Внимание многих СМИ сейчас обращено на правительственный лимузин проекта «Кортеж», создаваемый к инаугурации президента России. Ожидается, что после марта 2018 года глава государства окончательно пересядет на отечественный автомобиль, а Mercedes-Benz останется в прошлом. Собственный автомобиль — гордость любой нации.
Каждой стране бывают нужны флаг, гимн, олимпийская команда — и собственная автомобильная промышленность.А сегодняшний мой рассказ будет посвящен автомобилю, которого боялись и уважали, который безоговорочно пропускали на дороге, который за свою жизнь на долгие годы был предан забвению, и который сегодня является мечтой многих коллекционеров, встречайте:
ЗИС-115
ЗИС-115 и И. Сталин. Фото 1950 года
Царь-автомобиль, который появился более 60 лет назад, ЗИС-115, в судьбе и реставрации которого принял непосредственное деятельное участие. Может показаться невероятным, но в течение многих лет об этом уникальном экспонате вообще не вспоминали. А дело было так:
В далеком 2001 году к нашему доверителю обратился профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана с просьбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда следопыты автомотостарины прибыли на место, их глазам предстала невеселая картина: седан чёрного цвета, похожий на ЗИС-110, по ступицы врос в землю и наполовину сгнил. Однако владелец уверял: автомобиль действительно уникальный. После внешнего осмотра и сравнения данных с документами из архива Завода Им. Лихачева (который ранее назывался Завод им. Сталина) не раздумывая было принято решение приобрести данный экземпляр. Почему?
ЗИС-115: оригинальный не реставрированный автомобиль
Как Вам комплектность и сохранность?
Перенесемся в далекий 1943 год. Великая Отечественная война в самом разгаре. В противостоянии СССР и нацистской Германии наступает долгожданный перелом. Немецкие войска терпят окончательное поражение в Сталинградской битве, красная армия прорывает блокаду Ленинграда. Но до Победы еще очень и очень далеко. Почти всё мужское население идет на фронт, кто не может – работает в тылу. Даже в городах продолжаются перебои с продовольствием. О каких-то излишествах не может быть и речи. В таких условиях на "Заводе имени Сталина" начинается разработка нового комфортного автомобиля – седана ЗИС-110. Удивлены? Но руководство даже в столь непростой обстановке думало о будущем: что будет выпускать советская промышленность, когда война всё-таки закончится? Какую машину покажут нашим людям? Что станет символом мирной жизни? Какой автомобиль будет олицетворять страну Победительницу на мировой арене? Ответы на все эти вопросы должен быть дать новый седан. К тому же, есть и еще один нюанс. Сам товарищ Сталин любил машины марки Packard, которыми его щедро одаривали американцы, и поручил разработать аналогичный советский автомобиль. Поэтому неудивительно, что за основу дизайна нового ЗИСа был взят именно Packard.
Но ЗИС-110 – это всё же проект гражданского автомобиля. А вот для "вождя народов" на ЗИСе разрабатывался совсем другое транспортное средство — ЗИС-115. При беглом взгляде эти две модели тяжело отличить друг от друга, но это – ровно до тех пор, пока не познакомишься с техническими особенностями ЗИС-115. Не верите?
Испытание бронекорпуса на заводе им Орджоникидзе
Начнем с самого главного – бронированного кузова, который должен был защищать советского лидера. В отличие от европейских или американских автомобилей, кузов ЗИС-115 состоял не из отдельных бронированных панелей, а представлял собой клёпано-сварную конструкцию. То есть фактически это – бронекапсула. Причем она даже имела свое внутреннее название – "изделие 100". Любопытный нюанс: на каждой приваренной друг к другу детали стоял серийный номер, ФИО мастера, который её делал, и… отметина от пули, при помощи которой испытывался данный участок! То есть, ответственность, в случае провала защиты, была личной!
Отдельного внимания заслуживают стёкла ЗИС-115. Они тоже бронированные, общей толщиной 75 миллиметров. Чтобы было понятнее: это – больше ширины среднестатистического смартфона. Даже невооруженным глазом видно, что стёкла представляют собой целую инженерную конструкцию. Сначала идет внешнее бронестекло толщиной 35 мм. Оно состоит из нескольких каленых стекол, обклеенных специальным клеем – так называемым "канадским бальзамом". Вслед за клеем идет воздушная прослойка, после которой стоит вязкое оргстекло толщиной 25 мм, призванное в случае выстрела гасить кинетическую энергию осколков от пробитого бронестекла. За оргстеклом вновь следует воздушная прослойка, а в конце – каленое стекло толщиной 6 мм, которое также называют "сталинитом". Это стекло гасило остаточную энергию. Вам мало таких подробностей? Тогда вот еще! Чуть выше мы упомянули две воздушные прослойки. Если порассуждать логически, то в них должна так или иначе образовываться влага, а, значит, стекла будут запотевать. Но этого не происходило. Почему? Оказывается, советские инженеры предусмотрительно встроили в стекла трубочки со специальным порошком, впитывающим влагу. Поэтому никакого "тумана" не образовывалось. А ведь еще у ЗИС-115 были еще и очень интересные стеклоподъемники, в роли которых выступал специальный гидравлический домкрат.
