Двадцать лет спустя по той картине мира остается только ностальгировать. Автопроизводители начали выводить премьеры в виртуальное пространство, а пандемия коронавируса сделала этот формат основным. Вековая традиция международных автосалонов посыпалась, как карточный домик. Раньше каждый календарный год начинался с Детройтского мотор-шоу, но в 2021-м оно состоится лишь осенью. Если состоится вообще.
Мы решили вспомнить экспериментальные премьеры двадцатилетней давности из города моторов, с которыми автомобильные компании вошли в XXI век. Этими концепт-карами дизайнеры и инженеры хотели показать свое видение будущего. Откуда мы теперь на них и посмотрим.
BMW X coupe
Кроссоверы проникли во все мыслимые рыночные сегменты, а заодно и в палитры производителей, дистанцировавшихся от аббревиатуры SUV всю сознательную жизнь. Теперь вседорожники выпускаются даже под марками Rolls-Royce, Lamborghini и Aston Martin, к которым скоро присоединится Ferrari. Так обстоят дела в настоящее время, но два десятка лет назад автомобили, обитающие на стыке разных миров, не могли похвастаться подобной многочисленностью и вариативностью. Пытаясь нащупать верный след, производители давали волю фантазии, и тогда на свет появлялись интересные, самобытные, а порой и кощунственные творения за гранью условностей и классов.
Фото: BMW
К последним относится кросс-купе BMW, готовившее зрителей к новому фирменному языку дизайна. «X coupe сознательно играет роль бунтаря. Он не стесняется выглядеть парадоксальным или противоречивым — купе, способное ездить за пределами дорог… спорткар с дизельным двигателем… асимметрия в экстерьере и интерьере», — точно охарактеризовала свое творение немецкая компания. Концепт с посадочной формулой 2+2 получил рядный шестицилиндровый турбодизель объемом 3,0 литра мощностью 184 л.с. от BMW 530d, пятиступенчатую автоматическую коробку передач и полный привод.
Chrysler Crossfire
В 2000 году Chrysler покинул шеф-дизайнер Том Гейл, полтора десятилетия определявший облик продукции и сделавший ее стилистическим лидером как минимум на фоне машин других американских брендов. После его ухода концерн начал формировать новый язык дизайна, сделав шоу-кар Crossfire одним из предвестников больших перемен. «Уверен, что автомобиль может стать вечной классикой, если мы его выпустим», — тешил себя иллюзиями старший вице-президент Chrysler Тревор Крид. На первый взгляд детройтский концепт почти копирует представленное вскоре серийное купе, в адрес внешности которого лишь ленивый не отпустил острое словцо. Однако это не так. Колесная база выставочного экземпляра, равная 2606 мм, превосходила расстояние между осями у дорожной версии на 206 мм. Их техническая начинка контрастировала словно Нью-Йорк и Берлин.
Фото: Chrysler
Crossfire базировался на шасси родстера Mercedes-Benz SLK с немецкими силовыми агрегатами, в то время как его прообраз отличало алюминиевое шасси, накрытое единой углепластиковой скорлупой с выразительным «лицом». Спереди установлены 19-дюймовые диски с покрышками размерностью 255/40 R19, а в задние арки втиснуты аж 21-дюймовые колеса с шинами 295/35 R21. О красоте двухдверки, балансирующей на тонкой грани между авангардом и ретро, можно долго дискутировать, но в оригинальности ей не откажет даже скептик. Как, впрочем, и в бодрости духа! Компрессорный крайслеровский двигатель V6 объемом 2,7 литра (275 л.с. и 366 Нм) в паре с пятиступенчатой «механикой» позволял набирать 97 км/ч (60 миль/ч) за 5,8 секунды.
Dodge Super 8 Hemi
Новый язык дизайна Chrysler начале нулевых годов с самого начала являлся нарочито грубым и бескомпромиссным посланием. Достаточно взглянуть на отталкивающую оригинальность шоу-кара Super 8 Hemi, граничащую с несуразностью, чтобы с тоской вспомнить эпоху Тома Гейла.
Фото: Dodge
Впрочем, экспериментальному седану безусловно следует отдать должное. Он намекнул на серийный Dodge Charger и ознаменовал долгожданный переход больших легковых моделей с переднеприводных платформ на шасси с продольной компоновкой силового агрегата, да еще и заявил о возвращении в строй моторов V8. Агрегат нового поколения с историческим и магическим названием Hemi стал неотъемлемой частью образа мускулистого Dodge. С 5,7-литровым «зверем» (358 л.с. и 536 Нм) и четырехступенчатым автоматом шоу-кар достигал 97 км/ч (60 миль/ч) примерно за 5,7 секунды и выжимал почти 250 км/ч. Детройтские «мускулы» готовились к ренессансу!
Ford Forty-Nine
Некоторые концепт-кары умудряются надолго поселяться в дальних уголках сознания и заставляют искренне жалеть о том, что производитель не сподобился превратить их в серийную модель. Заднеприводное ретрокупе Forty-Nine с обликом от легендарного американского дизайнера Чипа Фуза и 3,9-литровой «восьмеркой» определенно из числа таких душевных, «теплых ламповых» машин.
