Советская автомобильная промышленность полна любопытных примеров, которые стоят того, чтобы о них узнали. Однако среди них есть и такие, чьи размеры не позволили бы им быть незаметными на дороге, но их действительно мало кто видел. А ведь если бы эти впечатляющие своими габаритами агрегаты вышли за пределы опытных прототипов, они бы могли оказаться прорывными в своих областях.
Вашему вниманию «пятерка» концептуальных советских автомобилей внушительных размеров, которые опередили свое время.
1. ВЕЗДЕХОД НАМИ-0157
Этот уникальный агрегат знатоки советского автопрома называют королем вездеходов. И действительно, грузовик НАМИ-0157, который является прототипом снегоболотохода повышенной грузоподъемности, внушает полное доверие своим габаритам перед непроходимыми дорогами. Разрабатывался этот огромный вездеход в НАМИ с 1969 по 1973 год с конкретным предназначением — его собирались приспособить для нужд нефтегазовой промышленности.
Грузовик имел оригинальную конструкцию: две короткие гусеничные платформы, одна из которых была способна выдержать граничную массу груза в 8 тонн, соединялись между собой специальным опорно-поворотным устройством. Гусеницы машины — резино-металлические по материалу — были шириной 970 мм и приводились в движение пневмокатками, которые установили туда, заменяя традиционные стальные катки.
Снегоболотоход НАМИ-0157, вид сзади.
После создания опытного образца он был отправлен на испытания, во время которых выяснилось, что разгоняться это чудище советского автопрома способно до 30 км/ч., а это, по сути, высокая, если не максимальная скорость для подобной техники. Более того, вездеход смог удерживать эту скорость, проходя по любому покрытию — снегу, болоту, а также песчанику. К тому же, грузовик беспрепятственно прошёл вброд водоёмы глубиной практически до двух метров.
Одна из самых известных модификаций монструозного вездехода — Урал 5920.
Однако на этом же этапе испытаний были выявлены и несколько конструктивных недостатков, которые, впрочем, не стали помехой к выдаче разрешения на серийное производство. Позже грузовик неоднократно дорабатывался и менял названия — самой известной модификацией считается снего-болотоход Урал-5920, который собирали вплоть до развала СССР. А в 2002 году производство подобных транспортеров возобновили, но уже с индексом ТС-1.
2. САМОХОДНАЯ АТОМНАЯ СТАНЦИЯ СССР
Необычный концепт по созданию самоходной атомной электростанции начали разрабатывать в середине пятидесятых годов прошлого века. Все дело в том, что специалисты советской промышленности столкнулись с проблемой питания гражданских и военных объектов труднодоступных районов Крайнего Севера. Решением проблемы и стала разработка гусеничной вездеходной версией ПАЭС.
Установка, официально названная «Передвижная атомная электростанция ТЭС-3», разрабатывалась, опираясь на опыт проектирования ядерных реакторов для ледоколов. В конструкции применялась схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Активная зона реактора выглядела как небольшой цилиндр.
Макеты ПАЭС «Памир» с разрезами в музейной экспозиции.
Следует уточнить, что ПАЭС практически одновременно создавали в двух вариантах: гусеничный и колесный. Последний в итоге получил название «Памир» и, в отличие от первого прототипа, должен был применяться только в военной сфере. Однако оба проекта были свернуты во второй половине 1980-х годов — такая судьба постигла многие разработки, где так или иначе использовался атомный реактор, после крупнейшей техногенной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
3. АРМЕЙСКИЙ ВЕЗДЕХОД ГАЗ-69
Вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР разрабатывался целый ряд засекреченных проектов автомобилей на снегоходных движителях фрезерного типа с дополнительными опорными лыжами. Среди этих вариантов были такие, которые по своими конструкциями и техническими характеристиками не имели аналогов за рубежом.
Прототип ГАЗ-69 с передними лыжами.