ЗИС-115 стекло
В движение ЗИС-115 приводил рядный восьмицилиндровый двигатель целиком и полностью советского производства. Любопытно, что в разных источниках приводились разные версии об отдаче этого мотора. Однако, когда машину нашли, на ней был установлен мотор 140 л.с., хотя вообще на подобные ЗИС-115 ставили 6-литровый 162-сильный агрегат. По крайней мере, об этом свидетельствует внутренняя документация "Завода имени Лихачева". Еще одна особенность силовой установки – наличие дополнительного масляного радиатора. А вот коробка передач здесь механическая, трехступенчатая. "Сталинский" ЗИС способен разогнаться до 110 км/ч максимальной скорости и расходует около 30 литров на 100 км пути.
Ну, а салон автомобиля заслуживает отдельного разговора. Всем известно, что в обычной жизни Сталин был аскетом. Правда, глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так и не скажешь. Судите сами: просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром, а также имеет шерстяную обивку. Вставки на передней панели – из карельской березы. Все материалы дорогие и натуральные. А ведь еще есть и очень интересные решения. Например, приборная панель, которая меняет цвет подсветки в зависимости от скорости. Скажем, если автомобиль едет менее 40 км/ч, панель будет гореть зеленым цветом, 40-80 км/ч – оранжевым, ну, а свыше 80 км/ч – красным. Прямо как на некоторых современных авто, при переводе коробки в спорт-режим. А ведь ЗИС-115 – это автомобиль, разработанный в середине ХХ века!
ЗИС-115 интерьер
Но вернемся в Подмосковье начала 2000-х. Конечно же, вы уже догадались, что на даче у профессора "Бауманки" стоял именно ЗИС-115. Как это удалось выяснить? Конечно, бронекорпус спутать с чем-либо сложно. Но, во-первых, в тех самых архивах ЗИЛа удалось найти историю машины, с номером шасси 18. Именно этот номер присутствовал на машине из Подмосковья. Во-вторых, у автомобиля отсутствовала внутрисалонная перегородка, присутствовавшая на других ЗИС-115. Она была демонтирована по личному указанию Сталина. Кстати говоря, это – отличительная черта всех автомобилей, на которых ездил советский лидер. Поэтому двух мнений быть не могло – это был действительно ЗИС Иосифа Виссарионовича. Вот только как он очутился на даче в Московской области?
Оказывается, судьба этого автомобиля весьма показательна. После смерти Сталина в середине 50-х годов ЗИС-115 попал на Автозавод им. Лихачёва, где машина подлежала… уничтожению! Связано это было с внутренними инструкциями, согласно которым автомобиль должен был быть утилизирован за ненадобностью.
Однако по неизвестным причинам ЗИС-115 был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана для обучения студентов и различных испытаний. Любопытный нюанс: поскольку машина проходила под грифом "Секретно", её оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 окончательно устарел, и проводить на нем испытания было уже несподручно. Поэтому броневик стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики – ЗИС-115 просто отправили на задний двор "Бауманки", где он стоял долгие годы. Не лучшую роль сыграли перестройка и распад СССР. И только тот самый профессор уберег легендарный ЗИС от полного забвения, выкупив автомобиль в частную собственность, а затем – продав его нашему доверителю. И началась долгая работа по реставрации автомобиля.
ЗИС-115 в мастерской, реставрация кузова. Отличить бронированный 115 от обычного можно и по мостам. Завод использовал мосты от грузовика Додж, которые поставлялись по ленд-лизу, поэтому кстати и колпаки для 115 отличаются от стандартных.
Работа по жестянке мне запомнилась уже тем, что вес бронированного ЗИСа не выдержали деревянные полы мастерской, пришлось срочно покупать листы фанеры (они на фото подложены под колесо) и по ним закатывать/выкатывать машину.
Восстановление уникального ЗИСа не было простым. Фактически приходилось многому учиться заново, ведь практически все мастера, создававшие 115-ую модель, уже давно ушли из жизни. Выручала архивная документация, предоставленная Заводом им. Лихачёва.
Из архива завода им. Лихачева
Так по старым документам шаг за шагом удалось вернуть внешний вид кузова ЗИС-115. А еще — восстановить салон машины практически в первозданном виде. Например, оригинальную шерстяную обивку заказали на Санкт-Петербургской Красильно-Отделочной фабрике, ковёр пола – в Германии.
Детализация и внимание к деталям на заводе достойно огромного уважения!
С салоном машины связан другой курьез. Когда уже восстановленный автомобиль показывали публике, на заднем сиденье ЗИСа обнаружилась газета *Правда*. Все были уверены, что это – деталь, положенная для антуража. Но когда газету взяли в руки, из-под неё вылетел… рой моли, которая попортила обивку. Перешивать пришлось заново, зато сомнений в натуральности материалов нет. После этого случая всегда кладу средство от моли в машины с натуральными материалами.
Салон ЗИС-115 после реставрации
Всего же на реставрацию ЗИС-115 ушло пять лет и более 200 000 долларов США. После окончания реставрации и обкатки автомобиль выезжал на дороги, разгонялся до 100 км/ч и проехал 300 км.
В ценах 1950х годов стоимость спец-автомобиля составляла 800.000 рублей. «Москвич» тогда стоил 9.000 рублей, «Победа» – 16.000 рублей, а ЗИМ – 40.000 рублей.
Сейчас уникальный автомобиль выставлен в Музее Техники Вадима Задорожного в посёлке Архангельское в Московской области.
С этой машиной было снято несколько видео-сюжетов один из которых был показан на телеканале Россия в 2010 году (Тест-драйв Ивана Зенкевича):
Свежие комментарии