На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Крутой креативный повар, его заниженная "копейка"-гриль и мечта об уличной еде

Повар из французского ресторана, который мечтает готовить хот-доги на складном гриле, вмонтированном в заниженное авто, – эта история прямо-таки просится на экраны, но происходит  в Минске. Представим действующих лиц: повара зовут Юрий Келько, заниженное авто – это ВАЗ-2101, а сам проект называется Low Kitchen ("Низкая кухня").

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Действие первое. "Жигули" как последний писк моды

Подходим к стоянке у Дворца спорта, где мы договорились встретиться с хозяином приметной "копейки", - и понимаем, что интервью началось без нас: мальчишки лет 13-15 решили выяснить все нюансы превращения "жигулей" в "лоу-райдер". 

- И часто такое внимание на парковке? 

Да постоянно, - пожимает плечами Юра.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мы садимся в авто с граффити Low Kitchen и едем в Серебрянку, чтобы увидеть низкую кухню во всей красе: с грилем, полным дымящихся углей. Можно было бы поехать и на Минское море – но кто сказал, что "стенсу" все дороги по плечу? Наша поездка по городским улицам превращается в маленькое шоу: "лоу-райдер" 1972 года выпуска не провожают взглядами разве что влюбленные парочки, даже регулировщик на перекрестке, кажется, нам улыбнулся. Хотя дело не только в эффектном виде "жигулей": чувствовать себя суперзвездами, привлекающими внимание толпы, нам помогал громкий скрежет провисшей защиты - болты крепления слизал асфальт. 

Припарковавшись у воды, Юрий открывает багажник, оттуда выдвигает гриль - и начинается кулинарное таинство. Пока разгораются угли, расспрашиваем повара об автомобиле. 

Первой машиной, которую я занижал, были красные "жигули" в стиле Resto. Но потом я их продал, а ехать с чем-то на "Грабли" (ежегодный "стенс"-фестиваль под Минском. - Прим. ред.) было нужно. Тогда я "взял на постоянное пользование" тележку из гипермаркета, приехал к другу на СТО - и при помощи нехитрых манипуляций мы ее занизили. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Тележка на фестивале всем понравилась - но нужна была машина. Юра больше года искал "жигули" в хорошем состоянии: "чтобы как можно меньше колхоза, а лучше – вообще без него". И нашел - первосерийный ВАЗ-2101 1972 года выпуска - то есть второго года производства. Продавал его дедушка из Речицы.

Машина мне встала дорого - 1500 долларов, реальная цена для такого автомобиля. Кто-то скажет: "О, это космические деньги, я бы лучше иномарку купил!". Так я же никого не заставляю, покупайте иномарки. 

Пробег "копейки" - 92 000 км, сущий пустяк для автомобиля, справившего 43-й день рождения. В "жигулях" все было родное – не только двигатель (1,2 л), но даже круглое первосерийное зеркало. Заменить понадобилось фонари: комплект из 4 штук стоил 40 000 рублей. В салоне были советские матерчатые чехлы. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Когда мы их сняли, то просто офигели: там оказались девственно нетронутые сиденья - ни царапин, ни потертостей. Я был очень счастлив. За это и заплатил.

Последний раз дедушка выгонял машину из гаража 15 лет назад – так что даже хромированные колпаки успели пожелтеть. 

- Завелась "копейка", конечно, не с полтычка, пришлось немного продавить газ, подсосом поработать. Прогрелась, мы с другом мотор послушали – ничего страшного. 320 км до Минска доехали без сучка без задоринки.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Видел бы дедушка сейчас свои "жигули"! 

Да… Выдумывают ребята ерунду всякую, как говорят мои родители. Хотя они уже понимают, что к чему, все-таки это второй мой "лоу-райдер". Стресс был, когда я повез их в деревню - 70 км по трассе. Мама говорит: "Юра, мне надо таблетки от укачивания!". А потом привыкла, уже не замечает, что трясет. Так и я не замечаю!

Первой в ВАЗ-2101 изменилась крыша - теперь это ragtop, универсальный люк.

Тот, что у меня, - от Renault Twingo, установили в гараже за две ночи.

