапин с ударением на «и».

Карбюратор Solex, тормоза Lucas, ШРУСы Hardy Spicer, передние стойки Way-Assauto, задняя балка Volkswagen, покрышки Michelin 165/70R13… В общей сложности тольяттинскому предприятию понадобилось купить порядка двух десятков лицензий на узлы и агрегаты для новой модели. Успех был гарантирован: отлично подготовленный с инженерной точки зрения хетч, простой и для своего времени красивый, с отточенной тележкой и небольшим, но тяговитым движком — все это оценили не только в Советах, но и далеко за их пределами.

«Восьмерка» оказалась настолько простой и классной, что ее тут же распробовали завсегдатаи кольцевых гонок и ралли. Одна из наиболее известных спортивных версий пера самого Волжского автозавода — ВАЗ-2108 «Ралли» (заводской индекс 29081). Это натуральный Франкенштейн на базе «восьмерки» с центральным расположением форсированного до 160 л.с. «шестого» движка, керамическим сцеплением, задним приводом и дифференциалом повышенного трения. Следом в Тольятти построили еще более сумасшедшую «восьмерку» с индексом 29084, которая отличалась, помимо прочего, полным приводом.

Самый крутой спортивный агрегат на базе «восьмерки» построил французский дилер. Точнее, то, что в итоге получилось у фирмы Poch, было построено вообще на базе узлов и агрегатов от раллийного Porsche 959 с мотором 3,6 литров, выдающим 300 л.с. Французы, конечно, махнули, водрузив на все это великолепие кузовные панели от ВАЗ-2108 (только они, и то не все, на автомобиле были от «восьмерки»), зато интерес к и без того классному автомобилю на Западе вырос значительно.