Не секрет, что ВАЗ имел больше фанатов в СССР. Но и у любителей Москвича были свои весомые аргументы, не связанные только с эмоциями.
Лицом к лицу
Конечно, ВАЗ-2101 стал сенсацией в 1970 году. В те времена любой новый автомобиль в СССР вызывал огромный интерес. А тут появилась совершенно новая машина, новой марки, способная конкурировать с такими популярными и дефицитными Москвичами
Интерес к Жигулям был огромный. Однако у некоторых опытных автолюбителей эта машина поначалу вызывала опасения. Бывший FIAT многим казался менее прочным и надежным, чем автомобили АЗЛК.
Как вспоминают очевидцы, в начале 1970-х годов на некоторых предприятиях "копейку" было даже проще купить, чем Москвич-412.
ВАЗ-2101 стал советской сенсацией начала 1970-х годов.
По характеристикам Москвич-412 не сильно превосходил ВАЗ-2101. При мощности уфимского двигателя 75 л.с. против 62 л.с. (позднее указывали 64 л.с.) у ВАЗ, паспортная максимальная скорость была одинаковой – 142 км/ч, а разгон до 100 км/ч у Москвича был лучше всего на 1 секунду. Конечно, в повседневной эксплуатации это было практически незаметно.
Условными конкурентами Жигулей были Москвичи-408 и особенно – 412.
По тормозам Жигули с дисковыми тормозами спереди, даже без усилителя, значительно превосходили Москвич с барабанными тормозами со всех сторон. Это сразу заметили все опытные автолюбители, впервые севшие за руль "копейки". Внешне Москвич-412 в начале 1970-х годов выглядел все-таки интереснее. Но дизайн – дело вкуса и, в общем-то, последнее, что волновало небалованных советских автолюбителей.
Москвич-412, помимо АЗЛК, делал и Ижевский автозавод.
«Поколение Некст»
Во второй половине 1970-х годов ситуация заметно изменилась. В производстве уже находился ВАЗ-2103, который стал символом престижа. Модный дизайн кузова и салона, а также более мощный двигатель сделали эту модель самой престижной после недоступной для большинства "Волги". Появление "тройки" усилило позиции Вазовских автомобилей на рынке и укрепило их репутацию среди советских автолюбителей.
ВАЗ-2103 выглядел очень богато.
В салоне «трешки» впервые в СССР появился тахометр, а набор модных круглых приборов включал и часы. Двигатель объемом 1,5 литра развивал 77 л.с. Благодаря этому машина была резвее, чем Москвич с мотором 412. Максимальная скорость ВАЗ-2103 составляла 152 км/ч, а разгон до 100 км/ч – 17 секунд, что на 2 секунды быстрее, чем у Москвича. Кроме того, ВАЗ-2103 получил вакуумный усилитель тормозов, который был и эффективнее, и надежнее гидровакуумного усилителя, стоявшего на 412-м.
ВАЗ-2103 в своем классе стал самой престижной машиной первой половины 1970-х годов.
ВАЗ-2106, появившийся в 1976 году, стал еще быстрее: он достигал максимальной скорости 154 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд. К тому же «шестерка» была отделана еще богаче «трешки». В частности, модель получила комбинированные обивки сидений, а передние кресла оснащались подголовниками.
Однако и Москвич заметно изменился. На модели 2140 был обновлен кузов, улучшена вентиляция, сделан новый салон, установлены подголовники на передние сиденья, а также модные руль и панель приборов. Также был установлен нормальный замок багажника вместо ранее часто заедающего троса, протянутого через весь салон. Эти изменения сделали Москвич более современным и удобным автомобилем.
Москвич-2140 стал прямым конкурентом «трешки».
Двигатель Москвича остался прежним, однако применение жигулевского термостата и карбюратора ДААЗ улучшило тепловой режим мотора, холодный пуск и отзыв автомобиля на действия педали газа. Значительно улучшились и тормоза: Москвич получил надежный и эффективный вакуумный усилитель и дисковые механизмы спереди.
Таким образом, Москвич-2140 стал современнее 412-го по ряду параметров: в салоне, тормозной системе, а также в системе охлаждения и питания. Эти изменения позволили сделать автомобиль более комфортным и удобным в управлении, а также повысить его конкурентоспособность на рынке.
Салон Жигулей был просторнее по ширине, что обеспечивало больше места для пассажиров, однако посадка за рулем Москвича оставалась более удобной для многих водителей. Хотя это, конечно, часто зависит от привычек и предпочтений конкретного человека.
