Основной бронетранспортер нашей армии — БТР-80 — разрабатывали с учетом опыта войны в Афганистане, но это было в начале 80-х годов прошлого века. А сейчас другая эпоха: расплодились террористы, изменилась тактика боевых действий, экипаж и десант надо оберегать еще тщательнее. Так что настало время обновить транспорт моторизованной пехоты.
Десант прикрыли от осколков
БТР-82А — глубокая модернизация «восьмидесятки», попытка малой кровью довести ее до стандартов XXI века. Менять корпус оказалось слишком дорого, поэтому машина не получила противоснарядную броню или V-образное днище (как на опытном БТР-90 или зарубежных аналогах), рассекающее ударную волну и рикошетирующее осколки. Но изнутри стальные листы и люки обшили специальным кевларовым подбоем, а пол застелили толстенными многослойными матами на манер пробковых — они станут последней преградой при пробитии брони.
Стала эффективнее система пожаротушения. Лавки мотострелков закрепили таким образом, чтобы толчок от подрыва мины не переломал бойцам хребты. В целом же разработчики уверяют, что корпус БТР-82А способен выдержать обстрел бронебойными пулями из пехотного оружия с дистанции 100 м, а живучесть машины выросла на 20%.
В десантном отделении по-прежнему шесть мест — по три на борт. Тут тесно, особенно в полной выкладке, и мрачно, словно в пещере, но хотя бы вариться в собственном соку больше не нужно. Ведь на БТР-82А установили кондиционер! Причем разводку вентиляционных каналов сделали как в самолете — индивидуально каждому «пассажиру», да еще с регулируемыми дефлекторами. А раз погода в кабине комфортная, то и утомляемость ниже — солдаты будут точнее стрелять.
Шаровые установки, как и раньше, врезаны в бронекорпус таким образом, что огонь десанта из личного оружия сосредотачивается в передней полусфере. Сзади — фактически мертвый сектор, что неприемлемо в партизанской войне, когда ударить могут и с тыла. Проблему решили полной заменой вращающейся башни. Теперь в паре с обычным 7,62-мм пулеметом ПКТМ работает не крупнокалиберный КПВТ, а мощная 30-мм автоматическая пушка 2А72.
Наводчик уходит последним
Что дала замена вооружения? Некоторые эксперты поспешили переквалифицировать БТР-82А в колесную боевую машину пехоты, поскольку новое орудие гораздо успешнее справляется не только с живой силой, но и бронетехникой противника. Это доказал опыт применения аналогичной автоматической пушки на боевых вертолетах и гусеничных машинах вроде БМП или БМД. Но еще интереснее, как это хозяйство управляется...
На место наводчика-оператора не проходишь — протискиваешься между потрохами левого борта и громоздкими механизмами башни. Приняв позу креветки на жестком маленьком стульчике, понимаешь — в десантном отделении на самом деле был рай. Здесь же не разогнешься и ноги не протянешь, зато в руках можно подержать «чебурашку». Так бэтээрщики называют пульт управления боевым модулем, похожий на джойстик видеоприставки. Все просто: куда наклонил его, туда повернулась башня или поднялась пушка. Нажал на кнопки — открыл огонь из орудия или пулемета. Прямо как в фильмах про звездные войны!
На экстренный случай есть ручные механизмы наведения, но сервоприводы делают все намного быстрее. Да и вообще «кибернетики» тут полно — цифровой двухплоскостной стабилизатор позволяет точно стрелять на ходу, а сложный прицел ТКН-4ГА — ночью. При желании даже атаку сверху можно отразить — угол подъема пушки и скорострельность позволяют бороться с авиацией или боевиками, засевшими на верхних этажах зданий. По ходу пьесы легко менять темп стрельбы и тип боеприпаса, так как питание идет одновременно от двух лент.
В общем, у наводчика в БТР-82А — самое продвинутое и интересное рабочее место. Хотя на него сложно не только попасть, но и быстро эвакуироваться. Пока остальные покидают подбитую машину, человек в башне прикрывает соратников огнем, уходя последним. Да по-другому и не получится — своего люка у наводчика нет...
Рулить легко, вопрос — куда...
