На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Заправить 92-м вместо 95-го. Стоит ли игра свеч, а экономия - риска повредить двигатель?

Каким бензином из предлагаемых на АЗС заправить машину? Задав этот вопрос официальному представителю любой автомобильной марки, владелец, скорее всего, услышит в ответ: заливайте в бак то, что рекомендовано руководством по эксплуатации, - и будет вам счастье.

Между тем еще полтора десятка лет назад на такой же вопрос многие белорусские дилеры отвечали иначе, предлагая владельцам машин с двигателями, рассчитанными на использование бензина с октановым числом не ниже 95, заливать бензин АИ-92.

Сегодня такой шаг, предпринятый владельцем нового автомобиля самостоятельно, может стоить гарантии, однако в те времена дилеры не относили подобные заправки к эксплуатационным нарушениям, влекущим потерю гарантийных обязательств. 

Вряд ли есть смысл вдаваться в подробности, с чем это было связано. Важен факт - советами дилеров и независимых специалистов заправлять машины нерегламентированным бензином АИ-92 владельцы пользовались и с последствиями нарушения одного из основополагающих требований заводских инструкций по эксплуатации не сталкивались.

С чем владельцы сталкивались - с выгодой от использования АИ-92 вместо АИ-95. Есть она и сегодня, однако главное заключается все-таки не в ней, а в том, что октановая потребность на самом деле является основополагающей для надежности силового агрегата. Отсюда вопрос - может ли экономия на цене топлива повредить двигатель?

По умолчанию считается, что производители, устанавливая требования к ОЧ бензина, который обязан применяться, исходят из необходимости, что горючая смесь во всех режимах работы мотора должна нормально воспламеняться от искры зажигания и сгорать в цилиндрах без детонации.

Октановое число, которое владельцы видят в маркировке товарных сортов бензина, и есть та самая характеристика, которая указывает на способность топлива сопротивляться возникновению детонации и нормально сгорать. Иными словами, если двигателю придется работать на бензине с ОЧ ниже оговоренного в инструкции по эксплуатации, детонационное сгорание, напоминающее взрыв, при котором недопустимо резко повышается давление и температура в цилиндрах, становится возможным.

Последствия детонации - прогорание прокладки головки цилиндров и клапанов с седлами, оплавление кромок днища поршня, разрушение поршневых колец и межкольцевых перемычек на поршне - слишком значимы, чтобы ими пренебречь.

Однако насколько серьезной является разница по ОЧ в три единицы, отличающая бензин АИ-92 от АИ-95? Прежде всего стоит отметить, что цифры, которые видят пользователи в маркировках рассматриваемых бензинов, являются результатом определения октанового числа с помощью исследовательского метода. Существует еще один метод - моторный, а по нему разница между АИ-92 и АИ-95 составляет не три, а лишь две единицы. 

Далее необходимо обратить внимание на то, что риск возникновения детонации зависит от опережения зажигания. Вовсе не случайно в былые времена механическое устройство, позволявшее при признаках детонации остановить автомобиль и вручную изменить угол опережения зажигания, так и называлось - октан-корректор, хотя октановое число заправленного бензина оно, естественно, регулировать не могло.

Используются "октан-корректоры" и поныне, но в электронном виде. Взрывная волна, сопровождающая детонационное сгорание, вызывает вибрации, которые фиксируются датчиком детонации, размещенным на блоке цилиндров мотора. Сигнал от датчика детонации поступает в блок управления двигателем, который изменяет угол опережения зажигания таким образом, чтобы детонацию незамедлительно прекратить. Вопрос состоит лишь в том, хватит ли диапазона изменения угла опережения зажигания с помощью электроники, чтобы избежать детонации во всех режимах, в которых двигателю придется работать?

Практика показывает, что при использовании "девяносто второго" в автомобилях, где заводской инструкцией это не предусмотрено, электронике удается брать верх над детонацией в большинстве случаев рядовой эксплуатации. Исключение - экстремальные нагрузочные и температурные режимы.

Такие условия работы силового агрегата обыкновенными назвать трудно. Требуется нетипичный в наших широтах зной и работа мотора на грани перегрева. Или автомобиль должен съехать с асфальта на проселок, по которому придется тащиться на низкой скорости... Вот тогда у водителя старой закалки, услышавшего, как детонация испытывает на прочность детали двигателя, появится шанс с видом знатока заявить окружающим: "Пальчики стучат".