Последние имели узкие металлические колеса большого диаметра с острыми кромками по окружности — такая конструкция во время движения по снежной целине или ледяному насту позволяла прорезать их на глубину до полуметра, то есть, нередко они достигали замерзшего твердого грунта. Колеса опирались на монолитную земляную поверхность и, отталкиваясь от нее — благо, их твердость позволяла — были способны продвинуть вездеходы по местности, где могла забуксовать даже гусеничная техника.
Вариант ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах.
Ярким примером такого типа вездеходов и стал ГАЗ-69 — автомобиль повышенной проходимости, который выпускался в 1956-1973 годах. Спроектированная, что называется, «с нуля» машина в результате стала первой в огромном семействе модификаций, которые поражали своим разнообразием, ведь от армейского вездехода «шестьдесят девятый» умудрились переработать до милицейских и почтово-сельских автомобилей, и даже детского пожарного автонасоса.
4. АЭРОДРОМНАЯ МАШИНА ЗИЛ САК
Этот уникальный автомобиль остался всего в двух экземплярах в виде опытных прототипов, хотя представлял собой довольно многообещающую модель. Аэродромная машина ЗИЛ САК была разработана в СКБ совместно с заводом «Дзержинец» в период с 1966 по 1968 годы, а выпущена уже на Московском заводе.
Автомобиль представлял собой самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля, внешне же был двухсекционным дорожным автопоездом с цельнометаллическим кузовом. Был определен и функционал прототипа: проведение предполетной подготовки и диагностики систем военной и гражданской авиации.
ЗИЛ САК в длину составлял около пяти с половиной метров, и имел снаряженную массу около 4 тонн, весь же автопоезд имел следующие габариты – 8,8 метров и 5,5 тонн соответственно. Максимальная скорость концептуальной аэродромной машины – 32 километра в час.
ЗИЛ САК образца 1968 года, вид слева.
Испытания опытного образца были проведены на военном аэродроме в Жуковском, что в Подмосковье, однако в серийное производство необычный автомобиль так и не пошел. Всего же было построено два прототипа ЗИЛ САК (первый собрали 28 ноября 1966 года, второй — 1 августа 1968 года).
5. МНОГОКОЛЕСНЫЙ ГРУЗОВИК ЯГ-12
Многоколесные грузовики советского производства знают многие, а вот о модели, с которой эти модификации начались, известно далеко не каждому. Первопроходцем данного концепта стал грузовик ЯГ-12, который воплотил в себе колесную формулу 8х8, то есть, был, к тому же, полноприводным. Кроме того, этот агрегат был и одним из первых в мире грузовых четырехносных автомобилей.
Компоновка ЯГ-12.
Многоколесный ЯГ-12 спроектировали в далеком 1932 году на базе трехосного ЯГ-10 на Ярославском автомобильном заводе. В качестве двигателя был выбран 8,2-литровый 6-цилиндровый Continental-22R, мощность 120 сил — он разгонял двенадцатиколесного гиганта весом в 20 тонн до 45 километров в час. Грузоподъемность у ЯГ-12 также была весьма впечатляющей от 8 до 12 тонн в зависимости типа дорожного покрытия.
Поразительно, но сведений об истории этого передового во многих отношениях грузовика практически не осталось. Несмотря на то, что производитель предлагал использовать агрегат в самых разных сферах, единственным известным заказчиков ЯГ-12 была РККА, однако дальнейшая судьба даже тех экземпляров, что все же были поставлены на вооружение Красной армии, теряются.
Проект грузового автомобиля ЯГ-12 был закрыт в 1933 году, и дальше к четырехносным транспортным средствам большой грузоподъемности и высокой проходимости не обращались аж до пятидесятых годов 20 века. Возможно, недолгая судьба уникального автомобильного гиганта связана попросту с тем, что он был создан не в то время, что, впрочем, не помешало ему оставить заметный след в истории советского автопрома.
Свежие комментарии