Давайте рассматрим ситуацию, в которую может попасть любой честный водитель, решивший приобрести авто.
Причин для такой покупки может быть несколько:
- желание сэкономить (как известно, «проблемные» автомобили продают со значительными скидками),
- незнание о существовании двойника (то есть продавец об этом не знает сам, или не афиширует),
- появление двойника уже после покупки авто.
Интернет пестрит объявлениями о продаже «авто без документов», с «проблемными документами».
И приобрести такой автомобиль можно за 30-40% от стоимости аналогичного «чистого» автомобиля. В таких случаях продавец честно предупреждает о возможных проблемах, и даже может посоветовать не ездить в ту или иную область.Но такая покупка совершается полностью на свой страх и риск, и следует помнить: скупой платит дважды. А в случае с «проблемным» автомобилем - и трижды, и даже можно остаться без авто вообще.
В любом случае - заведомая покупка «двойника» или появление «двойника» уже после покупки - серьезная проблема для автовладельца.
Как появляются двойники
«Двойники» появляются в результате преступных схем для постановки на учет и реализации угнанных или нерастаможенных авто.
В общих чертах это выглядит следующим образом: имея на руках утерянный (настоящий) техпаспорт, мошенники подбирают автомобиль соответствующей модели, типа кузова и т.д., а номера агрегатов перебивают под те, которые указаны в техпаспорте.
Как вариант - может быть использован незаполненный бланк, в который вносятся данные владельца аналогичного автомобиля (информацию берут из базы данных ГАИ). Номера на «двойнике» также перебивают.
Таким образом, появляются две абсолютно идентичные машины (одной модели, типа кузова, цвета), с одинаковыми номерными знаками, номерами агрегатов, но с разными владельцами. При чем проблемы будут ожидать как покупателя такого авто, так и водителя, под чьи данные «подгонялся» автомобиль.
При продаже авто мошенники чаще всего оформляют доверенность (при участии «своего» нотариуса или на поддельных бланках). На всякий случай напомню: доверенность как документ, дающий право на совершение каких-либо действий или сделок, несмотря на нововведения в ПДД, остался в силе.
Если же авто ставят на учет - это делают также через «своих» людей.
Стоит упомянуть еще одну схему: мошенники вносят настоящие номера агрегатов в настоящий техпаспорт (здесь не обходится без содействия работников ГАИ). В этом случае новый владелец авто сможет ездить на нем только до первой проверки автомобиля по базе данных (например, до попытки продать авто или до рейда «Кобры»), так как авто с такими номерами агрегатов в базе отсутствует.
Иными словами, в подобных схемах задействовано большое количество людей, в том числе могут участвовать и должностные лица.
Что же это за зверь такой автомобиль-двойник?
Этот термин довольно часто мелькает в сводках криминальных новостей. Рассмотрим вначале действия преступников: автоугонщики под покровом ночи угоняют желаемый автомобиль из-под окон безмятежно спящего автовладельца. Вот автомобиль уже вскрыт, заведен, и отогнан в отстойник - гараж на окраине города. Что дальше происходит с этим автомобилем?
Наутро хозяин проснется, выйдя из подьезда, поискав по двору своего железного коня (вдруг забыл, куда поставил), наконец, спустя какое то время поймет, что автомобиль угнали. Звонок в милицию, план Перехват, оформление всех документов в ГАИ... Угнанный автомобиль, как это почти всегда и бывает, не обнаружен, такова печальная статистика, увы. Чтобы съориентировать личный состав доблестных сотрудников ГИБДД на его поимку, все данные угнанного автомобиля вводятся в Федеральную Базу Розыска. Далее, при попытке его регистрации на территории РФ, попытке вывоза за пределы России, или просто проверке агрегатов авто на посту ГИБДД автомобиль будет задержан и возвращен автовладельцу! Только это явно противоречит коварным планам автоугонщиков.
У злоумышленников остается два варианта: не перебивать номера агрегатов автомобиля, подделать документы под уже существующие номера и продать на диком авторынке, например, Москвы (сюда едут из многих регионов нашей необъятной страны за дешевыми автомобилями) - покупатель ведь узнает, что машина криминальная, только при регистрации авто в ГИБДД через несколько дней, денежки уже у злодеев, выяснить, кто продал автомобиль, практически нереально, т.к. при подделке документов чаще всего используются вымышленные данные. Однако тут есть риск у злоумышленников попасться с поличным, пока автомобиль не продан - при перегоне или милицейской проверке на авторынке. Поэтому автоугонщики обычно выбирают другой путь - перебить номера агрегатов на автомобиле (это выйдет дороже, зато риск попасться с паленым автомобилем - минимален.) При этом необходимо учитывать: нанести любой придуманный номер на агрегаты авто и вписать их в поддельный ПТС - опять же риск, что при проверке автомобиля на посту ДПС по всероссийской базе учета автотранспорта непременно выясниться, что автомобиль с такими номерами агрегатов вообще на территории РФ не регистрировался. Поэтому автоугонщики наносят номера агрегатов реально существующего автомобиля, при этом изготавливают поддельный ПТС с теми же данными, что и настоящий ПТС на легальном автомобиле. Теперь автомобилю-двойнику не страшны никакие проверки по информационным базам данных ГИБДД, автомобиль будет ездить вплоть до того, пока инспектор ГИБДД при очередной проверке не выявит факт перебивки номеров агрегатов или подделки ПТС.
