Автоблоги

113 139 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Дендеберя
    Приводя в пример накапотного расположения запаски у Defender, автор забывает, что на армейских Кюбельвагенах Вермахта...Пятая нога: истор...
  • Ингерман Ланская
    чему завидовать? ворованным копиям? ничего своего, кроме калош... совдеееепия...На зависть капита...
  • Владимир Беспалов
    На зависть капиталистам: 5 самых роскошных советских автомобилей. А для кого эти автомобили - для советских капиталис...На зависть капита...

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

В  одной из своих недавних публикаций я рассказывал о нехитрых приёмах, к  которым прибегали шофёры первой половины 20 века. Конечно же, весь  перечень их хитростей в одной публикации перечислить невозможно, поэтому  здесь будет продолжение, так сказать, вторая часть, в которой расскажу о  нескольких уникальных случаях, ставших в итоге легендами, в шоферской  среде.

304

Одной  из самой распространенной является легенда о грузовике, который ехал  без карбюратора. Я её слыхал в нескольких вариантах, но самый  достоверный, на мой взгляд, из мемуаров самих фронтовиков, звучит так:

Несколько  ремонтников поехали к подбитой «тридцать четверке», что бы снять с ней  какие-то уцелевшие детали. Закончив работу, когда уже уезжали, попали  под миномётный обстрел. Никто из людей не пострадал, но грузовик ЗИС-5  был выведен из строя, один из осколков расколол карбюратор, машина  заглохла, и не заводилась. 

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Осмотрев  повреждения, шофёр Иван Клещар нашел выход из ситуации – намотал на  впускной патрубок тряпку, а один из солдат, расположившись на крыле  грузовика, на эту тряпку подливал бензин, налитый в котелок. Кое-как  доехали назад.

Жаль, осталась без уточнений важная деталь. Конкретно этот грузовик был с нижним расположением карбюратора, или с верхним.

 

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

На  ЗИС-5 встречались оба варианта. При верхнем расположении действительно,  кажется, всё просто – намотал ветоши, заводи, подливай бензин да и едь  потихоньку, а вот при нижнем расположении патрубка впускного коллектора,  под карбюратор МКЗ-6, ситуация сильно усложняется. 

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Кожаный  ремень взамен вкладышей двигателя. Часто распространенная история о  том, как старые шофёры ремонтировали «застучавший» двигатель при помощи  отрезков ремня, примененных вместо вкладышей. Ремень – обязательно  кожаный. 

К  счастью, тогда еще не знали что такое кожзам, и подобная синтетика,  поэтому других и не было, но не было и вкладышей в их современном  понимании, в тех моторах. Вместо них применяли баббитовая заливка.

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Баббит  – мягкий антифрикционный сплав на основе олова и свинца, заливался  напрямую в опоры коленвала, после чего растачивался до нужного размера, и  по мере выработки, зазор уменьшали, удаляя регулировочные шайбы. 

Теоретически,  подмостив на место выработанной баббитовой заливки, вставку из кожаного  ремня, двигатель еще мог поработать и дотянуть до ближайшей мастерской.  

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Кстати,  баббитовая заливка и в наши дни применяется в шатунах некоторых  компрессоров, а первые ремни автомобильных двигателей были кожаные с  металлической армирующей цепью.

Известен случай, когда потерю масла в двигателе ленд-лизовского грузовика «Форд» водитель компенсировал … водой из родника.

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Не  доехав до места назначения около 10 километров, водитель Владимир Сычев  увидел, что давление масла упало на ноль. Причина обнаружилась, когда  открыли капот – открутился штуцер трубки, идущей к фильтру и часть масла  вытекла. Запаса не было, но до места назначения надо было доехать как  можно быстрее. 

Водитель  знал, что неподалёку есть родник, набрал там воды и залил несколько  литров в двигатель. Завел машину и поехал, попутно объясняя офицеру, что  часть масла в поддоне осталась, вода его вытеснила вверх, к  маслоприемнику, затем всё это перемешалось в эмульсию, так и доехали те  10 километров.

История  может и кажется неправдоподобной, но недавно ребята с канала «Гараж –  54» провели любопытный эксперимент – в АКПП старой BMW вместо «атэфки»  залили … кока-колу. И машина ехала довольно бодро, коробка работала  несмотря на неподходящие свойства жидкости, в неё залитой. Так что мотор  старого «Форда» вполне мог какое-то время работать на эмульсии. 

Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов

Сейчас  модно наш автопром называть «хламом», но я уверен, есть масса подобных  примеров шоферской смекалки и у американцев, у которых автомобилизация  началась раньше и в гораздо больших, чем у нас масштабах, а машины  начала 20 века, ни в одной стране не были совершенны. 

Да  и сейчас, они с каждым выпуском становятся всё менее надёжны, и всё с  большей теплотой вспоминаешь те «Мерседесы» и «Опели» 80-х годов  выпуска, безотказно работавшие долгие годы, но ставшие, почему-то,  «немодными».

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх