На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 566 подписчиков

Свежие комментарии

Ikarus 55 Lux "Сигара". Восставший красавчик

Первая запись в БЖ "Сигары" будет посвящена непростой судьбе этой уникальной машины.
Знаете, на ум приходят аналогии с человеческой судьбой, в которой белая полоса сменяется чёрной, чёрная — снова белой и так далее. У техники, наверное, так же. Сейчас, когда на место чёрной полосы судьбы "Сигары" длиною в 8 лет приходит белая, настала пора рассказать, какие подарки и козни уготовили автомобильные боги этой машине.

Выпущенный в 1972 году, этот Ikarus 55 модификации Lux поступил в Ленинград, в автобусный парк №1. Машина работала в междугородней колонне, которая обслуживала такие направления, как Ленинград-Новгород Великий, Ленинград-Псков, Ленинград-Петрозаводск, Ленинград-Таллин и другие.

Вот так мог выглядеть этот автобус, едва выехав за ворота завода в Будапеште:

Ikarus 55 Lux, едва сошедший с конвейера. Фото начала 1960-х годов.

По воспоминаниям ленинградцев, "сигары" или "комоды", как тогда называли 55-е, были на порядок комфортабельнее других междугородних автобусов (достаточно упомянуть холодильник и буфет, входившие в стандартную комплектацию). Однако недостаточно мощный и крайне громкий дизель Csepel D614 не позволял машине развить крейсерскую скорость свыше 80-90 км/ч, что для магистрального лайнера явно недостаточно. Возможно, поэтому век Люксов был недолгим: к концу семидесятых машин на линии практически не осталось.

Ikarus 55 Lux в Ленинграде в 1965 году. За лобовым стеклом табличка По городу — возможно, это экскурсионный автобус.

Голубая Ракета междугородней колонны первого автобусного парка на Московском проспекте в Ленинграде. Парочка оглядывается, услышав рёв двигателя.

К сожалению, архивных фотографий 55-х в Ленинграде обнаружить больше пока не удалось, но наша "Сигара" в молодости выглядела примерно так:

Ikarus 55 Lux последних лет выпуска в красно-белой окраске в Ростовской области.

После списания "Сигару" отвезли на охотниче-рыболовную базу, относившуюся к первому автобусному парку, в Выборгский район Ленобласти. Там, прямо на берегу Финского залива, автобус нашёл своё первое успокоение. Летом в нём жили постояльцы базы, зимой хранились дрова. Там бы он и почил в бозе, если бы в начале двухтысячных машину не решили оживить. Кто и почему принял такое решение — мы не знаем, но кузов вытащили на дорогу и на жёсткой сцепке привезли в родной дом — первый автобусный. На носу была круглая дата — 80 лет со дня открытия автобусного движения в Ленинграде — и машину было решено восстановить к этому сроку.

Судя по всему, работа велась в сжатые сроки силами и на оборудовании парка. Родной двигатель Csepel был некомплектным, его демонтировали и поставили на его место отечественный дизель ММЗ. (К сожалению, найти следы венгерского двигателя нам не удалось, по-видимому, он был утилизирован). Многие отсутствовавшие оригинальные детали без зазрения совести (по принципу "всё равно никто не помнит, как на самом деле было") заменяли на современные, от Ikarus 256. Рулевое колесо подобрали нарядное, белое, но не родное, а от Татры. С молдингами решили не заморачиваться. Задний бампер восстанавливать не стали. Пассажирские сиденья и плафоны освещения салона — от Туриста. Листы обшивки наваривали внахлёст, густо замазывая стыки толстым слоем шпатлёвки. Наспех облили краской. Но машина всё равно засияла!

Представляете, какой дизайнерский потенциал был заложен в этот автобус, если после всех лишений и упрощений машина всё равно Смотрелась с большой буквы?

27 сентября 2006 года, в день 80-летия открытия автобусного движения в Ленинграде (о спорности этой даты мы ещё как-нибудь поговорим), Ikarus 55 Lux вновь выехал на улицы города, где всю жизнь проработал.

Сигара на площади Восстания. Парад в честь 80-летия открытия автобусного движения в Ленинграде, 27 сентября 2006 года. Обратите внимание на волнообразность стыков кузовных панелей.

Сигара на параде 27 сентября 2006 года, Пироговская набережная.

Вот как выглядел восстановленный салон на тот момент:

В салоне Ikarus 55 Lux, 27 сентября 2006 года.

Через три дня, уже в выходной день, колонна музейных автобусов, на этот раз без воздушных шаров, вновь повторила свой торжественный выезд:

Повторный парад 30 сентября 2006 года. Дворцовая площадь.

Третий и последний выезд Люкса состоялся через год с небольшим, 14 декабря 2007 года. Обратите внимание, как потускнела краска всего за год:

Ikarus 55 Lux на территории Трамвайного парка им.Леонова, в музее городского электротранспорта. 14 декабря 2007 года.

Выставка музейных автобусов ГУП Пассажиравтотранс на территории трамвайного парка Леонова, 14 декабря 2007 года.

А дальше… Светлая полоса сменилась тёмной. Поменялось руководство предприятия, новое начальство не питало уважения к истории, поэтому многие музейные машины, в числе которых оказалась с "Сигара", оказались на улице.

Так Ikarus 55 Lux встретил зиму 2010 года…

А так — зиму 2013 года…

С каждым годом машине становилось всё хуже и хуже. Постепенно исчезли противотуманные фары, "налобный" фонарь, разбилось заднее гнутое стекло, в салон было лучше уже не заходить… Не говоря о кузове, из-под обшивки которого полезла разрушающая всё на своём пути ржавчина.

Такой мы увидели машину осенью 2014 года.

Уникальное заднее стекло утрачено, рамка между стёклами прогнила.

Здесь явно потрудились местные художники — видна рука мастера.

Утрачена крышка топливного отсека.

В салон страшно зайти.

Не будем рассуждать о том, кто и почему так поступил с машиной, да и вам, уважаемые читатели, не советуем. Это не главное. Главное то, что эта, чёрная полоса жизни "Сигары" — позади.

В ноябре 2014 года в судьбе Ikarus 55 Lux наступил переломный момент. Отныне этот уникальный автобус не забыт, не брошен на произвол мародёров, не мокнет под дождём. Отныне начата его реставрация, причём более тщательная и исторически достоверная, чем в 2006-м. Но об этом — в следующей публикации. Следите за обновлениями!

PS. Если кто-то из Вас, уважаемые читатели, видел или знает о местонахождении таких автобусов или их деталей — сообщите в комментариях или в личном сообщении. Спасибо!

PPS. Также будем благодарны, если посетители старшего возраста, которым посчастливилось ездить на таких автобусах в шестидесятые-семидесятые годы, поделятся воспоминаниями. Какими они были? Как вели себя на дороге? Что в них Вам запомнилось? Любая информация может помочь нам в восстановлении этой машины. Спасибо!

Источник

Картина дня

наверх