Двухэтажные автобусы кажутся отличной идеей, ведь они могут перевозить больше людей, чем обычные. В Советском Союзе, вдохновленные примером Великобритании, где такие автобусы давно популярны, тоже решили их использовать. Однако в СССР двухэтажные автобусы не прижились. Почему это произошло?
Источник: wikimedia. org
Переполненный транспорт: нужны изменения
В советское время общественный транспорт работал не очень хорошо. Автобусы ходили редко, и в часы пик попасть в них было очень трудно. Люди теснились, держась за поручни и друг за друга. Казалось, что двухэтажные автобусы могли бы помочь, но на деле всё оказалось не так просто.
Лондонские двухэтажные автобусы — удачный пример
Британия славится своими красными двухэтажными автобусами, которые стали образцом удобного транспорта. Первый такой автобус появился в 1829 году и ездил на лошадях. Второй этаж был открыт и служил "эконом-классом" для тех, кто хотел сэкономить.
В 1950-х годах появился знаменитый Routemaster — двухэтажный автобус с открытой платформой для входа. Он был удобным, манёвренным и хорошо продуманным. Такие автобусы стали символом Лондона. Советский Союз, вдохновившись успехом Великобритании, решил создать свои двухэтажные автобусы.
Первая попытка: двухэтажные троллейбусы
В 1937 году из Англии в Советский Союз привезли два троллейбуса «English Electric». Они произвели большое впечатление, и Ярославский завод создал свою модель — ЯТБ-3. Было выпущено 10 таких троллейбусов, и они начали курсировать по Москве.
Сначала троллейбусы стали городской достопримечательностью. Люди с удовольствием ездили на втором этаже и любовались видами города. Однако со временем восторг прошёл, и пришло разочарование.
Проблемы двухэтажных троллейбусов
Во-первых, конструкция была непрактичной. Для их работы нужны были специальные маршруты с высокими проводами, что накладывало дополнительные расходы и усложняло эксплуатацию. Зимой тяжелые троллейбусы часто заносило на поворотах.
Во-вторых, пассажирам было неудобно. На втором этаже были низкие потолки, из-за чего высокие люди чувствовали себя некомфортно. Лестницы были крутыми и узкими, что затрудняло подъём. Те, кто всё же поднимался, часто не успевали спуститься на нужной остановке.
К 1953 году из 10 троллейбусов на маршрутах осталось всего несколько. Проект признали неудачным, и троллейбусы отправили на металлолом.
Вторая попытка
В 1960-х годах Советский Союз снова попытался ввести двухэтажный транспорт. Из Восточной Германии привезли автобусы, которые, по некоторым данным, Никите Хрущёву подарил их премьер-министр.
Новые автобусы не оправдали ожиданий. Зимой их заносило на поворотах, что делало поездки небезопасными. Пассажиры второго этажа жаловались на плохую вентиляцию, тесноту и неудобство. Многие вообще не хотели подниматься наверх и оставались внизу, даже если там было тесно.
Кроме того, из-за плохого состояния дорог и узких улиц двухэтажные автобусы не могли хорошо маневрировать.
Источник: wikimedia.org
Почему идея провалилась?
Основной причиной провала стала неподходящая конструкция для условий эксплуатации. В Лондоне двухэтажные автобусы ездили по широким улицам с хорошим покрытием, тогда как в СССР дороги часто были узкими и разбитыми. Зимой снег и лед делали управление такими большими автобусами опасным.
Ещё одна причина — привычки пассажиров. Советские люди привыкли быстро выходить из транспорта, и необходимость спускаться с верхнего этажа вызывала у них раздражение. Никто не хотел рисковать, чтобы не пропустить свою остановку.
В итоге, в 1964 году последний двухэтажный автобус перестал работать и был отправлен на утилизацию.
Выводы: почему двухэтажный транспорт не стал популярным
Главный урок этой истории — даже хорошие идеи нужно адаптировать к местным условиям. Пример Лондона вдохновил многих, но без учёта инфраструктуры и потребностей людей просто скопировать чужой успех невозможно.
Советский Союз был страной с большими амбициями, но часто сталкивался с реальностью. Хотя попытка не удалась, двухэтажные автобусы всё же нашли применение на экскурсиях. Там их недостатки не были так важны: пассажиры могли спокойно любоваться видами, а медленная скорость придавала поездке уют.
Сегодня история двухэтажного транспорта в СССР напоминает нам о том, что технологии должны подстраиваться под нужды людей. Только так они могут стать по-настоящему успешными.
Свежие комментарии