Собственно говоря, написать данную заметку меня сподвигли дела совсем недавних дней. Ехал в глуши, а на очередном повороте ощутил, что руль вдруг стал непомерно тугим. А как непременный спутник данной беды - унисоном загорелась лампочка генератора. Всё... Приехали. Это конец.
Далее я поведаю последующее развитие событий, попутно пытаясь пояснять логику своих действий.
Ни в коем разе не хочу объявить себя супер-крутым чуваком который геройски вышел из положения. Лишь хочу дать пищу для размышлений тем, кто может оказаться в подобной ситуации - а от нее, поверьте, не застрахован никто. Даже если машина до последнего метра не подавала абсолютно никаких предпосылок к поломке (как было и у меня).
Во-первых, как бы ни затасканно это звучало: не нужно паниковать. Да, ситуация не из приятных! Выйдите из машины, покурите... И просто оцените это со стороны. Вы не в пустыне или на Северном полюсе, вам не приставили к виску пистолет и счет не идет на секунды. У вас просто сломалась машина. Да, это всегда не вовремя, спору нет. Но это проходят ВСЕ, поверьте мне на слово. Просто кто-то раньше, а кто-то позже. Согласитесь: максимум, что вы теряете - это та или иная сумма денег. Не более. Никто не умрет, никто не пострадает.
После того как выкурили третью сигарету подряд, самое время оценить масштаб аварии. А раз мы сегодня говорим об обрыве ремня, то причин такого инцидента может быть по-сути всего две:
а) Банально лопнул сам ремень. Просто от старости, или от того что куплен "за недорого" и сам по себе никакущего качества. Это наиболее благоприятный исход событий в финансовом плане. Достаем его остатки из-под капота и заодно записываем номерок, который всегда выбит на его наружной части (например, что-то типа "6PK2100"). Доберетесь до дома - уже будете знать, что покупать на замену.
б) Заклинило один из роликов или шкивов. Здесь возможны варианты: либо ремень просто слетел, либо он порвался перетершись о заклинивший ролик (шкив).
Остатки моего ролика натяжителя ремня. Подшипник намертво заклинил и обойма ролика немножко от него оторвалась. :)
И в том и другом случае, первое что нужно сделать - это проверить все, через что проходил ремень, на сопротивление вращению от руки. Только помните, что всё очень горячо! Так вот - нужно понимать, что пока мотор заглушен, все ролики и шкивы (кроме одного) должны свободно и плавно крутиться от руки. Точнее даже - буквально одним пальцем. А не поддаться вам должен только один: шкив коленчатого вала - как правило, он самый нижний из всех которые вы увидите. Если же кроме него что-то крутится с ощутимыми заеданиями или заклинило вообще - то виновник найден. Конечно, если у вас с собой нет необходимого арсенала инструментов и новой детали - починить это вы не сможете, но как минимум, уже не дадите себя развести по-полной на сервисе. Вообще, хорошо бы на досуге выяснить, что у вас где под капотом. Я, конечно, понимаю, что сейчас вам вся эта матчасть нафиг не упала, а "с вами этого никогда не случится", но "в поле", уверен, вы на это посмотрите уже с совершенно другой стороны. ;)
Что делать, когда определились с причиной обрыва ремня?
Ответ однозначен: искать веревку и... Нет. Не идти к ближайшему дереву.
А связывать шкивы коленвала и помпы охлаждения. Да-да, обычной веревкой - например, я сделал "ремень" из тесемки пояса штанов своей дражайшей супруги, которая ехала со мной по тому злополучному маршруту. Кстати, так же подойдут женские колготки, шнурки или просто веревка: главное, чтобы их длины хватило сделать подобие короткого ремня и связать вместе два шкива.
А тут у вас возникает четыре вопроса, и я на них отвечу.
Так я проехал 152 км, пока полностью не сел аккумулятор, и еще 30 когда заменил его новым из магазина. И судя по состоянию тесемки от штанов, проехал бы еще как минимум столько же.
Потому что настоящий ремень обязательно натягивается натяжителем ремня, давление которого не выдержат ни одни чулки, да и даже самая крепкая веревка под его "гнётом" практически стопроцентно слетит, растянется или порвется. Кроме того, сопротивление вращению генератора пропорционально растет от степени его загрузки. Другими словами, от руки он будет вращаться пальцем, а вот когда вы начнете его крутить быстрее и обмотки станут вырабатывать ток, он всё сильнее начнет "вязнуть". То есть, опять же: натяжение для его проворачивания при работе может обеспечить только настоящий ремень агрегатов в паре с его натяжителем. А про другие шкивы - можете конечно попробовать, но... Чем больше длина ремня, тем сильнее его нужно натягивать. И если честно, у вас вряд ли получится проехать со шнурками через все агрегаты хоть сколь-нибудь долго.
Не, теоретически - можете и ее не трогать. Практически же, летом ваша поездка превратиться в остановки на обочине с аварийкой каждые 3-5 минут, с последующим выжиданием остывания антифриза. Другими словами, когда не крутится помпа - охлаждающую жидкость ничего не охлаждает, а лишь нагревает (мотор). Ну и риск попасть на капремонт ввиду перегретого движка возрастает при такой езде многократно. Даже если будете часто останавливаться. Точно хотите рискнуть?..
Как уже говорилось, хорошо бы потратить хотя бы часик-другой на самое поверхностное изучение матчасти под капотом. В остальном же, помпу (водяной насос) можно определить по сходящимся к ней и уходящим от нее патрубкам системы охлаждения, а также находящемуся всегда где-то рядышком термостату. Но друзья, поймите, каких-то универсальных советов человеку совсем в автоделах несведущему здесь дать очень трудно. Просто узнайте где у вас помпа, а где шкив коленвала, и всё. На всякий случай. Это и правда не сложно: "Гугл", вроде, пока массово не блокируют.
Очень наглядная картинка (двигатель ЗМЗ-409)
А что дальше... Ехать потихоньку либо до дома, либо до сервиса. Но сам по себе вопрос более чем логичный. Потому как кататься без генератора несколько тоскливо. Но могу вас обрадовать: если аккумулятор на момент аварии не доживал свои последние дни, или если хотя бы за полчаса до случившегося вы не гнали со включенным всем, что только можно было включить - то в среднем катить на нем вы можете более ста километров. Чтобы не быть голословным скажу, что на своем стареньком Tudor на 60 ампер-часов я проехал 152 (!) километра. Конечно, ко-то сможет укатить еще дальше, а у кого-то уже через 70 км начнет отказывать электрика и машина заглохнет. Всё индивидуально.
Но просто помните: у вас в запасе всегда есть несколько десятков километров. В конце-концов, зная длину маршрута, вы можете по пути купить новый аккумулятор в резерв - если чувствуете что не дотянете (я так и поступил, кстати). Да и просто чисто-экономически, это почти всегда выгоднее вызова эвакуатора. Ведь машину вы все равно почините. Вот только в первом случае останетесь с новым аккумулятором и старым запасным, а во втором эти же деньги (а иногда и больше) положит себе в карман дядя-эвакуаторщик. Просто за то, что вас с машиной довез он, а не вы сами. Решайте.
Всем целых ремней и незаклинивающих роликов!
Надеюсь, кому-то было полезно!
Такой значок при запущенном двигателе - однозначно дурная примета...
Свежие комментарии