В США, даром что природа части штатов похожа на нашу Сибирь или среднюю полосу — никаких внедорожных трофи-рейдов с колеями и болотами. Экология, понимаешь, заповедники повсюду. Зато у адептов бездорожья иные финансовые возможности. В стране весьма разнообразные климат и ландшафты. А сам джип часто используется не совсем по «назначению», выступая инструментом для получения качественного шоу в условиях, далеких от привычного нам бездорожья.
В результате за океаном сформировались весьма своеобразные внедорожные соревнования и развлечения, не характерные ни для России с Европой, ни, скажем, для Австралии или азиатских стран.Ралли-марафон? Баха!
Олицетворением ралли-марафонов по всему миру навсегда стал «Париж — Дакар», который проводится с 1979 года. Между тем, в Америке подобное соревнование появилось на 12 лет раньше — это хорошо известная за океаном и знакомая у нас лишь фанатам автоспорта Baja 1000. Баха, как произносят по-испански название гонки и полуострова с самым северным штатом Мексики (Baja California). Да, территориально гонка проходит в этой стране, а в США хватает других соревнований (например, еще одно известное, Mint 400: серии из нескольких этапов — в разных штатах и общенациональные). Но название Baja уже стало нарицательным.
При схожести покрытий (в Мексике есть дюны и барханы, подобные африканским) Baja значительно короче «Дакара» — всего несколько дней и, как следует из названия, 1000 миль или около того. Ну а техническое развитие проходило примерно так же, как в Европе.
Bronco для гонщиков, выступающих в бахах, был в свое время, конечно, культовым автомобилем. Но многие американские марафонцы пронесли сквозь годы любовь к другой модели.
Такой плюрализм в конструкторских подходах объясняется многообразием классов, количество которых может достигать 30. Автомобили делятся по объему двигателя, числу цилиндров, длине колесной базы, типу привода. На вершине классификации — так называемые Trophy Trucks. Прототипы, чьи углепластиковые кузовные панели надеты на пространственный каркас.
Если по силовым агрегатам у американцев свои национальные предпочтения, то принцип постройки шасси, ориентированного на скоростную езду по пересеченной местности, един для всех стран, серий, чемпионатов.
Кажется, что именно подвеска определяет зрелищность всех заокеанских бах. Видео демонстрирует это лучше, чем слова.
Из спорта — в отдых
Разумеется, то, о чем мы будем говорить ниже, вышло из бах, в которых, как было упомянуто, в почете багги различных размеров и мощности. Но со временем сформировалось даже не в отдельную спортивную дисциплину — в вид активного отдыха, особенно популярный в Калифорнии. Речь о Dune Buggy, или Sand Buggy. Впрочем, при желании можно вывести иную генеалогию. Все-таки первые песчаные багги в США появились еще до проведения той же Baja 1000.
Сейчас на фоне современных достижений в области «быстрого перемещения по пересеченке» тот багги с воздушным «оппозитником» и торсионной подвеской выглядит словно детская игрушка. И хотя, как мы упоминали, в ралли-марафонах до сих пор гоняются недорогие прототипы на базе «Жуков», в активном отдыхе американцы пришли к более серьезной технике.
Выше, дальше, быстрее
По фильмам и прочим источникам мы полагаем, что любимое шоу американцев на закрытых площадках — это выступления бигфутов. Но янки не были бы самими собой, если бы не придумали другие развлечения, где зрелищность порой соседствует с непривычным использованием внедорожников или пикапов. Взять хотя бы серию Speed Energy Formula оff-road, или по-простому Stadium Super Trucks.
Серия оказалась настолько популярна, что в 2014-м «стадионные траки» выпустили на заснеженные трассы. Заезды проводятся в парном формате, напоминающем Гонку чемпионов. Кстати, в том же году этими прототипами заинтересовались и ее организаторы. Европейским раллистам и кольцевикам было сложно совладать с техникой, у которой непривычно высокий центр тяжести и мягкая длинноходная подвеска.
В общем, заелись янки. Совмещают несовместимое и генерируют все более странные виды «автоспорта». Это еще отчетливее видно по следующим «развлекухам».
