На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 516 подписчиков

Свежие комментарии

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг

«Есть истории, которые не кончаются. Герои приходят и уходят, когда закончат свое дело. А история живет…».
Джон Рональд Роуэл Толкиен

Каждый город хранит в себе трагические истории о никому неизвестных, но самых настоящих героях. Истории эти быстро забываются, а имена героев стираются из памяти, а порой – даже из архивов.

Но привет из прошлого находится там, где его совсем не ожидаешь увидеть…

Буквально недавно в Алматы я набрела на совсем неприметный памятник, похожий на те, что ставят на трассах на местах страшных фатальных аварий. Этот же стоит на перекрестке проспекта Достык (бывш. Ленина) и улицы Казыбек би (бывш. Советская), в самом центре города, практически у входа в парк им. 28 Гвардейцев-Панфиловецев.

На памятнике высечены звезда, эмблема автомобильных войск и надпись, истёршаяся с годами, но еще вполне различимая: «Здесь 19 июня 1968 года, спасая жизни детей, погибли воины САВО: рядовой Ю. Директорчук, год рожд. 1948, рядовой А. Духович, год рожд. 1946».

Память услужливо подкинула дров: я краем глаза и очень давно читала об этой истории. Страшная авария с грузовиком, у которого отказали тормоза и которой летел вниз по Ленина… Несколько мгновений у памятника, и вот я уже ищу достоверные факты в Сети и понимаю: о таких вещах нельзя забывать. О них надо рассказывать. Чтобы помнили. Даже через 50 лет… Я не расскажу ниже ничего нового – об этом писали не много, проверенных фактов мало, а какие-то – приукрашены героическим романтизмом или чем-то еще. Но мне – все равно. Я просто хочу рассказать вам эту историю. Еще раз.

19 июня 1968-го. Загруженный под завязку дизелем тяжеленный (одна только цистерна весила около 5 тонн) топливозаправщик ЗиЛ-157 выехал из ворот санаторий Туркестанского военного округа, что тогда только строился в предгорьях Алма-Аты. Рядовой Юрий Директорчук вел машину вниз по улице Ленина, а его напарник – Анатолий Духович сидел рядом.

Что случилось потом, достоверно уже не узнает никто. Основная версия – у ЗиЛа отказал нагнетатель воздуха в тормоза (потом еще было множество различных версий, но ни одну из них, впрочем, как и версию с тормозами, подтвердить не удалось).

 
ЗИЛ-157/157К. Снаряженная масса – 6250 кг. Полная – 9575 кг. Габаритные размеры: длина – 6900 мм, ширина – 2300 мм, высота – 2400 мм.

Через несколько минут неумолимо набирающий скорость топливозаправщик летел вниз по Ленина, грозя всему, что попадалось на его пути. Благо, что в 68-м году не было столь активного движения, да и машин-то было немного. До проспекта Абая ребята долетели без потерь и, скорее всего, в надежде хоть как-то исправить ситуацию.

Все это время Толя Духович, сняв гимнастерку и выскочив на подножку ЗиЛа, орал что есть мочи: «Берегитесь! Нет тормозов! Берегитесь!»

Однако первое испытание ждало их на перекрестке Абая и Ленина: слева выворачивал троллейбус с пассажирами и легковой «Москвич-407»… Юрию Директорчуку удалось невозможное: он буквально вклинил 10-тонный ЗиЛ между троллейбусом и «Москвичем», чудом не задев первый, но все-таки перевернув второй (благо, в легковушке никто не пострадал). А ЗиЛ продолжал с сумасшедшей скоростью (очевидцы говорили о безумных 140 км/ч, но этого уже никто не узнает) лететь вниз.

" />
Предполагамая схема всего маршрута в тот злополучный день

 

Улица Ленина (а ныне – проспект Достык), как и сейчас, упиралась в парк 28 гвардейцев-панфиловцев. Только тогда там еще не стояло ни памятника самому Панфилову, ни памятных плит… И ЗиЛ все набирая скорость летел прямиком в этот парк… И, возможно, что у них и был крошечный шанс спасти и себя, и машину, и людей. Но за доли секунды все изменилось.

От проспекта Абая до улицы Советской (и самого парка) всего 6 кварталов. И вот, когда спасительный парк был уже совсем близко, а скорость – неумолимо высокой, Юрий, все еще пытавшийся приручить взбесившийся автомобиль, увидел такую картину: справа выворачивал пассажирский автобус, а снизу, из парка, на дорогу выходил большой отряд школьников… Они только что были на экскурсии и теперь шли к своему автобусу, чтобы уехать обратно в Талдыкурган.

Решение, принятое Юрием, не подлежало ни обсуждению, ни сомнениям. Да и не было времени на все это – доли секунды решали, кому жить, а кому – умереть. Юрий крутанул руль влево и со всего хода впечатал груженую топливом машину в огромный тополь, росший у дороги.
Взрыв. Искореженный металл. Горящий тополь. Пожарные. Милиция. Зеваки. Два трупа – рядовых Директорчука и Духовича. И сотни спасенных детских (и не только) жизней.

 

О подвиге рядовых Директорчука и Духовича помнили долго: на месте аварии появился памятник и памятная клумба, люди носили туда живые цветы… Но потом все забылось, истёрлось из памяти другими событиями. А потом, в 2000-м на месте страшной аварии появились бюсты солдат. Их создал и установил скульптор Ерик Жаумбаев. Просто так. В память (сейчас эти бюсты стоят на могилах солдат).

 
Если бы ЗиЛ дотянул до въезда в парк…

Героями не рождаются, ими становятся. Становятся за секунду «до», когда что-то неумолимое вот-вот произойдет. Я долго не могла прийти в себя после этой истории, и невольно в голову лезли мысли: «А чтобы сделала я?» Но ответ на такой вопрос не дашь, пока не окажешься лицом к лицу с подобной ситуацией.
Только думать потом будет поздно…

 

История воссоздана мной по следам статьи Ирины Утеулиной "Забвению не подлежит" ("Ленинская смена", № 11471 от 25 апреля 1987 года) и статьи из журнала «Свет православия в Казахстане» № 9-10 от 2003 года, а также по иным интернет-материалам из доступных источников.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх