Но могут обойтись и старыми средствами
Позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома по-прежнему кардинально расходятся.
Минэкономики предлагает радикальные меры: смягчение соглашений о промсборке и даже заключение новых договоров, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновление льготного автокредитования.
Но Минпромторг резко против таких послаблений.
В результате самой реальной мерой господдержки остается продление действующей программы утилизации.
К совещанию у Дмитрия Медведева по "обеспечению устойчивого развития экономики" Минэкономики подготовило меры поддержки автопрома.
Большинство идей уже обсуждалось — это выделение еще 10 млрд руб. на госпрограмму обновления автопарка, субсидии на закупку газомоторной техники на 3,8 млрд руб. и возобновление льготного автокредитования для отечественных автомобилей (2 млрд руб.).
Общую поддержку пока имеет лишь первая из этих мер: глава департамента специального и транспортного машиностроения Минпромторга Александр Морозов отмечает, что при программе обновления парка "на каждые вложенные 10 млрд руб. в бюджет возвращается 12,6 млрд руб.".
Программу поддерживают и Минэкономики, которое "за стимулирование спроса любыми способами", и Минфин.
Но Минэкономики предложило и неожиданную меру — смягчение обязательств по локализации и перенос на один-два года сроков запуска новых производств автоконцернов в рамках соглашений о промсборке.
По соглашениям 2011 года, иностранные автопроизводители (Renault-Nissan с АвтоВАЗом, КамАЗ с Daimler, Ford с "Соллерсом", Volkswagen, GM) должны достичь к 2018 году локализации в 60%, запустить производство мощностью 300-350 тыс.
автомобилей в год и инвестировать в НИОКР.Предложения смягчить или заморозить обязательства на фоне девальвации рубля и спада спроса поступали в Минпромторг "довольно часто".
Один из собеседников считает, что "это мог, в частности, лоббировать Volkswagen", который в 2015 году должен запустить завод двигателей.
Но Минпромторг против этого.
Министр Денис Мантуров говорил, что пересмотр соглашений "не обсуждался и даже не стоит на повестке дня".
Не исключено, что идею заблокируют и сейчас: по данным источников, есть вариант предложений без пункта о смягчении условий промсборки.
В частности, уже отклонено еще более радикальное предложения: разрешить заключать новые соглашения о промсборке, вопреки нормам ВТО.
В этом могли быть заинтересованы китайские автоконцерны, Subaru, Honda и Range Rover. В китайских Chery и Lifan обращения с просьбами о заключении новых соглашений подтвердили.
В Минэкономики лишь заявили , что "информацией о совещании не располагают", а представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев до совещания.
Позицию Минпромторга разделяют и часть автоконцернов.
Например, в "Соллерсе" (в холдинг входит УАЗ) сообщили "Ъ", что выступают против смягчения условий промсборки, поскольку уже "сделаны масштабные инвестиции" для запуска новых производств в 2015-2016 годах. В Ford Sollers и Renault тоже говорят, что не нуждаются в смягчении условий и выполняют условия локализации.
Но источник в одном из иностранных концернов идею поддержал. Собеседники среди автопроизводителей объясняют, что сроки, когда нужно инвестировать в мощности, совпали с "дестабилизацией рынка".
В GM от комментариев отказались, связаться с представителем Volkswagen не удалось.
Другой интригой может стать возобновление льготного автокредитования для отечественных автомобилей, что должно поднять продажи в среднем на 40 тыс. машин.
Денис Мантуров на прошлой неделе утверждал, что не видит смысла делать это в 2015 году, так как деньги "просто плавно перетекут в банки".
Зато источники в автопроме возобновление программы поддерживают.
Руководитель Frank Research Group Юрий Грибанов согласен, что автокредитование находится в "удручающем" состоянии: после повышения ключевой ставки ЦБ проценты по автокредитам выросли до 30-40%. Но, по его мнению, субсидии должны быть значительны — "до 15-20%".
Но этими мерами поддержка машиностроения может не ограничиться: 26 января у Дмитрия Медведева должно пройти еще одно совещание по ситуации с ростом цен на металлопрокат.
Потребители будут просить субсидирования затрат на покупку металла из бюджета либо фиксирования цен на прокат.
Свежие комментарии