На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

“У кого четыре глаза тот похож на…” – правда и вымысел о четырехфарной “Волге”

Дефицит информации – это, пожалуй, главный в мире катализатор любопытства, а еще и отличное топливо для фантазий и слухов.
Когда-то очень давно, лет тридцать тому назад у меня была моделька 24-й “Волги” в масштабе 1:43. Причем, это была не вполне привычная по тем временам продукция производственного объединения “Тантал” из Саратова, а модель не помню уже какой забугорной марки. Но самое важное – у той игрушечной “Волги” было четырехфарное исполнение передка.
Поначалу я полагал, что иностранные товарищи просто что-то напутали. Но как-то прогуливаясь с отцом по Большой Дорогомиловской, мы увидели вот эту машину с отпечатавшимся в сознании номером 93-89 мощ.

Волга, поразившая в самое сердце )) Москва, Большая Дорогомиловская, год где-то 1983-й.

Волга, поразившая в самое сердце )) Москва, Большая Дорогомиловская, год где-то 1983-й.
Слушайте, это и впрямь была мощь! По меркам тех лет четырехглазая “волжанка” казалась покруче иной иномарки. Сами по себе “волги”, конечно не считались редкостью – на дорогах 24-х хватало. Но особый статус модели, как самого престижного на тот момент советского автомобиля, который в принципе мог купить поймавший удачу за хвост соотечественник, определял и всеобщую зависть, и легкую атмосферу благоговения.

 

Один из первых эскизов 24-й, датированный 1961 годом, также имел четырехфарную схему освещения

Один из первых эскизов 24-й, датированный 1961 годом, также имел четырехфарную схему освещения

Помните как в “Служебном романе” искренне восторгался “волжастым” интерьером инженер Новосельцев: “Да здесь просторнее, чем у меня в квартире!”
Но то речь шла об обычной “Волге”. Эта же, которая на снимке рядом с “Хозяйственным” на Дорогомиловке в двух шагах от Киевского вокзала, явно необычная. Четыре фары вполне себе в бээмвешном духе, весьма необычные конусовидные колпаки на колесах. Интрига! Но тогда узнать что-то дельное об этой машине не удалось.
Самое любопытное, что и сегодня в век, когда почти вся информация доступна по первому клику, про “четырехглазые” “волжанки” достоверно известно не так уж и многое. Зато слухов, догадок, фантазий и вымысла на эту тему выше крыши.

Опытный прототип номер 15. С четырьмя фарами и V6 под капотом. Обратите внимание на окантовку решетки и подложку под фарами

Опытный прототип номер 15. С четырьмя фарами и V6 под капотом. Обратите внимание на окантовку решетки и подложку под фарами

Людская молва приписывала четырехфарные “двадцатьчетверки” проделкам бельгийцев из экспортной конторы “Скалдия-Волга”. Кто-то считал такие машины заказной серией, созданной на ГАЗе для советских космонавтов, другие видели в повышенной глазастости отсылки к “кэгэбешному” транспорту (ага, наверное для лучшей маскировки), третьи что-то слышали о лимитированных партиях “волжанок” с четырьмя фарами не то для Финляндии, не то для Бразилии… Правда, как всегда, оказалась гораздо более прозаичной.
На самом деле, в серийное производство четырехфарные “волги” так и не ходили. И это при том, что несколько заводских протототипов “двадцатьчетверки”, построенных на ГАЗе, действительно были четырехглазым. Например, прототип номер 15 1966 года. Причем эта “Волга” (на фото с номером 02-14 гож) была любопытна еще и V-образным 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 2,6 л!