Другое дело — водитель с командиром, для каждого из них предусмотрен индивидуальный «вход» через крышу бронекорпуса. Главный человек в БТР сидит справа в передней части машины. Он — мозг, глаза и уши экипажа. На месте командира сосредоточены приборы наблюдения, радиационно-химической разведки, связи... Кстати, радиостанцию БТР-82А нам даже фотографировать запретили, сославшись на секретность. Можем лишь сказать, что, по некоторым данным, на машину поставили цифровой комплекс пятого поколения Р-168-25-У2 с повышенной защитой переговоров и системой топографического ориентирования «Трона-1» с передачей данных на электронную карту местности (допустим, в штабе подразделения) — своего рода армейский навигатор.
Именно командир дает целеуказание наводчику и указывает путь водителю. «Красная ракета, и до пола газ. Мы не видим света, свет не видит нас...» — строки из песни про танкистов подходят и к «шоферу» БТР-82А. Даже если открыты «реснички» бронещитков, через окошко размером с планшетный компьютер много не разглядишь. Обзор же вбок и, тем более, назад вообще никудышный — в смотровой щели приходится ловить зеркало заднего вида на левом борту. А правую сторону так вообще не разглядеть никак.
Зато тут довольно просторно, нет и намека на тесноту БРДМ, на котором мы зимой рассекали по Москве. Органы управления привычные — автомобильные: руль, три педали, рычаги механической коробки передач и полноприводной трансмиссии. Хотя нюансы, конечно, есть. Поначалу глаза вообще разбегаются — столько здесь приборов, тумблеров и переключателей. По-автобусному отлогую баранку вращать на удивление легко, а ведь она сразу на четыре передних колеса действует. Газ же, наоборот, тугой и неинформативный. Впрочем, это не мешает: форсированный до 300 л.с. камазовский 11-литровый турбодизель V8 740.14-300 бодро срывает БТР-82А с места — с тягой у него проблем нет.
Не растрясет и везде проедет
Дальше приходится привыкать к пятиступенчатой коробке-«перевертышу». Где обычно первая передача, у БТР-82А расположена задняя. А первая включается по схеме рычаг до упора влево и на себя. Вторая — чуть дальше справа, а третья — впереди напротив... Но разогнавшись, можно уже не тормозить. Если тот же БРДМ даже на ровной дороге трясется в конвульсиях, то здесь плавность хода — изумительная! Что там ямы да канавы — мягкие торсионные независимые подвески БТР-82А и поперечную танковую колею отлично проглатывают. А ведь рельеф за окном казался убийственным, я даже втянул голову в плечи, боясь шлемофоном о бронекорпус приложиться. Но машина лишь степенно покачивается, как будто под колесами не жесткая пересеченная местность, а бабушкина пуховая перина.
При этом восьмиколесная громадина на удивление четко держит курс и позволяет проворно маневрировать, уворачиваясь от обстрела. Только в грязи начались проблемы: кручу руль, а БТР плывет носом прямо... Дальше ехал спокойнее, с учетом инерции 16-тонной машины. А когда после внедорожного участка вылез из люка и осмотрелся, понял, что к чему. Да мы сейчас настоящее болото преодолели, с вязкой жижей по ступицы колес! А это почти полметра глубины. Как только не засосало?..
Вообще даже на армейском полигоне для БТР-82А не нашлось достойного препятствия. Меня как новичка не пустили только в самую глубокую грязевую лужу. Хотя для опытного водителя и она проходима: включил первую передачу, понижайку в раздатках, врубил передние мосты, стравил давление в шинах и попер! С появлением принудительных межколесных блокировок взамен кулачковых дифференциалов повышенного трения засадить «бэтээр» можно лишь по глупости, уверяют военные.
А если что, БТР-82А и плавать умеет. И дымовые завесы ставить. И от радиационной пыли экипаж защищать. Даже к рутинной службе на блокпостах и в обороне бронетранспортер подготовили, установив автономный генератор на 5 кВт. Поэтому новая машина при внешней схожести с заслуженной «восьмидесяткой» превосходит ее по всем статьям. Остается пожелать, чтобы поводов спасать жизни наших солдат у БТР-82А было поменьше — пусть лучше на учениях свою силу демонстрирует.
Свежие комментарии