"Мы познакомились с Бу Андерссоном в августе 2014-го, на Московском международном автосалоне. Яркое выступление, красивый стенд АВТОВАЗа с презентацией новой линейки автомобилей, четкие ответы на каверзные вопросы журналистов, уверенность в своих действиях, выраженная в каждом жесте и взгляде — все выдавало в нем харизматичного лидера, управленца «от Бога», чье мнение безапеляционно и единственно верное.
Тогда я рассказал ему о нашей задумке — серии публикаций в рамках спецпроекта «Один день из жизни Президента» и предложил стать первым героем. «Возможно», - ответил он, не сказав ни «да» ни «нет».
Прошло 3 месяца. На часах 4.45 утра. Мы в Тольятти. У входа в отель нас ждет микроавтобус, который отвезет нас в дом Президента.
УТРА
Минутой ранее он открыл черные металлические ворота, и мы медленно въехали во двор огороженного высоким кирпичным забором участка.
Трехэтажный дом, облицованный камнем, подземный гараж, аккуратные ели и корабельные сосны. Дом Президента соседствует с коттеджами успешных тольяттинских предпринимателей в поселке, находящемся в 20 километрах от центра города.
На тв-стойке — DVD диск со знаменитым сериалом «Suits» (в русской версии перевода 2 названия — «Форс-мажоры» и «Костюмы в законе»). Захватывающая история старшего партнера крупнейшего юридического бюро Нью-Йорка и его помощника — войны корпораций, многомиллиардные иски, бессонные ночи и фантастические по красоте решения, принятые на высшем уровне.
Президенту диск с фильмом передал его помощник. Бу его еще не смотрел, но к просмотру, видимо, подготовил. Масштабы событий, показанных в сериале, сопоставимы с реалиями АВТОВАЗ и я не удивлюсь, если когда-нибудь история жизни Бу Андерссона станет прототипом очередного голливудского киношедевра.
— Куда мы идем?
— В спальню, ведь вы этого хотели.
Винтовая лестница, несколько узких пролетов, и вот, передо мной Президент крупнейшего производителя легковых автомобилей России и Восточной Европы.
Он выглядит немного уставшим. На правой руке — часы Ballon Bleu de Cartier, первый и единственный атрибут, подчеркивающий статус визави. Часы - необходимость. Они показывают время, столь драгоценное и неминуемо убегающее.
Из одежды — синее поло с логотипом хоккейного клуба Lada и тренировочные спортивные штаны. С первого взгляда ни за что не скажешь, что перед тобой - президент автомобильной империи.
— Что мы можем снимать?
— Все, мне нечего скрывать, — говорит он и отправляется чистить зубы.
Паста «President» с говорящим названием. Пенка, бритва, шампунь - он один из нас, человек из плоти и крови, даром что управляет гигантской автомобильной корпорацией.
— Доброе утро! Как мне к вам обращаться? Господин Президент, мистер Андерссон?
— Зови меня Бу.
— Бу, могу я попросить вас?
— Конечно.
— Будьте предельно честны со мной сегодня.
— Даю слово, — Президент отвечает мне крепким рукопожатием.
Я сказал: с сегодняшнего дня мы меняем ситуацию на заводе. И начнем с туалетов. К 6 часам вечера эти проблемы должны быть решены. И они справились.
Я ответил тогда просто — не надо отталкиваться только лишь от мнения покупателей, которые у нас уже есть. Надо думать и о тех, кто ими еще не стал.
Желтые тюльпаны — выбор моей
любимой жены.
Обычная комната метров 16, резная мебель с позолотой — ощущение роскоши, но при этом скромность. Сорочка Brioni и простая вешалка из заурядного гипермаркета. Обладатель почетного звания «Лучший руководитель автомобильной отрасли в Европе» осознает свой статус, но не кичится этим. С ним комфортно в общении.
Он успевает переодеться за 7 минут. Выбрав один из 13 костюмов, несколько секунд раздумывает над галстуком.
На столе рядом — два мобильных телефона (iPhone и Blackberry), ремень, запонки, очки в футляре и шведские жевательные пастилки Lakerol.
Финальный штрих — фирменный значок LADA, который Бу аккуратно закрепляет на лацкане пиджака. Взгляд в зеркало — Президент готов к работе.
Бу стремительно покидает дом. Во дворе его ждут скандально известные Lada Largus. В августе 2014 Президент распорядился выставить на продажу 18 дорогих иномарок, на которых передвигались топ-менеджеры АВТОВАЗа. Тогда он потребовал распродать автопарк за 10 дней, а в качестве новых служебных авто выбрать продукцию завода. Сам пересел на «Ларгус» в комплектации VIP. | Президент садится на заднее сиденье, ворота раскрываются, и наш микроавтобус пристраивается за машиной сопровождения. |
Мы успеваем с трудом — «Ларгусы» кажутся слишком проворными, лихо вписываясь в крутые повороты темной лесной дороги.
Пустынный утренний Тольятти встречает нас красивой подсветкой знаменитой высотки АВТОВАЗ с гигантским металлическим логотипом на крыше.
На часах 6:40. Шлагбаум первый, второй, выпрыгивающая на ходу охрана — сомнений, что каждое действие выверено как минимум месяцами, — нет.