По объему багажников оба автомобиля были довольно близки, но в Жигулях запасное колесо удобно размещалось в нише. В топовых моделях Жигулей багажный отсек дополнительно отделывался пластиком, что придавало ему более опрятный и современный вид.
Однако наиболее жаркие споры между автолюбителями вызывали ездовые качества автомобилей, а главное — надежность и долговечность их агрегатов и узлов. Эти аспекты в значительной степени определяли выбор покупателей, которые оценивали не только комфорт и внешний вид машины, но и ее эксплуатационные характеристики.
Предел прочности
Конечно, технологии изготовления комплектующих Жигулей и самих автомобилей были современнее, что положительно сказалось на качестве машин. Жигули в этом смысле стали советским эталоном. Но со временем ситуация изменилась.
Жигули с их устойчивым пуском в мороз и отличной печкой побудили многих автолюбителей ездить на личной машине круглый год. Однако через две-три зимы они сталкивались с активной коррозией, разъедающей кузов в самых разных местах. Москвич, в общем-то, гнил не меньше. Однако коррозия передка Жигулей, у которых амортизаторы упирались в кузов, приводила к нарушению геометрии передних колес. Именно поэтому со временем под капотом Жигулей стали устанавливать поперечные распорки. Москвич в этом смысле был попрочнее.
Машины заметно отличались и по задней подвеске. Примитивная, даже без стабилизатора, рессорная подвеска обеспечивала Москвичу управляемость не хуже, чем задняя подвеска Жигулей на пяти штангах. Проблема сильно изношенных Жигулей — коррозия крепления поперечной штанги к кузову, так называемого «домика». Ремонт требовал сварки, времени и квалификации. В ремонте жигулевская задняя подвеска была сложнее, чем москвичевская, особенно если требовалось менять не штанги в сборе, а лишь сайлентблоки.
Время показало
Жигули, конечно, были престижней. Но в начале 1980-х годов у вазовских моторов все чаще проявлялись дефекты распредвалов и преждевременный износ маслосъемных колпачков. Повышенный расход масла и дымность двигателей Жигулей стали массовыми.
Интерьер ВАЗ-2103 для середины 1970-х годов – очень модный и нарядный.
На этом фоне 412-й двигатель, который в те годы отличался высоким качеством, не требовал пополнения масла между техобслуживаниями и был ремонтопригодным благодаря наличию гильз, казался почти идеальным. Капитальный ремонт двигателя ВАЗ, напротив, было сложнее осуществить без профессионального оборудования, так как он требовал расточки цилиндров и хонингования.
Мотор от Москвича, склонный к детонации, был более капризным в настройках зажигания и карбюратора, что требовало определенного опыта и умения. Тем не менее, это не пугало опытных механиков и автолюбителей, которые умели справляться с такими особенностями.
Однако к концу 1980-х годов качество уфимских двигателей стало стремительно падать, и в начале 1990-х годов нередко встречались случаи откровенного брака. Это отрицательно сказалось на репутации Москвича и его двигателя, в то время как ВАЗ продолжал оставаться ориентиром для многих автолюбителей.
Интерьер Москвича-2140 в 1970-х годах выглядел вполне современно.
Коробки передач ВАЗ действительно были несравненно лучше по сравнению с теми, что устанавливались на Москвичи. На производствах АЗЛК применялся дистанционный привод с тягами, который вызывал определенные неудобства: люфты в соединениях и на рычаге быстро увеличивались, а синхронизаторы оставляли желать лучшего. Поэтому опытные владельцы Москвичей старались переключать передачи особенно аккуратно.
Владельцы Жигулей подобных проблем с коробкой передач не испытывали, но их автомобили сталкивались с массовой проблемой — износом крестовин карданного вала. Однако опытные автолюбители научились менять их практически молниеносно.
К концу 1980-х годов у владельцев Жигулей появилось больше проблем: ухудшилась работа электрики, отказывали термостаты, регулярно возникали течи в кранах отопителей. В это время сравнивать Жигули уже не с чем, так как производство Москвича-2140 было прекращено, а Москвич-2141 чаще сравнивали с «Самарой» — но это уже другая история.
Сегодня многие считают Москвичи классической компоновки и Жигули ретро-автомобилями. У каждой марки есть свои поклонники и несписуемые плюсы и минусы, поэтому вопрос о том, какая из машин лучше, остаётся актуальным и по сей день.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии