![](https://r4.mt.ru/r23/photoED96/20435439522-0/jpg/bp.jpeg)
У тольяттинского завода было много уникальных разработок: электрическая Ока, Нива с мотором, как у шаттла Буран, несостоявшийся седан гольф-класса...
Всех их, а также знаменитую путинскую желтую Калину можно увидеть в музее АВТОВАЗа.
В России существует несколько хороших музеев автомобильной техники. Один из них находится в Тольятти и посвящен истории бренда Lada.
В этот музей попадают только особо значимые автомобили Волжского автозавода. Из самых молодых экспонатов — первая собранная Гранта, первый серийный Ларгус, первая Калина-2 (есть и вообще первая собранная Калина, еще в прежнем кузове "седан")... Но этим машинам, по большому счету, только предстоит стать частью истории спустя много лет. Сейчас же наибольший интерес представляют те машины, которые уже едва ли можно встретить на улицах городов России. А некоторые невозможно встретить в принципе.
Музей рассказывает о работе Волжского автозавода буквально с первых лет его существования. Например, здесь представлен один из первых серийных автомобилей, собранных в Тольятти.
Эта же машина стала самой первой, реализованной через фирменную торговую сеть предприятия.
Вишневая "копейка" выпущена летом и продана в августе 1970 года. Спустя 19 лет эксплуатации владелец передал машину в музей, а в подарок за это получил от завода новый автомобиль — только что начавшую сходить с конвейера "девяносто третью".
![](https://r.mt.ru/r25/photoF4DF/20327730918-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r4.mt.ru/r23/photo8EF8/20658512371-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r23/photo8AC7/20104658069-0/jpg/bp.jpeg)
Есть в экспозиции и "двойка" — универсал на базе первой модели Жигули, ВАЗ-2102.
Такие машины выпускались с 1971-го по 1985-й, пока их не сменили универсалы модернизированной "классики" — ВАЗ-2104.
Представленная машина — первых лет выпуска, она сошла с конвейера в 1973 году.
Но в эксплуатации была до 2001-го и за эти годы успела пробежать порядка 110 600 километров.
Машина подарена музею профсоюзным комитетом завода.
![4.jpg](https://r.mt.ru/r24/photo9460/20550803767-0/jpg/bp.jpeg)
Телефонный аппарат, рабочий стол, ряд личных документов, памятных грамот, наград...
На фото — партбилет Виктора Николаевича с графой уплаты членских взносов и указанием месячного заработка в течение 1973 года.
Интересно, что зарплата генерального директора завода и зарплата, например рядового инженера, в то время различались всего в пять раз.
![5.jpg](https://r2.mt.ru/r23/photo82D8/20881585220-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r25/photoAD62/20773876616-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r4.mt.ru/r23/photoA607/20996949465-0/jpg/bp.jpeg)
![8.jpg](https://r3.mt.ru/r23/photo325D/20666168012-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r25/photo2478/20889240861-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r5.mt.ru/r25/photoC07E/20220022314-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r23/photo22C2/20443095163-0/jpg/bp.jpeg)
![12.jpg](https://r.mt.ru/r25/photo2934/20558459408-0/jpg/bp.jpeg)
"Десятка" в экспозиции музея выглядит как серийный автомобиль, но на самом деле это выставочный ходовой макет ВАЗ-2110 (впервые модель получила легкочитаемое имя Lada-110) ручной сборки. Этот седан в цвете голубой "металлик" и с салоном из кожи и замши собрали на заводе в 1994 году, за год с лишним до серийного выпуска модели, и представили в Кремле президенту России Б.Н. Ельцину и членам правительства. Как гласит сопроводительная табличка, Ельцин даже проехал на этой машине несколько сотен метров.
![](https://r4.mt.ru/r24/photo79E3/20450750804-0/jpg/bp.jpeg)
Ну а этот экземпляр — совершенно серийный и поездил он, мягко говоря, немало, причем по не самым простым "дорогам".
