Во многих языках, в том числе и в русском, слово «джип» давно стало нарицательным и означает транспортное средство повышенной проходимости. Иногда такое наименование автоматически прикрепляется даже к тем автомобилям, которые вовсе не обладают вездеходными свойствами и уж тем более не имеют никакого отношения к одноименной марке. Впрочем, название это возникло от жаргонизма...
В конце 1930-х годов американское правительство объявило конкурс на лучший вариант автомобиля для вооруженных сил. К машине не было каких-то специальных требований: она просто должна была быть достаточно мощной и недорогой, простой в эксплуатации, а также способной преодолевать бездорожье.
Попытка создать новую армейскую модель вполне соответствовала духу времени: в воздухе уже тогда пахло грозой, приближалась война, и не было ничего удивительного в перевооружении армии. До этого из легких транспортных средств у американских военных были только мотоциклы с коляской и небольшие малопроходимые автомобили. За выполнение нового государственного заказа тогда, в конце 1930-х, взялись три компании: Ford, Bantam и Willys-Overland.
Основные требования были сформулированы заранее: автомобиль должен был вмещать четырех человек и иметь грузоподъемность примерно 300 килограммов. Предполагалось наличие полного привода, а двигатель должен был обладать мощностью не менее 40 лошадиных сил. Первые испытания состоялись в конце 1940 года.
Все три автомобиля оказались похожи друг на друга внешне — все-таки конкуренты не смогли обойтись без взаимного влияния. Ford был заднеприводным и не очень достойно преодолевал бездорожье; Bantam имел недостаточно мощный двигатель, ну а под капотом у «Виллиса» было реализовано слишком уж много сложных и совершенно непрактичных для армейской жизни решений. Все опытные образцы внешне напоминали помесь машины и квадроцикла, оснащались простейшей трехступенчатой коробкой передач и двигались совсем не быстро. Довольно странным был и руль, на некоторых моделях напоминавший Г-образную рукоятку: это позволяло управлять вездеходом лежа, уклоняясь от ударов противника. Привычная приборная панель отсутствовала в принципе.
В итоге руководитель испытания, а впоследствии выдающийся генерал и президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил освоить выпуск армейского внедорожника силами всех компаний. В 1942-м на заводах Ford началось массовое производство внедорожной модели GPW. Ближайшим родственником и почти полной копией этого автомобиля был Willys MB (на фото выше). Внешность вездехода получилась довольно грубой. Кузов сделали открытым, отсутствовали даже двери; предполагалось, что они мешали бы солдатам немедленно вступать в бой. На случай дождя имелся тент из брезента. Полноприводный внедорожник был оснащен 60-сильным мотором объемом около двух литров и мог разогнаться до 100 километров в час; фары его при необходимости поворачивались на 180 градусов, а ветровое стекло ложилось на капот.
Автомобили всех трех фирм, равно как и унифицированную модель, солдаты называли джипами. Возможно, такая кличка пошла от аббревиатуры GP, что означало — General Purpose. А есть еще версия, что машина получила прозвище в честь популярного героя комиксов Юджина Джипа — проворного зверька, который умел проходить сквозь стены и долго находиться под водой. К тому же Юджин был весьма коммуникабельным, правда, его словарный запас состоял лишь из одного слова: «джип». Так что про человека со смекалкой стали говорить: «Настоящий джип!»
Новый внедорожник практически сразу же начали поставлять союзникам большими партиями. Автомобиль использовали и в качестве быстроходного артиллерийского тягача, и как передвижной командный пункт, и как санитарный транспорт. Он даже ходил в бой в качестве пулеметной установки. Джип проезжал там, где прежде не могло проехать ни одно транспортное средство. А если все-таки застревал, то благодаря легкой конструкции авто экипаж, ухватившись за специальные поручни, легко вытаскивал машину из грязи. Уж насколько хорошо были вооружены войска вермахта, но ничего подобного у них не было. Вот почему за захват «Форда Джи Пи» в Германии было обещано внушительное вознаграждение — в два раза большее, чем за танк.
Со временем аббревиатура GP превратилась в слово Jeep, что означало принадлежность легкового автомобиля к классу машин для бездорожья. Спустя несколько лет после окончания войны это слово взяла на вооружение компания Willysи зарегистрировала как отдельную торговую марку, хотя за удачное название и пришлось судиться с одним из прежних конкурентов — American Bantam Car.