Truck Tug of War, или перетягивание каната на внедорожниках-пикапах. Прямо как в советском фильме «Дело было в Пенькове». С той лишь разницей, что здесь колеса, а не гусеницы, техника своя, а не государственная, и отделаться удастся не возможным сроком — лишь порванной трансмиссией и сломанной рамой. Понятно, что как-то особо внедорожники не готовят, выступают на том, что есть, будь это бигфут или лишь слегка лифтованный пикап. Хотя самые умные помимо девчонок в кабину кидают балласт в кузов, а иногда подвешивают его на длинном кронштейне спереди.
Sled Pulling дословно — буксировка саней. В данном случае площадки с грузом, часть из которого закреплена подвижно и к концу 100-метровой дистанции, двигаясь от хвоста прицепа к его переду, увеличивает нагрузку на тягач. Вообще-то больше в США и мире известен Tractor Pulling, где этот «балласт» тягают тракторы (как-нибудь расскажем). Но не все же пикапам ездить по супермаркетам. Американцы и их пустили в дело бесполезного перемещения бесполезного груза под восторженный рев зрителей. Тут, кстати, уже можно говорить о некоей спецподготовке автомобилей. К примеру, чудовищный лифт отсутствует, шины часто выбираются из разряда All Terrain — чтобы цеплялись за гаревую поверхность, но зря ее не «грызли». Наверняка усилена рама и трансмиссия. Большее же внимание уделяется развесовке (скажем, такому же, как в Tug of War выносу балласта перед машиной), что позволяет наиболее эффективно задействовать оба ведущих моста. Кроме того, присутствует разделение по классам — с учетом типа двигателя, а также полной массы.
Mud Bogging (что-то вроде «грязь засасывающая») — наконец-то профильная для джипов дисциплина. По сути — прохождение заболоченной канавы, где победителя определяют по дальности «заплыва». Деление на классы есть — по размеру колес. Для каждого свой «арык» определенной глубины. Наблюдать, само собой, интереснее за бигфутами. Бесполезные в естественной среде обитания внедорожников эти исчадия американского автомобильного шоу-биза реализуют здесь свой off-road потенциал — большой клиренс и способность грязевой «резины» вгрызаться в субстанцию под днищем.
В перерывах между показательными — на публику — выступлениями владельцы бигфутов могут и между собой посоревноваться. Скажем, по «прыжкам в длину».
Скалолазы
Тот случай, когда активный отдых трансформировался в профессиональный спорт. Ведь лазать на внедорожниках по скалам американцы начали еще в 50-х, когда, например, в горах Сьерра-Невада, что в Калифорнии, были организованы первые туристические маршруты и первые же джиперские фестивали. Правда, все это превратилось в Rock Crawling — скальный триал на искусственных или чаще естественных полигонах — лишь к концу 90-х. Зато теперь он не менее популярен, чем стадионные шоу, а по уровню подготовки машин не уступает болидам из бах.
Несколько лет назад рок-багги класса Supermodified приспособили еще под одно соревнование — Rock Racing. Здесь «ландшафт» не такой выраженный, скорости выше, и нередко, как в дрэге, автомобили стартуют параллельно.
Эффектно? А разве нет! Бессмысленно? В некоторых случаях. Беспощадно (конечно, для техники)? Пожалуй! К сожалению, нам с нашим менталитетом американцев порой не понять. Как так — «зарыть» несколько десятков тысяч долларов в аппарат, на котором ни в тайге пострелять, ни навоз в деревню привезти?! Это, доложу я вам, оттого, что мы находимся на другой ступени автомобильной эволюции (параллельной или низшей, кому как нравится), когда не до жиру.
Когда древний УАЗ с еще более древним УМЗ подобен единственной лошаденке в средневековом натуральном хозяйстве (не спорьте — многие владельцы пикапов, участвующие в описанных выше соревнованиях, не более чем успешные фермеры, и большинство проживают вдали от мегаполисов). А на то, что круче, что с другим двигателем и подготовкой — извольте заплатить повышенный транспортный налог и оформить доработки в соответствующих инстанциях. Государство ведь кормить надо! Государство не любит, когда развлекаются за его счет!
Свежие комментарии