- прикладывать к ключу чрезмерное усилие;
- метиз оказался бракованным (например, наличие внутренней микротрещины);
- затяжка была больше допустимого значения;
- в процессе эксплуатации произошло закисание (окисление) резьбового соединения.
Ситуация еще больше усугубляется тем, что деталь может быть большой и дорогостоящей (в нашем случае – поддон картера из алюминиевого сплава), а узел, где застрял обломок метиза, ответственный и заменить его нечем.
Это дело усложняется, если сломанный болт или шпилька остались в отверстии детали, выполненной из алюминиевого или магниевого сплава, который намного мягче стального метиза. Поэтому извлекать обломок следует очень аккуратно и осторожно, чтобы не повредить резьбу в отверстии детали.
Предварительные действия
Для того чтобы повысить вероятность успешного извлечения сломанных метизов из резьбовых отверстий совсем не лишними будут следующие операции:
- постучать по обломку с помощью специального подпружиненного кернера или обычного, легко ударив по нему несколько раз молотком. Это позволит ослабить посадку сломанного метиза;
- прогреть деталь в районе отверстия с обломком с помощью газовой горелки для частичного снятия внутренних напряжений, но при этом не переусердствовать, чтобы не расплавить алюминий;
- впрыснуть или залить в отверстие немного проникающей смазывающей жидкости типа W-40, в т. ч. для растворения загрязнений и удаления ржавчины.
Такие мероприятия в комплексе существенно облегчат процедуру извлечения из отверстия остатков болта или шпильки.
Процесс извлечения обломка
Для извлечения такого обломка впрыскиваем в отверстие проникающую смазывающую жидкость, подбираем подходящую по резьбе направляющую втулку.
Вворачиваем ее в отверстие до упора в болт или шпильку и затягиваем контргайкой. С помощью дрели и твердого сверла с консистентной смазкой на конце сверлим в обломке небольшое углубление под экстрактор.
Вывернув кондуктор, убеждаемся, что сверления точно по центру, а его глубина достаточная.
Если же это не так, можно продолжить сверление, не боясь повредить резьбу в отверстии, т. к. у нас уже есть направляющее углубление. Сверление не должно быть сквозным, чтобы не повредить алюминиевую деталь.
Далее берем подходящий по диаметру винтовой экстрактор и вбиваем его в отверстие.
Затем, придерживая инструмент пальцем, осторожно выворачиваем его, следя за тем, чтобы экстрактор плотно сидел в обломке.
Вворачиваем в отверстие болт и убеждаемся, что резьба в ней цела. Можно смазать резьбу медной смазкой или чем-то подобным, чтобы болт или шпилька в следующий раз не оказались зажатыми в резьбе отверстия.
Свежие комментарии