В течение 11 лет, с 1990-й по 2001-й, эта Нива трудилась в экстремальных условиях Антарктиды на Российской антарктической станции "Беллинсгаузен", перевозя грузы, буксируя малые суда и обеспечивая связь "Беллинсгаузена" с другими полярными станциями.
Суммарный пробег в условиях полного отсутствия дорог — более 10 000 километров. В 2001 году автомобиль изъяли из эксплуатации, восстановили, частично отреставрировали и сделали экспонатом музея.
В определенном смысле он выражает всю суть модели
![](https://r5.mt.ru/r23/photo1022/20335386559-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r24/photo6FA6/20004605106-0/jpg/bp.jpeg)
Еще один интересный внедорожник — 135-сильный прототип Lada Niva Sport, представлявший Волжский автозавод на международных ралли-рейдах "Атлас", "Марокко", "Сардиния", "Париж — Дакар" и "Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин". Общий пробег этого автомобиля составляет 200 000 километров. В 1995 году на супермарафоне "Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин", маршрут которого из-за сложности занесен в Книгу рекордов Гиннесса, российский экипаж А. Лакеев-В.Кольчугин занял на этом автомобиле второе место в классе Т-3.
![](https://r4.mt.ru/r25/photo6774/20227677955-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r25/photoA436/20781532257-0/jpg/bp.jpeg)
А эта Нива — не совсем "Нива". Точнее, совсем не Нива, а автомобиль на топливных элементах, сокращенно АНТЭЛ.
Привычного двигателя в нем нет — энергетическая установка, созданная с применением технологий космического корабля "Буран", позволяла вырабатывать электричество путем холодного синтеза водорода и кислорода.
Из выбросов в окружающую среду — только водяной пар. Переднеприводная машина, построенная в 2001 году (на фото) имела запас хода в 200 км, но АНТЭЛ-2 на базе хэтчбека ВАЗ-2112, появившийся за ним, был и более дальнобойным, и более мощным автомобилем.
![19.jpg](https://r.mt.ru/r24/photoBD1B/20896896502-0/jpg/bp.jpeg)
![20.jpg](https://r4.mt.ru/r25/photo5E97/20012260747-0/jpg/bp.jpeg)
![21.jpg](https://r.mt.ru/r25/photo1FB5/20343042200-0/jpg/bp.jpeg)
![22.jpg](https://r5.mt.ru/r24/photo53B4/20789187898-0/jpg/bp.jpeg)
![23.jpg](https://r.mt.ru/r23/photo19B2/20566115049-0/jpg/bp.jpeg)
![24.jpg](https://r3.mt.ru/r24/photoAD82/20119969351-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r23/photo74EC/20458406445-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r23/photo59C4/20466062086-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r4.mt.ru/r23/photo3759/20689134935-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r23/photo692A/20235333596-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r24/photoF2B9/20127624992-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r24/photo8269/20904552143-0/jpg/bp.jpeg)
Lada Rapan — один из безумных концепт-каров "старой школы" АВТОВАЗа, сохранившийся до наших дней, торжество биодизайна. Если бы (!) он когда-нибудь появился в серии, то назначением его были бы поездки в городе и парковых зонах. Все силовые агрегаты (электропривод и аккумуляторные батареи) находятся внутри рамы. Попасть внутрь концепта невозможно (это макет), но как следует рассмотреть детально проработанный футуристичный интерьер (чего стоит, например, рулевое колесо без ступицы) вполне реально. Впервые Рапан показали на Московском автосалоне в 1996 году, а два года спустя представили в Париже.
![31.jpg](https://r1.mt.ru/r23/photo6678/20912207784-0/jpg/bp.jpeg)
![33.jpg](https://r4.mt.ru/r23/photoD0E0/20135280633-0/jpg/bp.jpeg)
![32.jpg](https://r.mt.ru/r23/photo9E11/20358353482-0/jpg/bp.jpeg)
![34.jpg](https://r3.mt.ru/r23/photo3A31/20581426331-0/jpg/bp.jpeg)
Свежие комментарии