Война закончилась, и боевой автомобиль предстояло применить в мирной жизни. Уже в 1945 году появились первые гражданские джипы. На них стояла соответствующая маркировка: СJ, то есть Civilian Jeep — «гражданский джип». По факту, правда, эти машины мало чем отличались от военных, разве что у них появились задние двери, бензобак на заднем крыле и автоматические дворники. Ну и цена была выше: 1100 долларов против прежних 750. Населению автомобиль пришелся по душе, и если поначалу джипами пользовались полиция, скорая помощь и фермеры, то вскоре их начали активно покупать и обычные граждане. К этому времени марка Jeep уже была независимой.
К концу 1950-х мировые автопроизводители подхватили тенденцию и начали производить легкие внедорожные автомобили для мирной жизни. Например, японская Nissan выпустила точную копию американского джипа. Многим известно, что японская автомобильная промышленность начала развиваться под влиянием американской, но не все знают, что свой собственный внедорожник принципиально иной конструкции японцы сконструировали только в 1979-м. Правда, в 1951 году Toyota предложила свой вариант автомобиля повышенной проходимости, но опять же многие идеи для него были позаимствованы у американских военных джипов.То же касается и британского Land Rover, появившегося уже после Второй мировой. Англичане брали не столько новизной, сколько дешевизной, так как основой их внедорожника был алюминий, а не дефицитная в стране сталь.
В 1970-е компания Jeep сменила владельца: права на машины приобрела корпорация American Motors. Впрочем, название марки осталось прежним. В это же время внедорожники начинают оснащаться самым большим в истории полноприводных универсалов двигателем, и это становится прорывом в автомобилестроении. Ну а в 1974-м появился легендарный Cherokee — двухдверный, с постоянным полным приводом. Свое имя он получил в честь коренных жителей Америки, весьма цивилизованного и образованного племени. Cherokee войдет в историю компании как самый востребованный и популярный автомобиль, и, пожалуй, сегодня само слово «чероки» у многих вызывает ассоциацию в первую очередь с внедорожником и только потом с индейцами.
Само же название «джип» настолько прижилось, что переходило не просто от одной модификации к другой: так называли совершенно разные машины. До 1983 года — полноразмерный внедорожник, затем, вплоть до 2001-го — компактный, впоследствии — среднеразмерный кроссовер. Интересно, что среднеразмерный внедорожник l, который выпускается с 1993 года, ни с одной из вышеперечисленных моделей технически не связан, однако также носит это название.
В 1979-м случился второй по счету энергетический кризис, на сей раз вызванный иранской революцией. Большие пикапы и универсалы на время перестали пользоваться спросом, в отличие от более компактных джипов серии СJ. «Чероки» по-прежнему был вне конкуренции, во многом еще и потому, что у него было две системы полного привода. Рынок диктовал свои условия: пусть внедорожный сегмент в Америке и за рубежом рос, но покупатели хотели от автомобиля 4×4 не только проходимости и надежности, но и комфорта.
Прорывом в этом плане стал Jeep Wrangler — выносливый, с отличными вездеходными свойствами и привлекательной внешностью. Но даже его успех не помог компании спастись от банкротства. В 1987 году все имущество American Motors Corporation было выставлено на торги, и подразделение Jeep приобрел концерн. После этого на рынке появились и Grand Cherokee, и обновленный комфортабельный, водонепроницаемый словно дорогие часы Wrangler. Вместо прежних рессор на джипах начали устанавливать пружинную подвеску собственной разработки, а дизайн американских внедорожников утратил былую агрессивность, став мягче и приятнее.
Интересно, что Wrangler, в отличие от Cherokee, был прямым потомком оригинального «Виллиса» времен Второй мировой войны, а потому отношение к этому автомобилю по всему миру было соответствующим. Преемник должен был иметь имидж боевой машины, но при этом вывести качество на новый уровень. Имя же необходимо было сохранить неизменным. В переводе с английского Wrangler означает «ковбой». «Героическая» внешность автомобиля вполне соответствовала этому имени, несмотря на разнообразие цветовой гаммы, включавшей и белый, и золотистый, и даже оттенок «манго». Последнее поколение Wrangler максимально приближено к классическому дизайну джипа.
Сегодня джипы продаются более чем в ста странах мира. Новые технологии не чужды бывшему армейскому внедорожнику. Как бы дико ни звучало словосочетание «экологичный джип», но уже с начала двухтысячных некоторые модели, в частности Jeep Commander, сочетают в себе аккумуляторы и газовое оборудование, при этом электричество генерируется топливными ячейками, составляющими почти половину веса машины.
Свежие комментарии