Звонкие металлические стуки в двигателе, сопровождаемые повышенной дымностью выхлопа, могут свидетельствовать о возникновении детонации.
Процесс детонации часто путают с калильным зажиганием. На самом деле эти два явления не имеют ничего общего. Первое представляет собой взрыв смеси, при котором ее горение происходит в сотни раз быстрее, чем в обычном режиме.
Детонация сопровождается появлением ударных волн, противодействующих движению поршня вверх, вследствие чего снижается мощность и резко увеличивается расход топлива. Кроме того, динамические нагрузки на поршень и кольца могут постепенно вывести их из строя или стать причиной сокращения общего срока службы. Перегрев двигателя — тоже неизменный спутник детонации. Большое количество тепла, уходившего ранее с выхлопными газами, теперь передается стенкам цилиндров.Наиболее подвержены возникновению детонации двигатели, работающие на низкооктановом топливе. Чем выше октановое число, тем медленнее происходит процесс горения и соответственно меньше вероятность взрыва. Кстати, тетраэтилсвинец (или просто этил), окончательно ставший аутсайдером с внедрением автомобильных катализаторов выхлопной системы, снижал вероятность появления детонации. Возможны и другие причины: неправильно установленный угол опережения зажигания, большой нагар в камере сгорания, чересчур обедненная рабочая смесь. Если детонационные процессы возникнут в дальней дороге, бороться с ними будет сложнее.
Водители, имеющие большой опыт автомобильных путешествий, никогда не заправляют бак полностью на незнакомых АЗС. Это позволяет разбавить бензин на другой колонке при возникновении сомнений в его качестве.
Если детонация все же возникла, можно попробовать воспользоваться октан-корректором или просто установить более позднее зажигание. При движении с невысокой скоростью попробуйте перейти на пониженную передачу. В этом случае возрастет частота вращения коленчатого вала, а значит, улучшится процесс распыления топлива в цилиндрах.На дизелях, напротив, детонация возникает вследствие чрезмерной задержки воспламенения. Причиной этого может быть неправильная синхронизация инжектора, нарушение подачи топлива пусковым устройством или неподходящая марка дизельного топлива.
Другой, не менее опасный вид неправильного воспламенения рабочей смеси — калильное зажигание. Его симптомы трудно не заметить: после выключения зажигания двигатель продолжает работать на малых оборотах, причем обычно неустойчиво. Самовоспламенение смеси происходит до образования искры, как правило, от раскаленного электрода свечи или частиц нагара. Такой процесс часто возникает при большой нагрузке и при длительной работе на высоких оборотах. «Лекарство», как и в случае детонации, — хороший бензин и правильно подобранные свечи зажигания.
Отдельно хочется упомянуть о специальных моторных присадках. Как правило, это вещества, способствующие качественному распылению и более полному сгоранию топлива. Устранение детонации — скорее приятный побочный эффект, получаемый при использовании подобной автохимии. Фактически все присадки искусственно повышают октановое число на 2—5 единиц. Владельцам машин, оснащенных катализаторами выхлопа, стоит уточнить, насколько безопасны присадки для этого дорогостоящего устройства.
Свежие комментарии