Поэтому сейчас, когда речь идет об организации общественного транспорта четверть века назад, обычно вспоминают только «гонки на маршрутках», которые часто заканчивались громкими трагедиями. Возможно, именно тогда само слово «маршрутка» приобрело у россиян резко отрицательный оттенок, и со временем перевозчики стали выбирать более крупную технику - автобусы среднего и большого классов. В результате на городских и пригородных маршрутах практически перестали встречаться маленькие «бусинки» ... Может, и так?
На самом деле, нет. Техника перевозки пассажиров может и должна быть разной. В том числе компактный. Ведь нет никакого экономического смысла ездить на машине большого класса по узким улочкам и с неполной загрузкой! Особенно, когда перевозчики сталкиваются со всеми прелестями «дистанции»: необходимо выдерживать оговоренные договорами интервалы движения, а пассажиров намного меньше - многие сейчас работают и учатся из дома. А окупаемость зависит от загруженности, то есть прибыли. И маршрутки снова стали актуальными.
Здесь следует сделать важное отступление. Есть рецепт, как построить просторный комфортабельный микроавтобус. И он пришел из мира «больших автобусов». Это каркасно-панельная технология, когда кузовные панели навешиваются на каркас из металлических профилей - обычно они изготавливаются из оцинкованной стали или различных пластиков. В результате получился экономичный и маневренный автобус малой вместимости, удобный для пассажиров. У него хорошая обзорность, просторный салон, удобный вход и дальше по списку.
Однако сделать микроавтобус низкопольным вполне возможно - достаточно занизить центральную часть кузова, чтобы организовать просторное место для хранения вещей в середине салона. В нем легко разместятся человек в инвалидной коляске, мамочка с коляской, а также смогут кататься стоящие пассажиры. Причем это будет не специализированный социальный транспорт для перевозки маломобильных людей, а обычный городской автобус - хотя обычно и устанавливается пандус для инвалидов-колясочников.
В Европе такой техникой никого не удивишь. Ассортимент Mercedes-Benz включает модель Sprinter City 35, турецкий Karsan производит автобусы Jest , а французский Vehixel предлагает развитие M City. Но цена маленьких «низкопольных» составляет от 70 до 100 тысяч евро, что по текущему курсу составляет 6,4-9,1 миллиона рублей. В России за такую сумму можно купить автобус средней и большой вместимости!
Вот как это работает. Конструкция основана на специально разработанной раме с пониженной центральной частью. Но оригинальная архитектура - это только полдела. Сзади появилась регулируемая пневмоподвеска. Это не только уменьшило крен, повысило плавность хода и улучшило управляемость. Благодаря ей «ГАЗель Сити» научилась «сидеть на корточках» на остановках - с края бордюра инвалид-коляска сможет зайти на центральную площадку, не дожидаясь, пока водитель развернет пандус.
О водителях тоже подумали. Уроки девяностых, когда маршрутным автобусам не хватало ни мощности двигателя, ни производительности тормозов инженерами марки ГАЗ давно выучены. Под капотом такой «Газели» скрывается турбодизель отдачей 150 лошадиных сил, а на обеих осях установлены дисковые тормозные механизмы. И, конечно, не обошлось без электронных ассистентов — в базовую версию включены антиблокировочная и противозаносная системы. Приятный бонус — круиз-контроль, если «бусу» придётся работать на межгороде.
Другой выученный урок касается дверей. В широком проёме (110 см) установлена современная двухстворчатая дверь, которая при открывании «выносится» наружу. Такое решение гарантирует удобство и быстроту входа-выхода пассажиров. Вопрос надёжности проработан особенно тщательно: в приводе створок установлен простой, но крепкий электрический привод. Как доказали испытания, он справляется со своими обязанностями даже при экстремальных температурах и в условиях слякоти.
И здесь самое время, чтобы обсудить разницу между нынешними бизнесменами и теми, что занимались перевозками раньше. Сейчас техника не покупается «на убой», чтобы отработать 2–3 года, а затем отправиться на металлолом. Покупателю интересен максимально долгий срок службы. Поэтому ГАЗ усиленно работал над антикоррозийной стойкостью кузова. Стальные трубы силового каркаса проходят процедуру катафорезного грунтования снаружи и изнутри, а облицовка выполнена из алюминия и стеклопластика. Ржаветь «ГАЗель City» не будет.
Но зарабатывать деньги просто необходимо. Несмотря на компактные размеры (длина автобуса 6,6 метра), автомобиль рассчитан на перевозку 22 человек, 17 из которых могут ехать сидя. Понятно, что ни одна маршрутка «старой формации» не могла похвастаться такой вместимостью! Мы особенно гордимся пассажирскими сиденьями. У них антивандальное основание, но съемная подушка и спинка. Это означает, что владелец машины сможет быстро заменить изношенные или поврежденные компоненты по отдельности.
Кф.
Людям особенно нравится удобный низкий подъезд и широкая кладовая - чего раньше никогда не видели в маленьких автобусах. Об этом говорит заместитель директора ставропольской компании СПАТП №1 Наталья Григорян: «Очень удобно, что пожилым людям, пассажирам с чемоданами или мамам с колясками не нужно подниматься по лестнице. Благодаря этому мы также получаем очень хорошие отзывы от пассажиров. Автомобиль тоже эстетичен. "
Между тем, постановление правительства об утверждении госпрограммы «Доступная среда» поставило понятную задачу: к 2025 году доля автобусного парка, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, должна достичь 23,8%. А это значит, что «низкопольников» на улицах городов будет становиться всё больше и больше. И «ГАЗель City» оказалась единственным низкопольным автобусом малого класса на российском рынке (хотя отсутствие конкурентов не стало поводом, чтобы завышать цену).
Так что маршрутки отнюдь не абсолютное зло, как многие считают. «Маленькие автобусы могут быть частью системы общественного транспорта. Кроме того, в некоторых случаях они могут быть эффективнее большого автобуса! Например, маршрутки могут быть допущены в районы с низким пассажиропотоком. И здесь важно, чтобы они - маршрутки - были интегрированы в общегородскую транспортную систему, - говорит в своем видео городской блогер Илья Варламов. И с этим нельзя не согласиться.
Свежие комментарии