На днях скончался Луиджи Колани. Возможно, вы слышали это имя наряду с Марчелло Гандини, Джузеппе Бертоне и Джорджетто Джуджаро. Хотя, по большому счету, ни одного полноценного серийного проекта на счету Колани нет, переоценить его вклад в мировую автомобильную культуру практически невозможно.
Колани известен и как один из самых отвязных фриков автомобильного дизайна, и как один из главных художников-нонконформистов, и как великий универсал.
Впрочем, это определение можно применить к любому гению от дизайна, но почерк Колани настолько своеобычен и узнаваем, что ставит его работы не то, что особняком, а, скорее, по ту сторону нашего привычного мира.Луиджи считается отцом так называемого "направления биомеханики", ярым приверженцем концепции "давайте одалживать решения у природы – она давно все придумала" и апологетом аэродинамики как одного из способов решения основных автомобильных проблем. Подавляющее большинство его экстравагантных работ так и осталось на уровне эскизов или макетов, но кое-какие проекты были все же доведены до стадии постройки прототипов. Вот вам немного знаковых работ великого дизайнера.
Ferrari Testa d'Oro
Один из ярких примеров того, как аэродинамика, внимание к которой Колани проповедовал всю жизнь, влияет на максимальную скорость. Прототип, построенный дизайнером вместе с ателье Lotec – один из немногих действительно ездящих, да еще как! Ходовую версию Testa d'Oro, которая, по слухам, получила свое имя за покрытые золотом крышки двигателей, построили в 1989 году на агрегатах знаменитой Testarossa, снабдив пятилитровым 12-цилиндровым мотором с огромными турбонагнетателями Lotec.
Мотор развивал чудовищные 750 л.с. и 900 Нм крутящего момента. Совместные усилия механиков и стилиста привели к тому, что в 1991 году в Бонневилле Testa d'Oro смогла разогнаться до 351 км/ч, побив рекорд своего класса. Этот прототип сейчас живет в заводском музее Ferrari, а первый макет Колани – где-то в частной коллекции. И это не единственный случай, когда Колани на деле доказывал преимущества своего подхода: спроектированный им Ford Protoype в том же Бонневилле однажды добился 407 км/ч.
Colani 2CV
Еще один носитель титула рекордсмена, но, так сказать, с другой стороны. Помните нашумевший проект "однолитрового" VW XL1? Луиджи Колани смог добиться похожих результатов еще в 1981 году с использованием самой простой и массовой "тележки" – знаменитого "дешво", Citroen 2CV, и практически стандартного двухцилиндрового мотора. Просто он упаковал все это в специально разработанный кузов с минимальным коэффициентом аэродинамического сопротивления, используя излюбленную свою схему "перевернутое крыло" и поставил на альтернативные колеса.
Значение самого коэффициента, к сожалению, утрачено – а может быть, и вообще не замерялось. Но достоверно известно, что прототипу Колани было достаточно всего 1,7 л топлива на 100 км пути. Точнее, 1,7727 литра.
Colani 112
Не исключено, этот проект стал одной из первых попыток Луиджи наглядно продемонстрировать, что он думает о современной ему автоиндустрии, которая наотрез отказывалась принимать его революционные идеи. Не поэтому ли проект среднемоторного купе с двигателем Ванкеля, своеобразное развитие концепции Mercedes-Benz 111, имеет именно такой цвет и силуэт?
Между тем, даже иронизируя, Колани остался верен себе: Colani 112, созданный в 1970 году, на голову превосходил с точки зрения сопротивления воздуха все тогдашние спорткары. Даже сейчас аэродинамический коэффициент 0,2 считается весьма достойным достижением.
Colani Utah 8
Вообще, словом Utah именовалась целая серия прототипов студии Colani, но отчего-то наибольшую известность получил именно "восьмой". Построен он вокруг мотоциклетного мотора BMW K-100, который благодаря швейцарскому ателье Zoller развивал 160 л.с. В подвеске использованы компоненты от Lotus Super Seven, а кузов сделан из пластика. Утверждается, что 550-килограммовый спорткар имел весьма впечатляющее ускорение, но самым интересным в этом проекте, наверное, можно считать то, как обыграны зеркала заднего вида. Ну и плюс излюбленные Колани "бионические" формы.
Lada Gorbi
А вот это, наверное, одно из самых известных на постсоветском пространстве творений великого и ужасного Колани. Поговаривают, что проектировал он свой вездеход по заказу АвтоВАЗа, но это неточно – зато понятно, откуда взялось название: первый президент СССР Михаил Горбачев в конце 80-х был весьма популярной фигурой на Западе и своего рода символом перемен, происходящих в Советском Союзе.
Кардинально отличается от прародителя и проект Колани. Строго говоря, опознать в нем "старую Ниву" практически невозможно: двухместным футуристическим кузовом Lada Gorbi напоминает скорее транспорт для освоения других планет. Под стать внешности получилась и "тележка" – с полноуправляемым шасси, 200-сильным мотором в базе и огромным дорожным просветом. Это, пожалуй, единственное внедорожное создание Луиджи Колани, заслужившее такую известность.
А жизнь дизайнер прожил долгую, бурную и крайне интересную. Помимо войны с инертной автомобильной общественностью за свои революционные идеи Луиджи проектировал поезда, грузовики, самолеты, мебель, одежду, посуду, чемоданы, музыкальные инструменты и многое другое. Жил и работал в странах Европы, в США, Японии, Китае – настоящий гражданин мира. И скончался в Карлсруэ в возрасте 91 года.
Свежие комментарии