В данном случае может пострадать и владелец легального авто, который не знает о существовании автомобиля-двойника: например, если при аннулировании регистрации владелец двойника не сдал поддельный ПТС, его выставляют в базу данных Ограничения. Но ведь номера ПТС обоих автомобилей были одинаковые! Получается, инспектор ГИБДД при проверке легального автомобиля увидит, что номер его ПТС находится в базе данных ограничения - начнуться вопросы. Конечно, когда разберутся, извинятся и пожелают счастливого пути, но до этого времени владельца авто ждет масса потраченных нервов и времени. А сегодня на просторах интернета объявлений типа продам автомобиль двойник довольно много, будьте бдительны.
Есть и еще разновидность мошенничества: В Россию ввозится например, из Германии автомобиль честный. Все процедуры по растаможке и постановке на учет проходит тоже законно. Вот готов честный автомобиль. Потом в России угоняется еще пять примерно таких же машин. Мастерски набиваются номера агрегатов с машины оригинала. Затем оригинал едет в ГИБДД снимается с учета, получает транзиты и все... Вот вам куча одинаковых авто-двойников. А куда они по России разбредутся одному богу известно.
Существует еще одна схема. Покупается в Германии дорогая машина, ставится там же на учет на бюргера, как правило, эмигранта - русского, турка и т.д. Далее не снимая с учета машину перегоняют в Россию. Границу машинка пересекает как купленная (номера прячут, депозит выписан). Таможится в честную. Потом авто страхуется и по прошествии какого-то времени "угоняется". То есть выезжает за пределы РФ, где на старых номерах и документах спокойно возвращается в Германию. Там он продаётся очередному русскому приехавшему купить чего-нибудь себе подешевле. Продавец дает хорошую скидку и оформляет уже все по честному, со снятием с учета, номерами, кауфертрагом и наилучшими пожеланиями. Ничего не подозревающая жертва едет домой в "Нашу Рашу", таможится, идет в ГИБДД, и тут-то выясняется, что купленный им железный конь числится в угоне! Потом экспертиза: номера не перебиты. Доблестные сотрудники милиции забирают машину, и она возвращается страховой компании или предыдущиму хозяину, который её конечно опознает. В этой ситуации один крайний, он заплатил два раза (в Германии и в России). Рентабельность жуликов можете посчитать сами, будьте бдительны.
Кстати, самое главное отличие автомобиля - двойника от оргинала - это запрос на завод о комплектации и номерах агрегатов (двигатель, коробка - от производителя зависит). Но этот запрос может отправить только госорган - таможня или МВД в российское представительство или через МИД непосредственно на завод. Может и суд, но запросы от частных лиц остаются без ответа. Если же Вы стали жертвой мошенников, вкратце опишу необходимые действия, если Вашу машину задержали. Процедура такая: Вам нужно постановление об отказе возбуждения уголовного дела, это должны выдать после экспертизы по месту где Вы будете ставить авто на учет. С этим постановлением идете в ГАИ, там поставят на учет, в ПТС напишут что совпадение агрегатных номеров. Конечно делать все самому очень долго, найдите знакомых в ГАИ из группы розыска. Настоятельно рекомендую - тчательно проверяйте автомобиль перед покупкой, верить никому нельзя, проходите самостоятельно и конечно с привлечением компетентных в этом вопросе знакомых все возможные проверки и удачи на дорогах.
Последствия
О том, что существуют два идентичных автомобиля, владелец «оригинального» авто и владелец «близнеца» могут узнать в самый неожиданный момент.
Водителю оригинального авто (чьи данные изначально фигурировали в документах), в любой момент могут начать приходить повестки из исполнительной службы с требованием оплатить штрафы за нарушения, которые он не совершал, или прийти требование явиться в суд для разбора ДТП. При попытке продать авто также могут возникнуть проблемы.
А покупатель «близнеца» может узнать о «перебитых номерах» при проведении экспертизы при попытке продать авто, установке газобаллонного оборудования и т.п.
Если же документы были оформлены не на основе настоящих данных, (соответственно, не фигурируют в базе данных ГАИ), владелец такого авто сможет перемещаться на нем только до первой сверки госномеров.
Далее авто попадет на штрафплощадку, и покупателю авто придется через суд доказывать, что он является добросовестным покупателем, а затем пытаться легализовать авто.
Если номера не были перебиты и автомобиль не числится в угоне, то это может закончиться успешно, но потребуется немало времени, нервов и денег (вполне вероятно, что придется заплатить и за растаможку), что полностью нивелирует выгоду от приобретения авто «по дешевке».
Если же номера были перебиты, такое авто на учет не поставят, и придется сдавать его на запчасти или заменять агрегат (агрегаты) с перебитым номером. А замена двигателя и кузова - далеко не «копеечный» процесс.
Что делать
Если владелец «оригинального» авто вдруг повстречал клон своей машины, может быть несколько вариантов действий.
Первый вариант: поменять номера или продать свое авто родственнику (при продаже номерной знак, техпаспорт и номер свидетельства о регистрации меняются) и продолжать ездить дальше, или же попросту продать автомобиль иному владельцу.
Другой вариант: написать в РОВД или департамент ГАИ про факт обнаружения клона, описать ситуацию и попросить в ней разобраться.
Третий вариант: продолжать ездить на своем автомобиле, и надеяться, что наличие двойника не «выйдет боком».
А владельцу клонированного авто остается всегда сидеть тише воды, ниже травы, не попадаться на глаза ГАИ и не пытаться продать автомобиль.
Итог
В данном случае легче не попадать в подобную ситуацию, чем затем через суд доказывать добросовестное приобретение. Поэтому:
- Не следует покупать авто по цене намного ниже рыночной. Покупка «проблемного» авто по низкой цене может обернуться потраченными временем, нервами и финансами.
- Перед покупкой подержанного авто проверьте номера агрегатов «на угон».
- При любых сомнениях - проведите экспертизу номерных агрегатов (от 400 грн.) или вообще откажитесь от покупки.
И не теряйте техпаспорт.
Свежие комментарии