Самыми же безопасными являются поездки в условиях низких температур окружающей среды и режимы, в которых мотор работает во время движения по трассе. Примечательно, что одним из подтверждений тому - отличие в разнице ОЧ между АИ-92 от АИ-95, получаемое в зависимости от того, каким методом оно определяется. По условиям проведения испытаний исследовательский метод ближе к реалиям городского движения, моторный - к трассовой езде. Выходит, что АИ-92 по стойкости к детонации в трассовых режимах ближе к АИ-95, чем при городской езде.

В большинстве стран СНГ официально утверждены оба метода. В России исследовательский подчиняется ГОСТ 8226-82 и ГОСТ Р 32339-2013, моторный - ГОСТ 511-82 и ГОСТ Р 32340-2013. В Японии применяется только исследовательский метод. В Америке вместо октанового числа для оценки детонационной стойкости бензинов принят октановый индекс, представляющий собой среднее арифметическое ОЧ, которые получены моторным и исследовательским методами.

Коррекция угла опережения зажигания, осуществляемая блоком управления двигателем во избежание детонации, не может не сказаться на мощности и расходе топлива. Поскольку на 92-м бензине детонация начинается раньше, ЭБУ по сигналу датчика детонации уменьшает угол опережения зажигания. Позднее зажигание ведет к тому, что большая толика смеси, чем предусмотрено для являющегося штатным бензина АИ-95, будет без пользы сгорать в ходе такта расширения. Это потери, которые отражаются на уменьшении мощности и увеличении расхода топлива.

 

Производители наверняка знают величину потерь, но результаты заводских испытаний засекречены от общественности. Однако благодаря пытливым журналистам из автомобильных изданий, проводивших тесты, при которых один и тот же автомобиль последовательно заправляли бензином марок АИ-92 и АИ-95, после чего сравнивали динамические и экономические характеристики, об этом можно получить представление.

Если довериться результатам тестов, то при использовании бензина с уменьшенным на 3 единицы октановым числом мощность снижается не более чем на 5%, настолько же в среднем возрастает расход топлива. Максимальная скорость при этом уменьшится в худшем случае на 3-4%, а время на разгон с места до 100 км/ч увеличится на 5-6%. Каждый ли сидящий за рулем человек способен ощутить такие изменения - вопрос.

При прочих равных условиях вероятность возникновения детонации зависит от степени сжатия. Чем выше степень сжатия, тем больше рабочих режимов, в которых возможно возникновение детонации. К группе риска специалисты относят форсированные бензиновые моторы со степенью сжатия свыше 10-11 единиц. Как правило, такие двигатели ставятся на автомобили, предполагающие активное вождение, а для него в свою очередь характерны пиковые нагрузки. Активным водителям подобных моделей, как, впрочем, и другим охочим выигрывать старты со светофора, следует трижды подумать, стоит ли играть с огнем ради экономии от использования "девяносто второго".

Да и велика ли эта экономия? При ценах, существовавших на момент подготовки статьи, разница в стоимости одного литра АИ-92 и АИ-95 составляла 11 копеек. Это лишь 7,1% цены "девяносто пятого", поэтому ждать существенной выгоды не приходится.

Возьмем для примера автомобиль, который потребляет в среднем 8 л/100 км. Если пренебречь процентами, на которые теоретически должно увеличиться потребление топлива, то, проехав 100 км на "девяносто втором", можно рассчитывать на экономию 0,88 рубля. Если за год машина проезжает 15 тыс. км, в кошельке ее хозяина останется 132 рубля.

Получается в районе 60 у.е. в течение года, или около 5 у.е. в месяц. Этого хватит, чтобы пару раз заглянуть на мойку, причем простейшую - облить пеной и смыть. Так стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос зависит от двух обстоятельств. Во-первых, расход бензина и ежегодный пробег в конкретно взятой машине могут заметно отличаться в большую сторону от взятых выше для расчета, что увеличит экономический эффект. Во-вторых, значение имеют финансовые ресурсы, которыми располагает владелец, - позволяют ли они не обращать внимания на возможность сэкономить?

Хорошо, если производитель оказался щедр на количество разрешенных для использования сортов бензина. В остальных случаях владельцу придется заправлять автомобиль топливом с ОЧ ниже рекомендованного на свой страх и риск, что требует держать в памяти, чем детонация угрожает двигателю, а при движении избегать ситуаций, которые благоприятны для ее возникновения. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх