Что стоит знать каждому водителю о зимней резине и принципах езды в холодное время года, чтобы чувствовать себя максимально уверенно на заснеженной или обледенелой трассе. Разбираемся в этом вопросе вместе с компанией Toyo Tires.
Однако чтобы чувствовать себя на заснеженной дороге максимально уверенно, важно понимать еще и то, по каким принципам работают шины для зимы и какие нюансы стоит учитывать при вождении в холодное время.
Откуда шипы?
Хотя шипованные колеса появились не вчера, лишь немногие водители в курсе, с чего все началось. Первые попытки снабдить подобием шипов колеса транспорта были предприняты еще в XIX веке – эксперименты тогда ставились на повозках и каретах.
В 30-е годы XX века в игру вступили автогонщики – пробовали кустарным способом модифицировать колеса для зимних состязаний. Однако острые спортивные «гвозди» были практически непригодны для дорог общего пользования. Первой серийной легковой шипованной шиной принято считать модель Kometa-Hakkapeliitta компании Nokian. Эволюция шипа заметно ускорилась, когда к созданию шипованных шин подключились ведущие шинные компании.
Как пришли к современному шипу?
Задача наладить выпуск шипованных колес оказалась непростой хотя бы из-за проблемы коррозии. Многие металлические сплавы, которые пытались использовать для шипов, не выдерживали постоянного контакта с мокрой поверхностью, а если дорога была щедро удобрена солью и реагентами, жизнь шипа оказывалась совсем короткой.
Еще момент - стальные шипы существенно увеличивали вес шины, а, следовательно, и неподрессоренные массы. Использовать легкие и малочувствительные к ржавчине металлы вроде алюминия не получалось, поскольку мягкий материал быстро стирался. По той же причине потерпели неудачу эксперименты с пластиком. Добавляла сложностей и проблема с посадочным местом шипа: под воздействием постоянных нагрузок оно расширялось, ослабляя посадку, между шипом и протектором попадали вода, грязь и реагенты, еще больше усиливая воздействие коррозии.
Экспериментируя, конструкторы постепенно пришли к комбинированному решению. Корпус шипа стали делать из легкого и устойчивого к коррозии сплава - чаще алюминиевого. А наконечник изготавливали из твердосплавного материала, как правило, с примесью карбида вольфрама.
Сегодня, чтобы шип не расшатывался и не вырывался из гнезда, его корпус обычно делают двухфланцевым, где между фланцами находится более тонкая соединительная ножка. Широкий верхний фланец обладает большой площадью опоры и препятствует чрезмерным колебаниям, а широкий и плоский нижний фланец удерживает шип в протекторе.
Что с формой?
Многие твердосплавные наконечники шипов имеют круглую форму, которую до сих пор используют даже ведущие шинные производители в своей премиальной линейке. Однако в последнее время разработчики все чаще экспериментируют с формой наконечника, стремясь улучшить проникающий эффект шипа и дифференцировать нагрузку в продольном и поперечном направлении.
При этом также встречаются квадратные, овальные и даже крестообразные наконечники. Например, в шипе от Toyo основная рабочая часть наконечника – пятиугольная, а на ее вершине расположен еще один четырехугольный выступ. Это позволило увеличить количество острых углов и сцепных кромок, значительно улучшив проникающее действие шипа.
В результате шип Ice Force обеспечивает хорошую разгонно-тормозную динамику, работая в продольном направлении, а также боковую поддержку, существенно облегчая прохождение поворотов.
От чего еще зависит сцепление?
Разумеется, сцепление зависит не только от формы шипов, но и от их количества и расположения в протекторе. В современных шинах этот параметр все чаще подбирается с помощью компьютерного моделирования - например, технологии от Toyo. В новой шине Toyo Observe Ice-Freezer разработчики применили 28-рядную ошиповку, что позволило не только улучшить сцепление с дорогой, но и снизить шум благодаря равномерному распределению шипов.
Еще один момент, влияющий на эффективность работы шипов - температура. Считается, что лучше всего шипы проникают в лед при умеренном холоде. При этом если на улице мороз ниже 25 градусов, лед становится прочнее, и шипам сложнее его прокалывать. При таком раскладе преимущества будут у моделей с оптимальной формой наконечника, обладающего острыми гранями. Пример - шипы Ice Force. А также у шин, оснащенных мягкой и эластичной резиновой смесью, сохраняющей свои характеристики при сильном морозе. Это позволяет резине облегать микронеровности ледяной дороги.
Вышеупомянутый эффект возрастает, если резиновая смесь дополнена абразивными элементами. В той же шине Toyo Observe Ice-Freezer использована технология Microbit. Ее суть заключается в добавлении в резину измельченной скорлупы грецкого ореха, частицы которой повышают сцепные свойства шины на льду. Такое технологическое решение родилось после того, как в Японии запретили шипованные шины, и инженерам пришлось искать новые способы повысить сцепление на льду.
В ходе поисков выяснилось, что скорлупа грецкого ореха - материал более твердый, чем лед, и ее острые частицы способны эффективно царапать ледяную поверхность. Другой интересный момент - скорлупа мягче асфальтового покрытия и не наносит ему вреда.
Как ездить на новых шинах?
И последнее. Покупая новый комплект зимней резины,многие водители упускают из виду, что шины нуждаются в обкатке. Оптимальный вариант: когда первые несколько сотен километров автомобиль не разгоняется свыше 100 километров в час и не делает резких маневров. Это необходимо для того, чтобы шипы заняли «правильное» положение, окончательно зафиксировались в гнезде. Чтобы избежать проблем с шипованной резиной и продлить срок ее службы, большинство производителей рекомендуют обкатывать новые шины не менее 500 километров.
Свежие комментарии