На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 564 подписчика

Свежие комментарии

ГАЗ 64. Первый русский джип

Эту малоизвестную в наше  время машину можно с уверенностью назвать самым первым советским  джипом. Она сугубо милитарного назначения, была построена на узлах  полноприводной «Эмки»  ГАЗ-61. Главным отличием ГАЗ-64 от ГАЗ-61 был  кузов очень упрощенной конструкции, не имевший ни крыши, ни дверей.  От  непогоды водителя защищал брезентовый тент, ну а двери… Как говориться –  крепче за баранку держись, шофёр.  

Держаться за руль  действительно надо было крепко, рулевое управление, усилителя не имело,  руль вращать приходилось с гораздо бОльшим усилием, чем у "Волги",  которая так же не отличается лёгкостью рулевого управления. Тормоза,  сцепление, всё усилие от педали передавалось непосредственно на  исполнительные механизмы, привод тормозов, кстати, был тросиковый,  механический, а не гидравлический. 

К разработке этой машины  конструкторы ГАЗа приступили в 1940 году, и менее чем через год уже  были готовы первые опытные ходовые экземпляры. 

Испытания проводились во второй половине апреля 1941 года.  

Машина позиционировалась  в качестве командирского автомобиля, разведывательного, и даже тягача  45-мм пушки, с которой он преодолевал 25- сантиметровый слой снежного  покрова.  

В целом, машина себя  зарекомендовала сравнительно неплохо, но полный цикл испытаний не  прошла, испытательную программу внезапно свернули, потребовав  предоставить машины пред светлы очи руководства страны. Новинку  осматривал Сталин и Ворошилов.  

Военные остались  недовольны этой разработкой, не в последнюю очередь из-за того, что  побаивались её «сырости», ведь испытания были прерваны, и все свои  плюсы, а главное – неожиданные минусы машина показать не успела. Поэтому  итоговый вердикт пестрил множеством замечаний – перегрев мотора,  недостаточная глубина преодоления брода (от 50 до 60 см, кстати, не так  уж и мало), недостаточный угол подъема на бездорожье, это было правдой,  18% - максимум, что мог выдать «Козлик».   

Кстати, именно эту машину впервые прозвали «козликом», в дальнейшем это народное прозвище переходило по наследству всем последующим русским джипам,   вплоть до УАЗ-469. Помимо «козлика» у машины была еще пара народных  прозвищ – «Иван Виллис» и «Чапаев». Легендарный американский «Виллис»,  кстати, в то время тоже еще только разрабатывался. 

Впрочем, не все военные  чины разделяли разгромное мнение своих коллег по этой машине. Маршал  Григорий Кулик обратился к Вячеславу Малышеву, возглавлявшему в те  времена профильное направление среднего машиностроения с просьбой  устранить ряд недоработок автомобиля ГАЗ-64, и по итогам устранения  недочётов предоставить новую партию из пяти машин для испытаний, так как  военное ведомство остро нуждалось в таком автомобиле. 

Изменения коснулись  многих деталей, в первую очередь кузова, у которого появился тот самый  тент от непогоды, а так же брезентовые шторки вместо дверей. Дверные  проёмы были изменены, передняя часть полностью изменилась, раму усилили и  доработали подвеску. Двигатель получил боле производительный  карбюратор, на первых экземплярах стоял карбюратор от КИМ-10,  не справлявшийся с высокими нагрузками.  После начала войны сроки сдачи  образцов машины для испытаний значительно сократились, сократилось и  количество машин для опытной партии – теперь к 15 августа 1941 года  требовалось предоставить всего 2 экземпляра – командирскую машину и  разведывательную.  

К концу августа  испытания, проходившие в ускоренном темпе, были завершены, джип приняли  на вооружение и потребовали немедленно приступить к производству.   Выпускалась машина с 1941 по 1943 год, всего было выпущено 672  автомобиля.  

ГАЗ-64 мог разгоняться  до 88 км/час, средний расход бензина на твердом грунте и хорошей дороге  был около 13.5 литров, на бездорожье доходил до 21 литра. Двигатель был  от «полуторки», четырёхцилиндровый, мощностью в 50 л.с., зажигание – от  магнето, а напряжение бортовой сети было 6 - вольтовым.  Коробка передач  четырёхступенчатая, понижающей передачи в раздатке не было, в качестве  неё для движения по бездорожью применялась первая, а трогаться в обычных  условиях рекомендовалось со второй скорости.  

До наших дней уцелело  всего несколько экземпляров ГАЗ-64, чаще встречаются различные переделки  из более позднего ГАЗ-67, выполненные в разной степени качества и  сходства с оригиналом.   

Картина дня

наверх