Еще один четырехглазый заводской прототип

Еще один четырехглазый заводской прототип

Где-то на тестовом полигоне… Наверное, в Дмитрове

Где-то на тестовом полигоне… Наверное, в Дмитрове

Собственно говоря, согласно изначальной концепции ГАЗ-24 должен был выпускаться в исполнении с четырехцилиндровым и шестицилиндровым двигателем и соответственно двумя или четырьмя передними фарами. Повышенная глазастость должна была намекать на более высокий статус модели. Тоже самое, к слову, справедливо и в отношении, например, BMW 3-й серии в первом кузове Е21. Базовые 316, 318 шли с одиночными кругляшами, топовые 320 и 323 со сдвоенными.
Если присмотреться, можно заметить, что сдвоенные фары на опытной “Волге” сделаны несколько по другой схеме, нежели на той, что встретилась нам на Большой Дорогомиловской. Прежде всего по диаметру они, судя по всему, чуть меньше стандартных. Кроме того, обратите внимание на хромированную окантовку окружающую решетку радиатора и саму подкладку, на которой смонтированы фары. Совершенно другая схема, короче говоря.
Черная “Волга” с Дорогомиловки не такая – здесь “очечник” под фары стилистически представляется единым целым с решеткой радиатора да и сами фары крупнее.
Сколько не искал информации по таким “волгам”, большинство сходится на том, что это скорее всего не спецсерия, а довольно высококачественное народное, а правильнее сказать, кооперативное творчество. На многочисленных ремонтных предприятиях и автобазах Советского времени чего только не придумывали, вплоть до обрезания крыши, превращавшее 24-й седан в кастомный 24-й кабриолет.

Раллийное творчество. Хороший прыжок, хороший снимок. 1972 год

Раллийное творчество. Хороший прыжок, хороший снимок. 1972 год

На этом фото хорошо видно из скольких элементов запилена четырехглазая решетка

На этом фото хорошо видно из скольких элементов запилена четырехглазая решетка

Сложно, наверняка, сказать откуда в принципе пошла мода на глазастость. Кроме неоспоримой мудрости о том, что чем больше, тем лучше и уже имевшем место быть опыте 408-го “Москвича”, четырехфарные версии которого считались более престижными, можно вспомнить и ГАЗовских раллистов, которые устанавливали дополнительные фары для лучшей светоотдачи. Причем, если судить по съемкам тех лет, некоторым не хватало даже четырех глаз, приходилось ставить шесть… Вполне возможно, что увидев такие машины советские кулибины посчитали в уме потенциальную прибыль и засучили рукава.

Две – это нормально, четыре – хорошо, но шесть-то всяко лучше!

Две – это нормально, четыре – хорошо, но шесть-то всяко лучше!

Не такие уж многочисленные фотографии четырехфарных “волжанок” дошедшие до наших дней скорее подтверждают версию о кустарном происхождении подобных решеток. Трещины и неровности “очечников” говорят сами за себя…
Впрочем, это тот самый случай, когда в рассказе нельзя ставить точку. Да и вообще повествование может запросто перейти в дискуссию, потому что сколько людей столько мнений и источников информации. Так что если кто-то располагает достоверной инфой по четырехфарным “волгам”, буду крайне признателен за любую наводку.

Ну и Советской милиции чувство прекрасного было не чуждо

Ну и Советской милиции чувство прекрасного было не чуждо.

Кстати, вот она та самая, если судить по колпакам и переднему крылу, Волга с Дорогомиловки, только в наши дни. Если приглядеться к решетке можно заметить неровности на границе очечников. Похоже, все-таки кооператив…

Кстати, вот она та самая, если судить по колпакам и переднему крылу, Волга с Дорогомиловки, только в наши дни. Если приглядеться к решетке можно заметить неровности на границе очечников. Похоже, все-таки кооператив…


Здесь решетка вообще рассыпается на глазах…

Здесь решетка вообще рассыпается на глазах…

А вот этот экземпляр выглядит получше…

А вот этот экземпляр выглядит получше…

Еще один…

Еще один…

Пластиковая четырехглазая решетка для 2411. Получилось отлично, как мне кажется. Но тоже незаводская версия

Пластиковая четырехглазая решетка для 2411. Получилось отлично, как мне кажется. Но тоже незаводская версия.

Картина дня

наверх