Любопытная и малоизвестная разработка Кременчугского автозавода своими истоками уходит в начало 1980-х, когда на заводе по заказу военного ведомства разрабатывали многоцелевое шасси бескапотной компоновки с четырьмя ведущими мостами. Проект назывался «Открытие».
Первый ходовой прототип имел индекс КРАЗ ЧР-3120, и имел своеобразную особенность конструкции – его рама состояла из двух частей.
Все колёса были неуправляемыми, спереди стояла задняя подвеска от грузовика КРАЗ- 260, а поворот машины происходил за счет поворота полурам, рулевое управление было гидрообъемным, гидроцилиндры управляли поворотом полурам, система примерно такая же, как на тракторе К-700.
Кабина была вынесена вперед и над двигателем находилась частично, но она не откидывалась, доступ к мотору, в случае необходимости, был изнутри, открыв люки. Кабина была от обычного КРАЗ-260, только без капота, из-за чего смотрелась слегка несуразно, но для прототипов подходила и такая.
Вскоре появляется и КРАЗ ЧР-3130 с неразрезной рамой и двумя передними управляемыми мостами. Первый опытный грузовик этой серии был построен был построен в 1982 году. Машины проходили сложные испытания, идним из которых была беспрерывная работа в течении 12 часов в условиях сильной запыленности. По результатам испытаний было принято решение основаться в дальнейшем на версии с цельной рамой. К тому же заказчики выдвинули требование – сделать откидную кабину для улучшения доступа к двигателю.
Двигатель был многотопливный. 12-цилиндровый ЯМЗ-8425 имел мощность 360 л.сс и мог работать на разного качества «солярке», керосине, в том числе и авиационном, бензинах. Коробка передач – 5 ступенчатая с делителем, общее количество скоростей вперед – 10 и 2 реверсных.
Мосты и подвеска были максимально унифицированы с серийным грузовиком КРАЗ-260, оба передних моста – управляемые, второй сделан проходным. Подвеска была рессорная, с амортизаторами.
Дальнейшее развитие машина получила под индексом КрАЗ-3Э6316.
В 1984 году уже четыре опытных образца были представлены для испытаний. Машина имела новую раму, новую откидную кабину, в подвеске были новые рессоры и амортизаторы оригинальной конструкции, был еще целый ряд доработок и усовершенствований конструкции.
Начались масштабные испытания, в ходе которых грузовики преодолели более 220 тыс. километров в различных климатических зонах при температурах от -50 до +40 градусов по Цельсию, разные рельефы местности, в том числе бездорожье, пашню, пустыни, заболоченные участки и горные перевалы высотой более 4000 метров над уровнем моря.
Испытания длились год, с марта 1985 года по апрель 1986-го. Комиссия подтвердила успешное прохождение испытаний, за исключением мелких недочётов, которые конструкторам предписывалось устранить.
Всё шло по плану, и машина имела шансы быть рекомендованной к производству, но в 1987 году от военных пришло новое требование, сулившее внесение изменений в конструкцию. Кабина должна была находиться перед силовым агрегатом.
Это требование было выполнено, в результате чего, по сути, появилась новая машина под индексом КРАЗ-6Э6316. Литера «Э» означала – экспериментальный. Кабина изменилась.
Испытания обновленной версии были завершены к концу 1988 года. В спешке измененная компоновка себя проявила не с лучшей стороны, но ничего критического не было, мелкие недочёты конструкторы устраняли.
Несмотря на то, что машина была фактически готова к производству, конвейера она так и не увидела. В 1989 году основной заказчик вновь изменил требование к конструкции, а в 1991 году государству стало уже совсем не до разработок подобного рода.
До наших дней точно сохранилось 3 экземпляра этого оригинального грузовика. Два из них находятся в музее Рязанского военного института, третий – в Кременчуге , предположительно, сохранился еще один, четвёртый экземпляр, где-то в Сибири, но точных данным по нему мне найти не удалось.
Свежие комментарии