Первый объект — цех по сборке Datsun ON-Do. По дороге Президент успел переодеться в фирменную заводскую форму с логотипом АВТОВАЗ в области сердца.
В руках у Бу блокнот и ручка. В компании с переводчиком он пожимает руку мастеру цеха и тут же обрушивает на него шквал вопросов:
Все ответы фиксирует в блокнот, делая пометки. После короткой беседы Президент быстрым шагом обходит цех, периодически проверяя, как закрываются двери собранных автомобилей.
Через 10 минут, минуя отдыхающих рабочих, мы заходим в небольшую комнату, где Бу устраивает полноценную 20-минутную планерку.
— Не обращайте внимание, эти журналисты сегодня проведут со мной весь день, и я хочу, чтобы этот день ничем не отличался от всех предыдущих.
— Будьте честны и отвечайте на все вопросы, которые вам могут задать.
Выслушав краткие отчеты за минувший и планы на текущий день, Президент произносит:
— Сегодня ночью я получил анонимное электронное письмо. Кто-нибудь что-нибудь знает об этом? О проблеме, которая была там описана. Нет? Собравшиеся руководители переглядываются и молчат в ответ. |
Вопросов нет. Президент предлагает «сверить часы» и рассказывает свой график на ближайшую неделю — участие в выставке с презентацией концепта Vesta и Xray, Urban 4x4, Largus и Kalina Cross, участие в форуме с Правительством Самары, встреча с Чемезовым, видеоконференция с Карлосом Гоном, заседание Совета Директоров в Москве, старт продаж Priora с «автоматом» в Санкт-Петербурге. Закончив, он предлагает пройтись по цехам.
Доверяй, но проверяй. Выискивая потенциального респондента, я решительно направляюсь на линию финальной сборки Lada Priora. На мой вопрос, как часто можно увидеть Президента в цехах, девушка оператор смеется: «Мне кажется, он не только видит нас каждое утро, но уже и по именам знает».
Довольный ответом, Бу показывает мне на часы. Ускорив шаг, мы направляемся к выходу.
3 мастера и несколько руководителей подразделений.
В ответ — аплодисменты. Не дожидаясь реакции, Президент стремительно выходит из зала.
На часах 13:40. Мы едем в офис.
Прессовочной машиной весом 70 тонн управляет 12 человек, среди которых 2 оператора и 10 укладчиков, отслеживающих качество деталей. Я замираю, глядя, как роботы, словно в фильме «Трансформеры», с потрясающей четкостью перемещают матовые пластины крыльев.
Бу внимательно слушает краткий доклад руководителя производства, изредка перебивая его уточняющими вопросами. Ответы по-прежнему быстро заносит в блокнот.
Мы перемещаемся в чугунный цех. Здесь жарко, и меня не покидает ощущение, что мы переместились в прошлое на машине времени. Здесь все по-иному.
Бу Андерссон обходит цех по периметру и, задержавшись на выходе, уточняет у начальника цеха, как его мастера отреагировали на утреннюю новость о повышении зарплаты на 25%. Получив ожидаемый ответ, напоминает:
Мы покидаем зал. Пропустив нас вперед, Бу устраивается у окна микроавтобуса и задумывается на несколько секунд, направив взгляд на мелькающие в окне здания.
— Последние пару месяцев были катастрофой для меня — мы не выпускали автомобили, не отгружали уже готовые из-за сбоев в поставке комплектующих от поставщиков. Мы все устали из-за накопившейся отрицательной энергии.
— Мне говорят, как ты можешь быть таким оптимистом? Я отвечаю: а хуже уже быть не может. Наша главная задача — загрузить производственные мощности на максимум, решить вопрос с поставщиками и тогда все наладится.
Улыбнувшись, он отворачивается и вновь смотрит в окно. Минуту спустя, не меняя положения, произносит:
— Каждый день рано утром я приезжаю в цеха не просто так. Это своеобразный «массаж» для сотрудников. Я хочу, чтобы у них появилось чувство ответственности за свои действия. Они должны понимать, что от качества их работы зависит процветание завода. У нас одна цель — сильный АВТОВАЗ.
24-й этаж. Офис Президента. В Приемной — вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко. Президент приглашает его в кабинет.
За 40 минут Бу Андерссон успевает обсудить многие вопросы, затронув даже возможность брендирования обновленного аэропорта Самары фирменной ладьей предприятия и встречу участников форума в следующем году новыми моделями Lada.
Мы остаемся одни. Президент на ногах более 14 часов. Он просит принести ему чай. Откидываясь на спинку кресла, Бу предлагает мне присоединиться. Он задумчиво смотрит на аквариум.
— Знаешь, удивительное дело. Когда я пришел в «Группу ГАЗ» — меня не знал никто. Уходя — все любили. Когда я пришел в АВТОВАЗ — меня знали все, но не было ни одного человека здесь, кто бы меня не ненавидел. Я понимаю, нужно время, чтобы завоевать доверие. Понимаю…
что у нас по плану?
— Спасибо! Напиши, как все было на самом деле — только без недосказанности и приукрас.
— Даю слово.
Свежие комментарии