По одной версии название Лада произошло от ладьи с эмблемы вазовских машин. По другой — от славянского имени Лада. Придумали его для экспорта, потому что слово «Жигули» было неблагозвучным и труднопроизносимым для иностранцев.
«Я» по-итальянски
Автозавод в Тольятти строили совместно с итальянцами, и эмблемы первых автомобилей делали в Италии.
Под ладьей размещалось название города, в котором вместо буквы «я» итальянцы поставили латинскую «r». Правда, ошибку быстро исправили — раритетных эмблем было всего 30.Не так звучит
Lada давно импортируется в Финляндию. Когда в 2004 году появилась Калина (ВАЗ-1117, ВАЗ-1118 и ВАЗ-1119), финны заинтересовались новинкой, но попросили придумать другое название, так как kalina переводится с финского как «грохот». В итоге решили ограничиться индексом модели.
Если бы не попытки АВТОВАЗа импортировать «Калины» в Финляндию, мы бы так и не знали, как будет «грохот» по-фински
Пустынный монстр
Только дверные ручки, оптические элементы, лобовое стекло, очертания кузова и, конечно, эмблемы роднили гоночный прототип Lada Samara T3, построенный в 1989 году для ралли «Париж-Дакар», с обычной восьмеркой. Полноприводная трансмиссия и коробка передач у прототипа были от Porsche 959, победившего на «Дакаре» в 1986 году. Шестицилиндровый оппозитник объемом 3,6 литра от Porsche 911 Carrera развивал до 400 л.с. и потреблял дикое количество бензина. Поэтому на автомобиле было пять топливных баков суммарной емкостью 390 литров.
Первые опыты
Чемпион «Формулы-1» финн Кими Райкконен рассказывал, что первым его автомобилем была Lada, доставшаяся ему бесплатно от друга семьи: «Хороший был автомобиль, никогда не ломался... Разве что мы с отцом поменяли двигатель. И тормозила плоховато, хотя для первой машины это не критично. Я долго ездил на автомобиле, а потом продал другу». Кими не уточнил, о какой модели идет речь, но фанаты уверены, что о ВАЗ-2108.
На «восьмерке» начинал гоночную карьеру колумбиец Хуан-Пабло Монтойя. Он выступал в Колумбийском кубке по ралли на Lada Samara 2108 VFTS, собранной Вильнюсской фабрикой транспортных средств под руководством знаменитого советского автогонщика Стасиса Брундзы. Позже на этой базе была создана 300-сильная Lada Eva.
Раллийная «восьмерка» из Прибалтики пользовалась уважением среди автоспортсменов всего мира.
На ниве перестройки
В 1987 году знаменитый немецкий дизайнер Луиджи Колани представил концептуальный проект на базе Нивы, который назывался… Lada Gorbi. Напомним, Горби — западное прозвище Михаила Горбачева, первого и последнего президента СССР, объявившего 23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС о начале перестройки.
Концепт был интересен не только футуристичным дизайном, но и 200-сильным двигателем, а также полноприводным и полноуправляемым шасси (у Gorbi поворачивались все колеса, обеспечивая отличную маневренность). Но дальше концепта дело не пошло.
Концепт Lada Gorbi промышленного дизайнера Луиджи Колани. Космос! Особенно для 1987 года
Принц на Ниве
«Черным принцем» назвали оригинальный пикап, сделанный из Нивы фирмой «Мега-Лада» в 1994 году. На Московском автосалоне 1995 года проект стал одним из главных шоу-стопперов, но в серию так и не пошел. Интересно, что автомобиль сохранился до сих пор и рекламирует один из тольяттинских ресторанов.
На Московском автосалоне 1995 года авторы «Черного принца» получили немало заказов, но высокопоставленный автомобиль остался в гордом одиночестве
Жигули от розетки
Еще в конце 1970-х ВАЗ создал опытную партию электромобилей на базе 2102, которые должны были использоваться на Олимпиаде-80. Но из-за малого запаса хода (до 130 км), длительной зарядки и дороговизны машин проект закрыли. Хотя несколько электромобилей еще в начале 80-х служили на 34-м Московском автокомбинате и в одном из бюро по ремонту бытовой техники на Украине.
Нива на высоте
В 1999 году Нива поднялась на высоту 5726 метров над уровнем моря на Тибетском плато. В том же году и годом позже снегоболотоход «Марш» на базе Нивы дважды покорил Северный полюс.
Альпинистская «Нива» с командой покорителей вершин в Тибете в 1999 году.
Премиум в массы
Есть версия, что самые дорогие и престижные Жигули получили массивную решетку радиатора и прямоугольные блок-фары, скопированные с флагмана крупнейшего немецкого концерна — автомобиля Mercedes-Benz S-класса (W116). Посмотрите на фото — сходство весьма отдаленное. На мой взгляд, это выдумка. Правда, на моей первой машине — тоже «семерке» — стояли зеркала от W116 и пластиковые колпаки с трехлучевыми звездами. Видимо, Мерседес был тогда главным объектом для подражания у любителей тюнинга.
Ручки в боки
У Porsche 924 и ВАЗ-2108 — одинаковые дверные ручки. И это не совпадение — они действительно одинаковые. Дело в том, что фирма Porsche помогала в проекте «Гамма» по доработке переднеприводного автомобиля, получившего индекс 2108. Автомобиль получил ряд конструктивных решений «от Porsche», в частности, ручки, как у модели 924.
Кстати, эти самые ручки нарисовал Анатолий Лапин — в те годы главный дизайнер Porsche. Он родился в Латвии, мать была русской, а отец — немцем.
ВАЗ-2108 и Porsche 924 «лицом к лицу». Внимание на дверные ручки. Они — одинаковые!
Свежие комментарии