Потом машину стали занижать: меняли подвеску, ставили японские амортизаторы с укороченным штоком, укорачивали пружины – жесткие, от "Нивы". В общем, стандартный набор для "стенса" "жигулей". Рычаги оставили родные: зачем переплачивать? Оказалось, они просто неубиваемые: пережили столько приключений на дороге, но только поцарапались и немного погнулись. Зато "штаны" - это фактически расходник, менять приходится раз в месяц. Хорошо, что стоят 138 000 рублей. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

К слову, автомобиль занизить "как надо" с первого раза не получилось. 

Выезжаю на улицу: и что это такое, даже лежачих полицейских не цепляю. Нет, так не пойдет! Отправился на "Грабли", посмотрел: я, короче, вообще на джипе приехал. Стыдно было из машины выходить. Так что, когда вернул авто другу в гараж, занизили по максимуму. Сейчас расстояние от дороги до рычага передней подвески - 2 см. Ниже - только если кастомную подвеску делать. 

Как водится, "копейка" не только low, но и slow: по городу 50 км/ч, на трассе – 80 км/ч, 90 км/ч - во время обгона.

Действие второе. Откройте багажник!

Когда машину занизили, потребовались радикальные меры: обыкновенный "лоу-райдер" казался уже пройденным этапом. И тогда Юрий наткнулся в интернете на фотографию "стационарной" "копейки", в капот которой был вварен мангал. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- И меня осенило: вот что мне нужно! Кухню в машине! Я ведь повар, и готовка – значительная часть моей жизни. Гриль в багажнике делали велокастомайзеры, Park Road. Когда я рассказал им о своей идее, они были в шоке: "Ты реально это задумал?" - "Ну да". Через месяц позвонили: "Приезжай забирать". 

Теперь по бокам багажника установлены салазки, где закреплен гриль из нержавейки. Разложить его можно за несколько минут – что и продемонстрировал Юрий. Специальный короб защищает бензобак от высокой температуры и искр, а мангал – от паров бензина. Ради этого же на лючок бензобака крепится магнитная накладка, с эмблемой Low Kitchen. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Не знаю, работает ли она на практике - но в теории должна. Такой автомобиль на ходу - единственный в своем роде, на просторах СНГ точно. Та "копейка", что я видел в интернете, не считается, она не ездит.

"Лоу-райдер" с грилем в багажнике - это "рабочая лошадка" Юрия. Ездить на заниженном авто для него - своего рода кайф. 

Да, это сложно. Но "стенсом" нужно болеть. Я не могу объяснить людям, как я езжу, просто мне это нравится. 

За рулем низкой "копейки" Юрий уже ездил на "Фестиваль неправильных автомобилей" в Нижний Новгород - а это ни много ни мало 2600 км.

- Дорога, конечно… Несколько раз мы подлетали: отрывались от земли, днищем бились об асфальт, головами о потолок. Было страшно. Но добрались нормально, только на подъезде к Новгороду была ситуация. Вот уже знак "Новгород", мы радостные: "Все круто!". И тут я понимаю, что жму газ, а машина не едет, катится. "Ребята, у меня не едет машина!" - "Да у тебя масло вытекает". И вправду, за "копейкой" шлейф. Как, что, неужели поддон пробили? Вы же знаете, это самое страшное – до свиданья, короче. Варить или ставить новый - все равно попадаешь на деньги и время. Дотолкали до двора. Я думаю: "Чего бензином воняет?" Да не масло это! Подняли капот: шланжик от бензонасоса оторвался, бензин вытекает. Мы шланг обратно, прогазовали - брум-брум - и поехали. И все, ровненько. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Техосмотр Юрий проходил на стоковом автомобиле. Проблемы были только с люком - "но все мы взрослые люди, понимаем, что это решается". Интересуюсь реакцией гаишников на "лоу-райдер" с грилем.

Останавливают без особого интереса. "А че такая низкая?" - "Ну, так типа круто". - "Ясно, счастливого пути!" Никаких расспросов. В России иначе: остановил, попросил открыть багажник, смотрит туда - и не понимает: "А что это?" - "Гриль". - "Как гриль?" - "Достаете и жарите, что хотите". В затылке почесал: "Ладно, ничего запрещенного не везете? Вот и хорошо, счастливого пути". 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Юра рассказывает, что водители на дороге на "копейку" реагируют хорошо в 90% случаев:

Машина "улыбает", заставляет поднимать палец вверх, махать, сигналить и спрашивать: "Че такая низкая?". Да, есть те, кто говорит: "Что ты уродуешь автомобиль", - с такими я стараюсь даже не разговаривать. Словами это не объяснишь, да я и не считаю нужным. 

- Хотела задать вопрос о лежачих полицейских…

- Нет, не задавайте этот вопрос вообще никому! 

Действие третье. Когда рабочие начнут покупать фалафели в фуд-траках

У Юрия есть цель - "с этой машиной делать больше нечего" - ездить по фестивалям и продвигать уличную еду в массы. А лучше - обзавестись стильным низким фуд-траком: грузовиком с полноценной кухней, где готовят и продают еду. Вот только в Минске и фуд-траки, и "копейки" с грилем вне закона: 

- Это все очень печально. Для того чтобы готовить в автомобиле, необходимо как минимум разрешение санстанции: а кто его даст? Без него готовить страшно: за несоблюдение санитарных норм выписывают космические штрафы – очень неприятные миллионы для владельцев заведений. Так что фургон в Минске может рассчитывать разве что на стационарное место в парке, чтобы жарить слойки и всю эту ерунду. Ты стоишь в парке, жаришь слойки… Блин, ну что это такое? 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Как думаешь, сколько лет должно пройти, чтобы в Минске рабочий средних лет подошел к фуд-траку и взял фалафель перекусить?

- Лет десять? Честно, я не знаю, кто у нас в стране хочет продвигать уличную еду, узаконивать ее. Да не готовы мы в принципе! Те люди, у которых есть деньги, не хотят с этим связываться: они живут в зоне комфорта, ходят в рестораны или заказывают кейтеринг. И не парятся. Зачем им уличная еда? 

Юрий говорит, что ужинать в рестораны не ходит - хоть в одном из них и работает:

Стараюсь готовить сам или заглядывать в проверенные места, о которых знаю, как и что делается. У нас ведь тоже проблемы с соблюдением саннорм. Люди все злые, поварам платят маленькую зарплату, и оттого они не стараются, готовят абы-как. Если что, как повар, я могу приготовить себе почти все, что есть в минских ресторанах, – если шеф не придумал что-то космическое вроде лягушачьих лапок, панированных в соловьиных язычках. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как и большинство минчан, Юрий считает, что в столичных ресторанах дорого, особенно если ориентироваться на среднюю зарплату белоруса. 

- Наценка в 300-400%, не меньше. За 200% мало кто работает, только какие-то второсортные кафешки и рюмочные. В минских кафе и ресторанах наценка может быть и 500-600%. Потому что деньги, которые платят гости, уходят на аренду, зарплаты, спецодежду, посуду кухонную и зальную, салфетки, чтобы клиенты вытирали ротик… При этом в Беларуси нет культуры еды как таковой: люди приходят, набивают брюхо, пьют и уходят. Купил водки, селедки, и все. В Европе завтраки, обеды и ужины более цивилизованные: отдых, беседы, вино. 

Работа в ресторане для Юрия - способ заработать денег для продвижения своей идеи, полноценной уличной еды в автомобиле: от хот-догов до сэндвичей. Главное, чтобы было вкусно. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Наверное, уличная еда в Минске - это не слишком прибыльная сфера. Хотя… Например, в Москве международный ресторанный холдинг Ginza Project, у которого около сотни топовых заведений в Москве, сделал свою сеть фуд-траков. Их закупают в Америке: здоровые, как дом на колесах. И это очень прибыльно. Недавно в Москве был фестиваль фуд-траков - 10 машин и 5000 человек. Никто не остался без денег, и никто не остался голодным. Смели все. Люди ели, причем по нормальному ценнику: хот-дог стоил, как горячее блюдо в ресторане.

И тем не менее, пока в Минске уличная еда появляется разве что на время молодежных фестивалей.

Да и никому нет дела. Надо бить в тысячи дверей чиновников, чтобы добиться разрешения готовить в автомобиле. Не знаю, кто за это возьмется, да и не уверен, что я за это возьмусь: спокойнее будет уехать в ту страну, где люди понимают, что такое уличное еда и готовы платить за нее. Зато это будет проект из Беларуси. Почему бы и нет?

Тем временем мы доедаем приготовленные на гриле хот-доги – правда, вкусно. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Картина дня

наверх