Фото: Ford
Автор неординарного проекта черпал вдохновение в Ford 1949 года, первом послевоенном американском легковом автомобиле, который еще в давние времена приглянулся гаражным умельцам и специалистам кастом-ателье. Неординарных личностей, вооруженных болгаркой и аэрографом, направляла страсть и фантазия, а результатом их творчества становились распластавшиеся по асфальту уличные стиляги с заниженной крышей. Будучи плоть от плоти хотроддером, Чип Фуз отдал дань уважения классике и ее наследию, интерпретировав стиль конца сороковых годов на современный манер. Готичный, сумрачный, потусторонний Forty-Nine производит неизгладимое впечатление по сей день, но, как это нередко бывает, он оказался слишком нишевым и специфичным, чтобы попасть на конвейер.
Honda Model X
На Нью-Йоркском автосалоне 2002-го компания Honda представила серийный кроссовер Element, анонсированный детройтским концептом годом ранее. Мистер «Икс» полностью переосмысливал суть многоцелевого автомобиля для людей, ведущих активный образ жизни и предпочитающих частые вылазки на природу. Он, равно как и пикап Ridgeline с подчеркнуто легковой конструкцией, демонстрировал интерес производителя к абсолютно нестандартным многоцелевым моделям с ярким жизнерадостным дизайном, начисто лишенным черт классических траков.
Фото: Honda
«Model X – это нечто большее, чем пикап и большее, чем SUV. Его красота заключается в утилитарности, универсальности и функциональности. Он предоставляет вам все необходимое для захватывающего путешествия», — расхваливал машину Том Эллиот, исполнительный вице-президент American Honda Motor Co. Предвестник нового «элемента» в хондовской периодической таблице получил атмосферную «четверку» с системой изменения фаз газораспределения i-VTEC, пятиступенчатую «механику» и передний привод, в то время как серийный Element мог также радовать путешественника автоматической коробкой передач и всеми ведущими колесами.
Infiniti FX45
В начале нулевых премиальный дивизион компании Nissan точил зубы на сегмент престижных кроссоверов, а заодно намеревался отобрать часть аудитории у полноразмерных роскошных седанов. На роль вестника амбициозных планов отрядили концептуальный FX45, который в своей первоначальной итерации кардинально отличался от раздутого и надменно-агрессивного «бульдога», появившегося годом позже.
Фото: Infiniti
С точки зрения инжиниринга шоу-кар в точности доносил до аудитории основные принципы и ценности перспективной модели. FX не задумывался в качестве внедорожника, но представлялся своими создателями в роли многоцелевого универсального бойца и на все руки мастера. С двигателем V8, независимой короткоходной подвеской и 20-дюймовыми колесами с шинами 285/50 R20 он мог дать отпор быстрым легковушкам и при этом не страшился несложной пересеченной местности. Выставочный вариант 2001 года по-своему интересен, но сейчас, по прошествии многих лет, совершенно очевидно, что второй дубль, внешне практически не отличавшийся от серийного FX, гораздо выигрышнее.
Jeep Willys
Историческое название, некогда принадлежавшее славному вояке времен Второй мировой войны, казалось бы, обязывает как минимум к стилистическим цитатам. Но марка Jeep продемонстрировала определенную смелость перед лицом ревностных поклонников культовой модели и наградила именем Willys пижонскую машину в стиле пляжных багги.
Фото: Jeep
Внешний вид в данном случае дело десятое — куда интереснее анатомия вездехода. Легкую алюминиевую силовую структуру венчает кузов из полностью перерабатываемой пластмассы, который вдвое легче обычного стального. Применение «невесомых» материалов позволило удержать массу автомобиля в пределах 1315 кг на зависть спорткарам, что к тому же является существенным плюсом на бездорожье. К нему Willys с постоянным полным приводом, огромным дорожным просветом и 22-дюймовыми колесными дисками определенно готов! Вопреки заветам «Рэнглера» он имеет балку моста только сзади и довольствуется скромной компрессорной «четверкой», развивающей 160 л.с. и 210 Нм.
Mazda RX-8
Mazda начала готовить преемника культового спорткара RX-7 в конце девяностых без оглядки на облик своих роторных купе. Вектор дизайнерской стратегии указал шоу-кар RX-Evolv 1999 года в новомодном стиле Zoom-Zoom и с необычными задними дверьми, открывающимися против направления движения. К Детройтскому мотор-шоу 2001-го проект эволюционировал в концептуальный RX-8, от которого до серийной «рыксы» было рукой подать.
Фото: Mazda
Ключевые технические особенности и параметры новейшего роторно-поршневого двигателя Renesis, ставшего центром изящной и нетривиальной композиции, тогда наделали немало шума. Отсутствие турбонагнетателя и, соответственно, прежней мощности — производитель пообещал до 250 л.с. при 8500 об/мин — попытались компенсировать легкостью и управляемостью. Крошечный и на 30% более легкий двухсекционный агрегат разместили в пределах колесной базы, добившись идеального распределения массы по осям. Интересно, что серийный автомобиль с минимальными изменениями унаследовал экстерьер экспериментального спорткара, но отверг салон, отличающийся металлизированной центральной консолью и индивидуальным оформлением панели приборов.
Mitsubishi RPM 7000
В начале нулевых «три бриллианта» беззаветно и упрямо меняли сдержанный и гармоничный фирменный стиль на нечто кардинально новое. Поиски привели к так называемому геомеханическому дизайну, воплощения которого варьировались от оригинальных до откровенно отталкивающих. Впрочем, полноприводный концепт-кар RPM 7000 от калифорнийской студии Mitsubishi Research and Design America (MRDA) определенно достоин того, чтобы считаться удачным экспериментом. На стыке вселенной кроссоверов и спорткаров родился напористый агрессивный автомобиль с чертами ралли-рейдовых монстров и даже формульных болидов, на которые намекнул рельефный «нос» и шины Goodyear 245/60 VR19 с рисунком а-ля дождевые гоночные покрышки.
Фото: Mitsubishi
«Семитысячный» кажется разлапистым здоровяком, но по факту представляет собой компактную дерзкую «игрушку». Его длина равна 4318 мм, колесная база — 2640 мм, ширина — 1855 мм, а высота — 1550 мм. Мал да удал! Салон вышел еще более бескомпромиссно-спортивным, с ковшами, минималистичной передней панелью и интегрированным каркасом безопасности. По начинке концепт близок к культовому Lancer Evolution, что вполне естественно. Во второй половине девяностых спортседан четырежды привозил Томми Мякинена к чемпионскому титулу и передал шоу-кару частичку своего могущества в лице 315-сильного турбонаддувного двигателя 4G63T объемом 2,0 литра с пятиступенчатой «механикой».
Nissan Alpha-T
Готовя вторжение в сверхпопулярный сегмент полноразмерных пикапов, американское крыло Nissan понимало, что схватка с бестселлерами Ford F-150 и Chevrolet Silverado будет очень тяжелой, и сделало ставку на оригинальность, дабы его «трак» отличался от «коренных американцев».
Фото: Nissan
Концепт Alpha-T, обозначивший очертания перспективной модели Titan, получился по-своему интересным — футуристическим «луноходом» с нарочито зализанной передней частью кузова, полуторной кабиной с задними дверьми, открывающимися в противоположную сторону относительно передних, 22,5-дюймовыми колесными дисками с шинами 265/60 R 22.5 и 4,5-литровым двигателем V8 мощностью 300 л.с. Серийная версия сохранила некоторые его стилистические особенности и заполучила в свой арсенал «восьмерку» объемом 5,6 литра, но альфой среди больших пикапов не стала — продажи модели Titan по сей день остаются довольно скромными.
Volkswagen Microbus
За последние двадцать лет фольксвагеновцы неоднократно экспериментировали с ретрофутуристическими однообъемниками, отсылающими к культовым микроавтобусам Type 2 T1 и T2. Первой ласточкой был детройтский шоу-кар Microbus. Как и серийный New Beetle, который с точки зрения компоновки не имел ничего общего с заднемоторной легендарной моделью, он родился на волне стиля неоретро — эстетики, возвращающей к жизни дизайн знаменитых автомобилей далекого прошлого.
Фото: Volkswagen
Наш герой выглядит гигантом рядом с серийными машинами из пятидесятых-семидесятых годов и последующих концептуальных Bulli, BUDD-e и I.D. BUZZ. Длина равна 4722 мм, ширина составляет 1909 мм, а высота достигает 1904 мм. Только взгляните на 20-дюймовые колесные диски, которые кажутся крошечными на фоне массивного и отнюдь не милого кузова. Он выглядит холодным, отстраненным и лишенным намеков на какую-либо игривую несерьезность а-ля прадеды-хиппимобили. Естественно, Microbus укомплектован не экологически чистой силовой установкой, а по-старинке — 234-сильным двигателем V6 объемом 3,2 литра.
Volvo ACC
В 2002-м паркетник XC90 первого поколения открыл принципиально новую страницу в истории бастиона спокойствия и безопасности. Годом ранее шоу-кар ACC (Adventure Concept Car) разжег огонь общественного интереса к небывалому Volvo.
Фото: Volvo
Не правда ли, тогдашний главный дизайнер марки Питер Хорбери и его команда проделали великолепную работу? Перед посетителями выставки в Детройте предстал полноразмерный эскиз, в точности повторяющий очертания и пропорции серийного автомобиля. Четырехместный интерьер ACC, представляющий собой симбиоз лаконичности и консерватизма, был нафарширован телевизором, высококлассной акустической системой и холодильником. Богатый внутренний мир демонстрировал общую архитектуру и некоторые принципиальные стилистические решения, уготованные перспективному кроссоверу.
Свежие комментарии